Версия для слабовидящих

Педагогический факультет:История — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Строка 27: Строка 27:
 
Со стороны ректората, партийной и профсоюзной организаций института большое внимание было уделено обеспечению нового факультета преподавательскими кадрами: в состав кафедр были направлены опытные педагоги-профессионалы различных кафедр института. Так на факультете стали работать Конаныхин П.В., Богданова Н.В., Бобков В.В., Герасимов А.В., Наумов С.С., Кузнецова Г.А., Рожков А.Н., Конаныхина А.Г., Шувалова Л.Б., Ерохина С.Г., Хохлов Б.Н., Ворона К.П., Калашникова П.А., Михайлов В.П., Шарова О.Ф., Комов Н.П., Шиванова Л.И., Фирсова Г.М., Скворцов Г.А., Рыбакова М.М., Баунова К.А., Борисова А.А., Проничева Т.Ф., Гушель Р.3., Бочкарёва О.В., Макеева С.Г., Фатеева Л.П., Русаков Н.Н., Байбородова Л.В., Кругликова Л.Е., Альтшуллер Б.Д., Молчанова С.Ф., Покровская А.Г., Грачёва Е.Г., Малиновская М.Н. и др.
 
Со стороны ректората, партийной и профсоюзной организаций института большое внимание было уделено обеспечению нового факультета преподавательскими кадрами: в состав кафедр были направлены опытные педагоги-профессионалы различных кафедр института. Так на факультете стали работать Конаныхин П.В., Богданова Н.В., Бобков В.В., Герасимов А.В., Наумов С.С., Кузнецова Г.А., Рожков А.Н., Конаныхина А.Г., Шувалова Л.Б., Ерохина С.Г., Хохлов Б.Н., Ворона К.П., Калашникова П.А., Михайлов В.П., Шарова О.Ф., Комов Н.П., Шиванова Л.И., Фирсова Г.М., Скворцов Г.А., Рыбакова М.М., Баунова К.А., Борисова А.А., Проничева Т.Ф., Гушель Р.3., Бочкарёва О.В., Макеева С.Г., Фатеева Л.П., Русаков Н.Н., Байбородова Л.В., Кругликова Л.Е., Альтшуллер Б.Д., Молчанова С.Ф., Покровская А.Г., Грачёва Е.Г., Малиновская М.Н. и др.
  
Некоторые преподаватели, стоявшие у истоков рождения факультета, работают на нём успешно и в настоящее время (Бочкарёва 0.В., Макеева С.Г., Фатеева Л.П., Русаков Н.Н. и др. Многие защитили диссертации и стали крупными учёными (Конаныхин П.В., Кругликова Л.Е., Хохлов Е.Н. , Макеева С.Г., Байбородова Л.B., Белкина В.Н. и др.).
+
Некоторые преподаватели, стоявшие у истоков рождения факультета, работают на нём успешно и в настоящее время (Бочкарёва 0.В., Макеева С.Г., Фатеева Л.П., Русаков Н.Н. и др). Многие защитили диссертации и стали крупными учёными (Конаныхин П.В., Кругликова Л.Е., Хохлов Е.Н., Макеева С.Г., Байбородова Л.B., Белкина В.Н. и др.).
  
В 1982 году на факультете была создана первая кафедра педагогики и методики начального обучения (первый зав. кафедрой - Кругликова Л.Е.). На кафедре работало 19 преподавателей, из них 3 доцента, 7 кандидатов наук. В состав кафедры входило 2 секции секция преподавателей педагогики и психологии и секция преподавателей эстетических дисциплин.
+
В 1982 году на факультете была создана первая кафедра '''педагогики и методики начального обучения''' (первый зав. кафедрой - Кругликова Л.Е.). На кафедре работало 19 преподавателей, из них 3 доцента, 7 кандидатов наук. В состав кафедры входило 2 секции секция преподавателей педагогики и психологии и секция преподавателей эстетических дисциплин.
  
В следующем, 1983 году на факультете появилась самостоятельная кафедра педагогики и психологии начального обучения (зав. кафедрой – доцент Рыбакова М.М., а с 1984 года – доцент Вавилов Ю.П.). На кафедре работало 10 преподавателей, из них 3 доцента и 4 кандидата наук. С 1 сентября 1986 года на факультете открывается новая кафедра дошкольной педагогики. Сразу же после создания преподаватели кафедры под руководством Белкиной В.Н. активно включились в учебный процесс факультета. На кафедре работали 12 преподавателей, в т.ч. 2 кандидата наук. В 1988 году произошло разделение кафедры методики начального обучения. Образовались две новые кафедры: методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе и методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе.
+
В следующем, 1983 году на факультете появилась самостоятельная кафедра '''педагогики и психологии начального обучения''' (зав. кафедрой – доцент Рыбакова М.М., а с 1984 года – доцент Вавилов Ю.П.). На кафедре работало 10 преподавателей, из них 3 доцента и 4 кандидата наук. С 1 сентября 1986 года на факультете открывается новая кафедра дошкольной педагогики. Сразу же после создания преподаватели кафедры под руководством Белкиной В.Н. активно включились в учебный процесс факультета. На кафедре работали 12 преподавателей, в т.ч. 2 кандидата наук. В 1988 году произошло разделение кафедры методики начального обучения. Образовались две новые кафедры: методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе и методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе.
  
На кафедре методики преподавания филологических дисциплин работало 7 преподавателей, в том числе 6 кандидатов наук (зав. кафедрой доцент Макеева С.Г.).
+
На кафедре '''методики преподавания филологических дисциплин''' работало 7 преподавателей, в том числе 6 кандидатов наук (зав. кафедрой доцент Макеева С.Г.).
  
В состав кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин входило 8 преподавателей, в т.ч. профессор, доктор геолого-минералогических наук Пояркова 3.Н. (зав. кафедрой канд. биологических наук Кочнев С.А.).
+
В состав кафедры '''методики преподавания естественно-математических дисциплин''' входило 8 преподавателей, в т.ч. профессор, доктор геолого-минералогических наук Пояркова 3.Н. (зав. кафедрой канд. биологических наук Кочнев С.А.).
  
С 1 сентября 1989 года на факультете начала функционировать пятая по счёту кафедра теории и методики музыкально-художественного воспитания. В её штате было 11 преподавателей (зав. кафедрой - канд. искусствоведения Гайсин Г.А.). Тем самым практически был закончен организационный этап становления факультета и его кафедр.
+
С 1 сентября 1989 года на факультете начала функционировать пятая по счёту кафедра '''теории и методики музыкально-художественного воспитания'''. В её штате было 11 преподавателей (зав. кафедрой - канд. искусствоведения Гайсин Г.А.). Тем самым практически был закончен организационный этап становления факультета и его кафедр.
  
 
Студенты, поступающие на факультет после окончания педагогических колледжей Ярославской области, работающих по единым с факультетом учебным планам и программам, обучаются по сокращённым срокам. Это положение распространяется на студентов дневной и заочной форм обучения. Для проведение организационной, научной и методической работы по данному направлению успешно действует созданный в 1989 году на базе факультета Учебно-педагогический комплекс (УПК), работающий в едином учебно-организационном режиме с педагогическими колледжами области (юридическая и финансовая независимость последних полностью сохраняется). Активно проводится работа с колледжами на уровне сотрудничества кафедр, где кафедры факультета занимают главное руководящее и направляющее положение. Имеются ежегодные планы работы как самого УПК, так и сотрудничающих с педколледжами кафедр.
 
Студенты, поступающие на факультет после окончания педагогических колледжей Ярославской области, работающих по единым с факультетом учебным планам и программам, обучаются по сокращённым срокам. Это положение распространяется на студентов дневной и заочной форм обучения. Для проведение организационной, научной и методической работы по данному направлению успешно действует созданный в 1989 году на базе факультета Учебно-педагогический комплекс (УПК), работающий в едином учебно-организационном режиме с педагогическими колледжами области (юридическая и финансовая независимость последних полностью сохраняется). Активно проводится работа с колледжами на уровне сотрудничества кафедр, где кафедры факультета занимают главное руководящее и направляющее положение. Имеются ежегодные планы работы как самого УПК, так и сотрудничающих с педколледжами кафедр.

Версия 11:14, 17 августа 2009

Шаблон:Шапка Педагогического факультета

Историческая справка


В августе 1979 года в Ярославском педагогическом институте был открыт новый, шестой по счёту факультет. Так как факультет был призван готовить в то время только учителей для начального школьного звена, то его назвали факультетом начальных классов. Он разместился в типовом школьном здании бывшей средней школы N 69 по адресу: ул. Угличская, д.72. На первый набор по специальности «педагогика и методика начального обучения» (4 года обучения) было принято 75 девушек, успешно выдержавших конкурсные экзамены.

Преподаватели факультета были объединены в две кафедры, на факультете имелось 11 учебных кабинетов, библиотека, классы для индивидуальных занятий по музыке, отделение факультета юного педагога (ФЮП), студенческое научное общество, факультет дополнительных педагогических профессий (ФДПП) и пр.

Первым деканом факультета был на общественных началах доцент кафедры педагогики П.В.Конаныхин. В настоящее время он на заслуженном отдыхе, является профессором, доктором педагогических наук, проживает в Москве. Следующими деканами были:

  • Воронин Н.П., позже ставший ректором института, в настоящее время работает в администрации губернатора области;
  • Мухин Ю.А., доктор исторических наук;
  • Мазилов В.А., доцент;
  • Афанасьев В.В., в настоящее время ректор ЯГПУ имени К.Д.Ушинского, доктор педагогических наук, профессор;
  • Новиков М.В., в данный момент, проректор по научной работе и международному сотрудничеству, профессор, доктор исторических наук;
  • Ищук В.В., доцент, он же являлся и заведующим кафедрой музыкально-художественного воспитания;
  • Иванов В.Г., кандидат педагогических наук, доцент, одновременно возглавлял кафедру методики преподавания естественно-математических дисциплин, в настоящее время докторант ЯГПУ;
  • Зайцев Л.Г., доктор биологических наук, профессор, возглавил факультет в 2005 году и работает по настоящее время.

Большую организационную помощь оказал педагогическому факультету бывший факультет повышения квалификации. Его деканом был, ныне профессор института педагогики и психологии, Успенский В.Б. В проведении учебно-воспитательного процесса на факультете, в обеспечении его преподавательскими кадрами принял непосредственное участие бывший ректор института, ныне академик РАО Шадриков В.Д., а также ещё один бывший ректор - профессор Воронин Н.П.

С каждым годом факультет рос и развивался. Увеличился приём студентов. В 1980 году на факультете начало работать заочное отделение по той же специальности, на которое было зачислено также 75 человек. С 1983 года стал осуществляться приём на новую специальность – «педагогика и психология (дошкольная)» – вначале на заочное отделение, затем через год – и на дневное. Началась подготовка руководителей, методистов и воспитателей по дошкольному воспитанию с высшим образованием. К 1986/1987 учебному году факультет стал самым большим в институте по приёму: на специальность «педагогика и методика начального обучения» впервые зачислено по 100 студентов на дневное и заочное отделения, на специальность «педагогика и психология (дошкольная)» - соответственно 75 и 100 человек. Общий приём на 1 курс составил 375 студентов, и факультет стал крупнейшим в институте по контингенту студентов.

Со стороны ректората, партийной и профсоюзной организаций института большое внимание было уделено обеспечению нового факультета преподавательскими кадрами: в состав кафедр были направлены опытные педагоги-профессионалы различных кафедр института. Так на факультете стали работать Конаныхин П.В., Богданова Н.В., Бобков В.В., Герасимов А.В., Наумов С.С., Кузнецова Г.А., Рожков А.Н., Конаныхина А.Г., Шувалова Л.Б., Ерохина С.Г., Хохлов Б.Н., Ворона К.П., Калашникова П.А., Михайлов В.П., Шарова О.Ф., Комов Н.П., Шиванова Л.И., Фирсова Г.М., Скворцов Г.А., Рыбакова М.М., Баунова К.А., Борисова А.А., Проничева Т.Ф., Гушель Р.3., Бочкарёва О.В., Макеева С.Г., Фатеева Л.П., Русаков Н.Н., Байбородова Л.В., Кругликова Л.Е., Альтшуллер Б.Д., Молчанова С.Ф., Покровская А.Г., Грачёва Е.Г., Малиновская М.Н. и др.

Некоторые преподаватели, стоявшие у истоков рождения факультета, работают на нём успешно и в настоящее время (Бочкарёва 0.В., Макеева С.Г., Фатеева Л.П., Русаков Н.Н. и др). Многие защитили диссертации и стали крупными учёными (Конаныхин П.В., Кругликова Л.Е., Хохлов Е.Н., Макеева С.Г., Байбородова Л.B., Белкина В.Н. и др.).

В 1982 году на факультете была создана первая кафедра педагогики и методики начального обучения (первый зав. кафедрой - Кругликова Л.Е.). На кафедре работало 19 преподавателей, из них 3 доцента, 7 кандидатов наук. В состав кафедры входило 2 секции секция преподавателей педагогики и психологии и секция преподавателей эстетических дисциплин.

В следующем, 1983 году на факультете появилась самостоятельная кафедра педагогики и психологии начального обучения (зав. кафедрой – доцент Рыбакова М.М., а с 1984 года – доцент Вавилов Ю.П.). На кафедре работало 10 преподавателей, из них 3 доцента и 4 кандидата наук. С 1 сентября 1986 года на факультете открывается новая кафедра дошкольной педагогики. Сразу же после создания преподаватели кафедры под руководством Белкиной В.Н. активно включились в учебный процесс факультета. На кафедре работали 12 преподавателей, в т.ч. 2 кандидата наук. В 1988 году произошло разделение кафедры методики начального обучения. Образовались две новые кафедры: методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе и методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе.

На кафедре методики преподавания филологических дисциплин работало 7 преподавателей, в том числе 6 кандидатов наук (зав. кафедрой доцент Макеева С.Г.).

В состав кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин входило 8 преподавателей, в т.ч. профессор, доктор геолого-минералогических наук Пояркова 3.Н. (зав. кафедрой канд. биологических наук Кочнев С.А.).

С 1 сентября 1989 года на факультете начала функционировать пятая по счёту кафедра теории и методики музыкально-художественного воспитания. В её штате было 11 преподавателей (зав. кафедрой - канд. искусствоведения Гайсин Г.А.). Тем самым практически был закончен организационный этап становления факультета и его кафедр.

Студенты, поступающие на факультет после окончания педагогических колледжей Ярославской области, работающих по единым с факультетом учебным планам и программам, обучаются по сокращённым срокам. Это положение распространяется на студентов дневной и заочной форм обучения. Для проведение организационной, научной и методической работы по данному направлению успешно действует созданный в 1989 году на базе факультета Учебно-педагогический комплекс (УПК), работающий в едином учебно-организационном режиме с педагогическими колледжами области (юридическая и финансовая независимость последних полностью сохраняется). Активно проводится работа с колледжами на уровне сотрудничества кафедр, где кафедры факультета занимают главное руководящее и направляющее положение. Имеются ежегодные планы работы как самого УПК, так и сотрудничающих с педколледжами кафедр.

С 1992 года факультет был переименован в педагогический факультет. В это время на факультете функционируют 5 кафедр, на которых работают 52 преподавателя, из них 31 - кандидаты наук. На факультете работают 12 кабинетов, читальный зал и библиотека, спортивный и тренажёрный залы, имеется компьютерный класс на 15 мест, буфет и книжный киоск.

Преподаватели кафедр активно участвуют в научной и методической работе, организовывают выставки и различные мероприятия со студентами, научные и методические семинары и конференции, активно выступают с докладами на научных симпозиумах различного уровня (в т.ч. международном), регулярно печатаются в различных научных и популярных изданиях, проводят большую общественную работу.

Кафедры систематически осуществляют руководство научной деятельностью студентов, организацией повышения квалификации педагогических работников разного уровня. Для осуществления этих работ на факультете действуют различные научные кружки, объединения по интересам. Созданы также небольшие проблемные группы, в которых происходит взаимообмен между студентами и преподавателями научными и профессиональными идеями.

На факультете внедрена система непрерывной педагогической практики студентов с 1 по 5 курс. Она проводится на базовых площадках, закреплённых за факультетом (на этот предмет со школами и детскими садами заключаются специальные договора о сотрудничестве). Так факультет непосредственно сотрудничает с I3 школами и более 20 дошкольными учреждениями г. Ярославля и области, с другими образовательно-воспитательными учреждениями, в т.ч. регионального значения.

Студенческий коллектив факультета отличает ряд особенностей. Первая – культ учёбы – успеваемость на факультете традиционно выше, чем в среднем по университету. Другая особенность - в умении студентов самоорганизовываться. Студенческое самоуправление на факультете находится в постоянном поиске новых организационных форм, совершенствует содержание своей деятельности. Третья особенность заключается в том, что до недавнего времени студенческий коллектив был чисто женским. Сегодня мы с гордостью можем сказать, что на факультете учатся и юноши. И последнее. Традиционно сильна на факультете студенческая самодеятельность и художественное творчество молодёжи. Студенческие коллективы постоянно занимают призовые места на различного рода смотрах и фестивалях. Студенты помогают в проведении факультетских, университетских, а также городских художественных и спортивных мероприятий. В настоящее время на кафедрах факультета работают: 6 докторов наук, профессоров и 25 кандидатов наук, доцентов.