Версия для слабовидящих

III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ КУРСА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск

Тема 1.

1. В чем отличия точки зрения на понятие «психологическая коррекция» А.А. Осиповой и И.И. Мамайчук?

2. Какое определение понятию психологическая коррекция дали бы вы?

Тема 2.

1. Что означает принцип комплексности в коррекционной работе? Приведите примеры его реализации.

2. Приведите аргументы в пользу необходимости использования прин-ципа единства диагностики и коррекции.

3. Почему нельзя в процессе психологической коррекции ограничиваться работой только над одной психической функцией (памятью, вниманием, восприятием)?

4. Приведите аргументы для доказательства тезиса, что главная цель кор-рекционной работы - изменение внутренней позиции ребенка в процессе социализации и адаптации.

5. Назовите уровни иерархии психики. Каковы их функции?

6. Какие основные причины могут лежать в основе отклонений развития ребенка?

Тема 3

1. Назовите основные психологические новообразования ребенка в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте?

2. Напишите определение понятию «сензитивный» период и объясните, как оно связано с направлениями психокоррекционной работы.

3. Объясните понятие «психологический механизм» осуществления дея-тельности.

4. Что такое функциональная единица психической деятельности и как они связаны с направлениями психологической коррекции?

Тема 4

1. Охарактеризуйте психологические особенности детей каждой из четырёх степеней умственной отсталости в соответствии международной классификацией ВОЗ 10-ого пересмотра.

2. Составьте табличку с обозначением показаний и противопоказаний к коррекционной работе для каждой группы детей с общим психиче-ским недоразвитием согласно классификации М.С. Певзнер.

3. Объясните причины, по которым сложно добиться значимых результатов коррекции у умственно отсталых детей с недоразвитием лобных отделов мозга даже при лёгкой степени умственной отсталости?

Тема 5

1. Охарактеризуйте основное отличие этапов исторического развития методов психологической коррекции: первого этапа от второго, второго от третьего, третьего этапа от четвёртого.

2. Какую роль сыграла культурно-историческая теория Л.С. Выготского для развития коррекционных методов в СССР?

Тема 6

1. Назовите задачи, стоящие перед диагностическим блоком психокор-рекционного комплекса.

2. Какие критерии можно использовать для оценки эффективности кор-рекционного воздействия?

3. Какие источники информации можно использовать для оценки эффективности коррекционного воздействия?

Тема 7

1. Назовите основные функции коррекционной программы?

2. Какие части обычно включает коррекционная программа?

3. Перечислите виды коррекционных программ.

Тема 8

1. Сформулируйте основные условия выбора индивидуальной формы коррекции.

2. Какие задачи может решать групповая форма коррекции?

3. Что является противопоказанием против использования групповой формы коррекции?

4. Какова должна быть продолжительность групповых коррекционных занятий?

Тема 9.

1. Как соотносятся понятия «условия» и «закономерности» коррекционного процесса?

2. Что означают понятия общие и особенные условия организации кор-рекционного процесса?

3. Дайте перечень особенных условий коррекции в отношении любой формы дизонтогенеза.

4. Можно-ли считать условием организации коррекционного процесса общедидактический принцип «от простого к сложному».

Тема 10

1. Какая теория легла в основу психодинамической модели коррекции?

2. Какие задачи должны решать методы игровой терапии и арттерапии в рамках психодинамической модели коррекции?

3. Какие ограничения есть для использования метода психоанализа на де-тях?

Тема 11.

1. Какие теории и разработки легли в основу поведенческой модели коррекции?

2. Что нового внёс А. Бандура в поведенческую модель коррекции?

3. Какие психолого-педагогические условия необходимо создать для выработки новых форм адаптивного поведения?

4. Проиллюстрируйте на конкретных примерах использование ме-тодик: шейпинг, сцепление, фединг.

5. Что означает «отрицательное подкрепление», приведите примеры от-рицательного подкрепления.

Тема 12

1. Какие теории легли в основу когнитивных методов коррекции?

2. Перечислите основные отличительные признаки когнитивной модели коррекции.

3. Какие мыслительные стратегии с точки зрения Дж. Келли способст-вуют возникновению неадекватного поведения и патологических эмоций?

Тема 14

1. Какие теоретические положения легли в основу гуманистического подхода к психологической коррекции?

2. Что, по мнению гуманистических психологов, является причиной эмоциональных нарушений у человека?

3. Какие методы и приёмы используются в гуманистической модели коррекции?

4. Для коррекции каких расстройств обычно используются гуманистические методы?

Тема 15

1. Какие особенности развития детей 2-3 летнего возраста с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

2. Какие особенности развития дошкольника с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

3. Какие особенности развития младшего школьника с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

4. Какие особенности развития подростка с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

5. Какие направления коррекционной работы наиболее важны при работе с дошкольниками с умственной отсталостью?

Тема 16

1. Чем отличаются психометрическая, функциональная и нейропсихологическая модели коррекции?

2. Назовите примеры конкретных программ, разработанных в рамках этих моделей.

3. Что означает принцип «замещающего» онтогенеза, и для какой модели коррекции он характерен?

4. Что означает понятие «функциональная система», и какое значение она имеет для коррекции?

Тема 17

1. От чего зависит последовательность этапов психокоррекционной программы?

2. Обоснуйте последовательность этапов коррекции из программы развития пространственных представлений М.М. и Н.Я. Семаго.


В начало пособия >>>

ДРУГИЕ ГЛАВЫ ПОСОБИЯ

ВВЕДЕНИЕ

I. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ?

2. КАКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОМОГАЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОРРЕКЦИЮ?

3. ПО КАКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОБЫЧНО ВЕДЕТСЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ?

4. КАКИЕ ПОКАЗАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

5. КАКИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?

6. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС И ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ?

7. ЧТО ТАКОЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

8. НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ?

9. КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ?

10. В ЧЕМ СУТЬ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ?

11. В ЧЕМ СУТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

12. В ЧЕМ СУТЬ КОГНИТИВНЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

13. В ЧЕМ СУТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ?

14. КАКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ?

15. КАКИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

16. ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

II. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ КУРСА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

V. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2