Версия для слабовидящих

К двадцатилетию «Психодиагностического комплекса» - триады методик (Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров)

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 10:46, 17 ноября 2010; V.gorchagov (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (ПДК) – это плод коллектива авторов-разработчиков, среди которых были профессор, канд. мед. наук, доктор педагог. (по психол.) наук М. С. Певзнер (НИИ дефектологии АПН СССР), доктор психол. наук ВНС Л. И. Переслени (НИИ дефектологии АПН СССР), профессор, доктор мед. наук Е. М. Мастюкова (НИИ дефектологии АПН СССР) и канд. психол. наук СНС Лаборатории социологических исследований НИС АГПИ Л. Ф. Чупров. Изданный в Абакане в 1990 г. в качестве учебно-методического пособия, очень маленьким тиражом, за два десятилетия ПДК [1] стал одной из самых популярных психодиагностических батарей, выдержавшей более десятка преимущественно контрафактных изданий. По своей структуре, содержанию и заложенному в батарее алгоритму ПДК – комплекс («Комплекс, лат. complexus — связь, сочетание, - совокупность однородных предметов (в данном случае диагностических инструментов), составляющих одно целое»), сконструированный на основе реализации синтеза теоретических концепций (М. К. Акимовой и М. Д. Дворяшиной) об основных факторах интеллектуального развития. В батареи использован способ качественно-количественной оценки результатов исследования.

Триада методик ориентирована на изучение структуры нарушений развития (и их дифференциацию внутри группы дизонтогений) и отграничения этих состояний от нормы. Помимо теоретического вступления «Теоретические и методические основы разработки психодиагностического комплекса» (написанного, увы, контурно) ПДК составляют на основе принципов взаимопроверяемости и необходимости-достаточности комплекс совокупности инструментов: «Методика исследования прогностической деятельности по Л.И.Переслени, В.Л.Подобеду, Л.Ф.Чупрову, 1990» (или второе название: «Прогностическая методика Л.И.Переслени, В.Л.Подобеда, Л.Ф.Чупрова, 1990»); «Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления Т.В.Розановой, 1987»; «Методика исследования словесно-логического мышления «Словесные субтесты» по Л.И.Переслени, Е.М.Мастюковой, Л.Ф.Чупрову, 1989 и её краткий вариант для экспресс-диагностики (по Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрову, 1989). Они и составляют триаду методик (в качестве дополнительного инструмента - «Формализованный вопросник-характеристика неуспевающего младшего школьника по М.С.Певзнер, Л.Ф.Чупрову, 1990»), объединенных общей теоретической концепцией и способом «Интерпретации психодиагностического комплекса и написания психологического заключения». Многочисленные исследования как авторов-разработчиков в период разработки и после выхода в свет учебно-методического пособия, так и внешних авторов, проведенные после выхода пособия, показали диагностическую ценность батареи и входящих в нее психодиагностических инструментов. В настоящее время ПДК включен в учебно-методические комплексы и инструментальное обеспечение подготовки практический психологов ряда университетов.

Литература:
  1. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с. – См. также: Каталог «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» [электр. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=54106&p_rubr=2.2 .