Версия для слабовидящих

«Методология изучения социально-культурной парадигмы личности в России XX-XXI вв.»

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
«Методология изучения социально-культурной парадигмы личности в России XX–XXI вв.»

(государственный контракт от 20.07.09 г. № 02.740.11.0364)

Объектом исследования в инновационном теоретико-методологическом поле была определена личность в ее социально-культурной парадигме применительно к России XX–XXI вв., в связи с чем к взаимодействию личности и социума в ментальном аспекте этого процесса было применено моделирование. Способы работы по проекту основывались на современных приемах моделирования интегративной картины мира, где фокусом является человек как субъект и объект культуротворческой деятельности. В качестве структурно-семантических принципов формирования культурологической парадигмы определены историзм, типологизм, конкретная аналитичность, уровневая дифференциация культурного диалога. В качестве универсума культуры рассмотрена личность как субъект и объект культуротворческой деятельности.

Методология, на основе которой ведется исследование, запланированное на 2009–2011 гг., носит интегративный характер, включая в себя социокультурные, культурологические, персоналистские, культурноантропологические, культурофилософские, историко-типологические, синергетические, семиотические, психологические, герменевтические, педагогические теории, объединяемые комплексным представлением о личности как универсуме культуры.

В связи с тем, что объектом исследования определяется личность в ее социально-культурной парадигме применительно к России XX–XXI вв., моделирование должно быть применено к взаимодействию личности и социума в ментальном аспекте этого процесса. Поэтому способы работы по проекту основываются на современных приемах моделирования интегративной картины мира, где фокусом является человек как субъект и объект культуротворческой деятельности. В качестве структурно-семантических принципов формирования культурологической парадигмы определены историзм, типологизм, конкретная аналитичность, уровневая дифференциация культурного диалога. В качестве универсума культуры рассматривается личность как субъект и объект культуротворческой деятельности.

Интегративная культуроцентричная методика данного исследования, осуществленного с учетом общих тенденций современного социально-гуманитарного знания, где конкретные прецеденты решения проблемы социально-культурной парадигмы личности в России отсутствуют, является инновационным продуктом коллектива НОЦ «Культуроцентричность научно-образовательной деятельности», открытого в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 2008 году (директор — доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки РФ, действительный член РАЕН Т.С. Злотникова).

Ключевые слова, характеризующие проблемное поле осуществленного исследования: личность, русская культура XX–XXI вв., ментальность, гендер, человек культуры, хронотоп, игра, лидерство, детство, мода, социально-культурная парадигма, методы историко-типологический, культурфилософский, синергетический, психолого-педагогический, семиотический, культуроцентрично ориентированные образовательная деятельность и жизнеустроительные интенции, коммуникация, самореализация, трансформации, массовая культура, кластер «наука-образование-культура».


Обобщение результатов НИР по проекту

В данном разделе приводятся материалы, обобщающие результаты научно-исследовательской работы по теме «Методология изучения социально-культурной парадигмы личности в России XX–XXI вв.», систематизированные по этапам выполнения календарного плана в соответствии с техническим заданием.

Предваряя обобщение результатов НИР по проекту, необходимо определить тот алгоритм работы, которым руководствовался научный коллектив.

Основой названного алгоритма являлось сочетание фундированных теоретико-методологических построений с эмпирическими социокультурными исследованиями.

На каждом из 4 этапов работы ведущими учеными — докторами наук, профессорами и доцентами, а также (под их руководством или совместно с ними) молодыми учеными в возрасте до 35 лет разрабатывался комплекс понятий (тезаурус), характеризующий понятийный аппарат, необходимый для изучения поставленной в проекте проблемы. Так, в круг понятий гуманитарного исследования были введены понятия «кластер» и «фрейм», на основе сочетания которых в дальнейшем осуществлялась интеграция других научных понятий. Использовался также необходимый комплекс социопсихологических понятий (личность, массовое сознание и массовая культуры, мотивация, стратегии), позволивших актуализировать культурологическую проблематику изучения личности в современной культуре России. Особое внимание было уделено проблематике человека культуры как субъекта и объекта культуросообразной деятельности, коммуникативным аспектам культурологически детерминированной образовательной деятельности на разных уровнях образования. Учтены, актуализированы и специально исследованы представления о пограничных культурных позициях, культурном опыте рубежей, состояния травмы (личной и коллективной), нормы и патологии как творческого импульса личности в культуре.

На основе указанной проблематики, последовательно разработанной на всех этапах и широко представленной в публикациях, была реализована система социокультурных опросов и тестирования различных групп респондентов: студентов вузов различной специализации, молодых специалистов, представителей образовательного сообщества (преподавателей разного уровня квалификации, работающих в вузах, преподавателей и администрации школ — как общеобразовательных, так и школ искусств). Репрезентативность опросов и тестирования обеспечивалась как значительной в количественном отношении выборкой (в соответствии с техническим заданием — от 100 до более 500 респондентов в разных случаях), так и разнообразием механизмов получения информации: опросы, анкетирование, интервью — все в реальном режиме, а также виртуальные опросы. Следует особо подчеркнуть, что значительный объем работ, проделанных в ходе эмпирических исследований, осуществлялся молодыми участниками проекта, что позволило выполнить обязательное условие финансирования — оплату их работы в объеме 50 % от общей суммы заработной платы.

В работах по проекту принял участие коллектив, в который входили 7 докторов наук, 18 кандидатов наук (в том числе в возрасте до 35 лет 8), а также аспиранты и студенты (всего 23), являвшиеся временно принятыми на работу в НОЦ научными сотрудниками и лаборантами. В связи с тем, что план работ предполагал использование внебюджетных средств, была осуществлена деятельность по привлечению к участию в работах ведущих российских ученых, которые проводили мастер-классы, читали лекции молодым ученых, участвовали в масштабных научных мероприятиях по проблематике исследования. Материалы исследования регулярно апробировались и внедрялись в учебный процесс как вуза-исполнителя, так и других вузов (Москва, Вологда, Челябинск, Санкт-Петербург, Архангельск), средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, а также использовались в ходе подготовки аспирантов и докторантов. Итоги работ по проекту, в соответствии с техническим заданием, получили широкую публикацию как в значительном количестве статей в рецензируемых и других изданиях, так и в

По материалам работ подготовлена к изданию коллективная монография Социально-культурная парадигма личности в России XX–XXI вв. [Текст]: коллективная монография / Под научной ред. С.К. Болотовой, Т.И. Ерохиной, Т.С. Злотниковой, Н.Н. Летиной, М.В. Новикова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 27,6 п.л.

В ходе работ, проведенных по проекту в 2009–2011 гг. не только были опубликованы и подготовлены к печати научные статьи, учебные пособия, другие научные, защищены докторские и кандидатские диссертации. Важным итогом работ по проекту следует считать закрепление принципов работы научной школы, где вертикальная преемственность (ведущие ученые, доктора и кандидаты наук, не просто руководят, но ведут совместные исследования как с аспирантами, так и со студентами) сочетается с горизонтальным наращиванием взаимодействий (распространение опыта работы за пределы вуза-исполнителя и одновременно привлечение к участию в работе ведущих российских ученых). Полученные теоретико-методологические результаты, основанные на формировании тезауруса и концептуальных оснований интегративного культурологического исследования личности в современной российской культуре, являются новыми. Новыми являются также результаты, полученные в ходе эмпирических исследований, проведенных в образовательной среде различных российских регионов.

По итогам проведенного исследования получены выводы относительно сложной культурно-психологической системы взаимодействий, в которой существует личность современного российского, в том числе молодого человека. Сочетание классических культурно-исторических традиций, понимание вечных ценностей как актуальных для современного человека, с одной, и восприятие жизни как нестабильного и не всегда комфортного в личностном плане горизонта существования, с другой, — это верифицированные представления о социокультурном состоянии современного человека в России. На основании выявленных эмпирически и систематизированных в теоретико-методологических позициях отчетов и публикаций особенностей, характеризующих методологию изучения социально-культурной парадигмы личности в России XX–XXI вв., можно сделать итоговый вывод о высоком уровне актуальности, практической значимости и теоретической новизны, а также о перспективности проведенного исследования.

Из анализа полученных теоретико-методологических и эмпирически обеспеченных результатов вытекает возможность продолжать в рамках перспективной деятельности НОЦ получение инновационных интеллектуальных продуктов, основывающихся на сформированных теоретико-методологических принципах и обеспечивающих взаимную интеграцию научно-исследовательских и образовательных аспектов изучения социально-культурной парадигмы личности в России XX–XXI вв. как репрезентативного и системообразующего феномена. Новые параметры разработки изучавшейся в данном проекте проблемы логично должны быть введены в контекст процесса глобализации, являющегося синергетической детерминантой социокультурынх процессов, характеризующих бытие личности в России. Данные продукты предназначены для проведения дальнейших исследований на основе культуроцентричной парадигмы науки и для внедрения их (системно и в виде логически структурированных фрагментов) в образовательный процесс.