Версия для слабовидящих

Кафедра методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 11:27, 5 ноября 2009; Wikiadmin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск


Исторический факультет
Кафедры

Кафедра методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин, созданная в 2000 году, является одной из наиболее перспективных кафедр исторического факультета. Изменения в преподавании истории в школе происходят очень быстро и требуют серьезных корректив в подготовке студентов к работе. Отсюда вытекает главная задача кафедры: работать динамично, акцентировать усилия на инновационной деятельности, укреплять связь со школой, развивать деятельностный подход в образовании.

Кафедра осуществляет методическую подготовку студентов в ходе учебного процесса и педагогических практик.

Кафедра поддерживает постоянный контакт с учителями школ города Ярославля и области, организует научную и практическую деятельность студентов.

Заведующий кафедрой - декан исторического факультета, доктор исторических наук, профессор Соколов Андрей Борисович

Преподаватели кафедры: Кандидат педагогических наук, доцент Бабурина Наталья Федоровна

Ассистент Валеева Наталия Ахатовна

Старший преподаватель Филатова Светлана Дмитриевна

Ассистент Емелина Надежда Васильевна

Основные лекционные и практические курсы: Методика преподавания истории Теория и методика преподавания истории в начальной школе Методика преподавания обществоведения

Направления научной работы кафедры: "Новые технологии в обучении истории" "Преподавание истории в начальной школе"

Значительное внимание кафедра уделяет работе со студентами младших курсов. Ежегодно проводятся Дни кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин на II курсе дневного отделения.

Вопрос о работе кафедры на младших курсах представляется особенно важным, поскольку она начинается достаточно поздно - на третьем курсе. Вместе с тем необходимо готовить будущих выпускников факультета к их профессиональной деятельности. Преподаватели кафедры стремятся всеми способами способствовать формированию специальных знаний, умений, впечатлений, связанных с деятельностью учителя, одним из которых и стал День Кафедры.

Студенты исторического факультета начинают проводить свои самостоятельные научные исследования со II курса. На кафедре ежегодно защищаются курсовые и дипломные работы по актуальным проблемам методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин. Наиболее интересные работы представляются на областные и российские конкурсы, их авторы рекомендуются к поступлению в аспирантуру.

Кафедра активно сотрудничает с преподавателями и методистами МПГУ им. А. Герцена, университета г. Эксетер (Великобритания), университета г. Билефельда (Германия).

Преподаватели кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин участвуют в международных программах, проектах и конференциях, публикуют результаты своих исследований в Ярославле, Москве, других городах России и за рубежом.

В течение 2004 года группа преподавателей кафедры (Соколов А.Б., Бабурина Н.Ф., Соколова М.В.) приняла участие в работе по проекту Министерства образования и науки РФ "Определение содержания и технологий подготовки учителей истории средних школ", предоставив тексты разделов для публикации в коллективной монографии. В этом же году преподаватели кафедры приняли участие в программах повышения квалификации учителей г. Ярославля и Ярославской области. Валеевой Н.А. были прочитаны лекции для преподавателей проф. тех. образования в Научно-методическом Центре, проведены семинары для учителей МОУ в СОШ №18, 28.

В 2004 г. двое преподавателей кафедры участвовали в международных программах Центрального Европейского Университета, Будапешт, Венгрия (научные командировки). Преподаватели кафедры приняли участие в программах международного сотрудничества и конференциях по проблемам исторического образования. В мае 2004 г. была проведена итоговая конференция по проекту "Александр Герцен" (совместно с Университетом г. Билефельда, Германия). В сентябре 2004 г. кафедра выступила соорганизатором международной летней школы (совместно с университетом г. Билефельда) по теме: "Новая политическая история". В мае 2004 г. кафедра явилась одним из организаторов международной конференции "Учитель истории в начале XXI века: содержание и технологии подготовки и повышения квалификации в условиях модернизации педагогического образования". Бабурина Н.Ф. участвовала в международном семинаре "Гражданское образование", где проводила мастерскую на тему "Гражданское образование - новая образовательная модель для учителей".

                                                                          Конференции

Преподаватели кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин ведут активную научную работу как в педагогическом университете, так и в других образовательных учреждениях города. Они сотрудничают с Центром Развития Образования г. Ярославля, ярославским Провинциальным Колледжем, ярославскими гимназиями и школами.

14 марта 2004 г. Центром Развития Образования была проведена научно-практическая конференция "Новые подходы в преподавании истории". Основные секции конференции:

- Новые технологии в преподавании истории (Практический опыт учителей города);

- История как средство социализации личности;

- Проблемы объективного оценивания результатов обучения учащихся по истории.

В работе всех секций конференции приняли участие 5 преподавателей кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин и 20 студентов исторического факультета.

ДОКЛАДЫ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ:

Соколов А.Б. "Основные черты современного урока истории"

Валеева Н.А. "Технология "Аквариум""

Чернецова С.Б. "Проблемы объективного оценивания результатов обучения учащихся по истории"

Бабурина Н.Ф. "Метод проектов".

По мнению участников - учителей школ, работников образования, конференция явилась своеобразным праздником профессионального общения. Поступили просьбы сделать такие конференции традиционными и усилить их научную составляющую, то есть повысить степень участия представителей высшей школы.

23-25 апреля 2004 г. в муниципальном общеобразовательном учреждении "Провинциальный колледж" состоялась VII российская научная конференция школьников "Открытие", в которой принимали участие ученики 9-11 классов из различных городов Российской Федерации. Традиционно экспертами научных работ, представляемых на конференции, являлись преподаватели исторического факультета. Н.Ф. Бабурина стала экспертом на Секции Истории.

Н.Ф. Бабурина: На конференции были представлены доклады, связанные с региональной и локальной историей, историей семьи. Все они подготовлены с использованием первоисточников - письменных, вещественных, материалов устной истории. В этом году с наиболее интересным докладом выступил ученик 10 класса из г. Сургут. Мне понравилось, что дети умеют работать, анализировать имеющуюся литературу по историческим проблемам, использовать первоисточники разного характера. Они достаточно квалифицированно оформляют свои проекты, разработки того или иного вопроса.

С материалами конференции можно познакомиться на сервере http://www.edu.yar.ru/~pcollege/

В феврале 2006 г. в Ярославском градостроительном колледже бала проведена конференция на тему

"Проблемы развития СПО в условиях рыночных отношений". В ней приняли участие преподаватели и аспиранты кафедры.

ДОКЛАДЫ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Бабурина Н.Ф. "Использование технологии "Дебаты" в учебном процессе на уроках истории"

Валеева Н.А. "Некоторые аспекты зарубежного опыта по формированию политической идентичности учащихся в контексте педагогики толерантности"

Баранова И.Н. "Диалоговые технологии как фактор социального воспитания"

Ежегодно преподаватели и аспиранты кафедры принимают участие в научной конференции "Чтения Ушинского".

ДОКЛАДЫ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ (2005 г.)

Бабурина Н.Ф. "Личностно-ориентированное обучение истории"

Валеева Н.А. "Обучение школьников на уроках обществоведения навыкам толерантного решения конфликта путем моделирования вариантов поведения, основанного на понимании сущности и проявлении агрессии по отношению к "другим".

Чернецова С.Б. "Федеральный компонент государственного стандарта по обществознанию в контексте российских образовательных реформ".

Соловьев Я.С. "Гендерный аспект преподавания истории: теория и методология вопроса"

Смирнов Б.Е. "Программное обеспечение социально-гуманитарных дисциплин и методика его применения".

ДОКЛАДЫ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ:

Валеева Н.А. "Формирование толерантности у школьников средствами историко-обществоведческих дисциплин в рамках идеи мультикультурного обучения"

Соловьев Я.С. "Реализация гендерного стереотипа учащихся на уроках истории родного края".

Баранова И.Н. "Диалог как фактор развития субъектности студента в педагогическом процессе вуза".

Бабурина Н.Ф. Приняла участие в семинаре "Использование технологий рефлексивного обучения в процессе организации и проведения педагогической практики студентов педагогических вузов".

18-19 ноября Валеева Н.А. приняла участие в межрегиональной научно-практической конференции на тему "Проблемы формирования личности в современном социуме".

ТЕМА ДОКЛАДА: "Теоретическое осмысление толерантности в школьном обучении в трактовке некоторых зарубежных исследователей".

      Аспирантура

В 2004-2006 гг. довольно успешно действовала аспирантура. Была защищена кандидатская диссертация аспиранта кафедры Шматухи В.А. на тему "Формирование автономной позиции старшеклассников на уроках истории как фактор становления и гражданственности", научный руководитель - А.Б. Соколов. В 2006 г. была защищена кандидатская диссертация аспирантки кафедры Валеевой Н.А. на тему: Формирование толерантности старшеклассников в процессе обучения истории", научный руководитель - А.Б. Соколов. На заседании кафедры в сентябре 2004 г. к.п.н., доцент Бабурина Н.Ф. была рекомендована к руководству научно-исследовательской работой аспирантов.

В настоящий момент на кафедре обучаются 5 аспирантов: Чернецова С.Б., Соловьев Я.С., Филатова С.Д., Емелина Н.В., Баранова И.Н.

                                                                          О СТУДЕНТАХ

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Студенты III-V курсов исторического факультета под руководством преподавателей кафедры готовят курсовые и выпускные квалификационные работы по проблемам обучения истории и обществоведческим дисциплинам в средней школе. В исследованиях студентов внимание уделяется не только теоретическому, но и практическому аспектам поднимаемых вопросов. Как правило, студенты проводят апробирование выдвигаемых гипотез и положений, занимаются экспериментальными исследованиями в рамках педагогической практики в школах, разрабатывают авторские методические комплекты. Материалы выполненных на высоком научном уровне дипломов рекомендуются ГЭК к публикации. В 2005 г. была опубликована работа студентки V курса Прохоровой Е. "Разработка и внедрение компьютерных обучающих программ в процессе преподавания истории (Вестник студенческого научного общества. ЯГПУ, 2005), успешно защищенная на кафедре методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин под руководством Бабуриной Н.Ф.

КОНФЕРЕНЦИИ

Студенты, выполняющие квалификационные работы на кафедре методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин, активно принимают участие в ежегодной студенческой научной конференции ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Студенческая конференция - 2006

В СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ в апреле 2006 г. на секции МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН принимали участие: 1. Бомбир В. "Черная смерть" в школьных учебниках. Научный руководитель - Соколов А.Б. 2. Орлова Н. "Возможность использования художественной литературы для развития аналитических способностей школьников". Научный руководитель - Бабурина Н.Ф. 3. Александрова А. "Карикатура как средство формирования исторических знаний школьников". Научный руководитель - Бабурина Н.Ф. 4. Хожайнова Ю. "Использование художественной литературы на уроках истории" Научный руководитель - Рожкова О.Ф. 5. Рябушев Н. "Проблемы изучения военной истории в средней школе" Научный руководитель - Уварова Н.А. 6. Кондратьева О. "Использование песенных материалов при изучении советского общества" Научный руководитель - Уварова Н.А. 7. Тимонина А. "Использование источников личного характера на уроках истории: теоретический аспект" Научный руководитель - Уварова Н.А.

                                                     ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Важное место в деятельности кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин занимает организация и проведение педагогической практики студентов очного и заочного отделений в школах г. Ярославля и области. Педагогическая практика считается одним из путей формирования профессиональной культуры учителя истории, представляющей собой "систему общечеловеческих идей, профессионально ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности".

Педагогическая практика студентов является составной частью процесса подготовки учителя истории в педагогическом вузе. Она призвана углубить и закрепить теоретические знания, получаемые студентами по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки.

На практике студенты осваивают способы педагогического труда, сочетая при этом выполнение различных профессиональных ролей: учителя истории, классного руководителя и члена педагогического коллектива.

Педагогическая практика обладает большими возможностями для развития профессионально значимых качеств учителя истории, закрепления и расширения психолого-педагогических знаний студентов в процессе их использования при решении конкретных педагогических задач, формирования творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности. В общеобразовательной школе студенты знакомятся с современным состоянием учебно-воспитательной работы, с передовым педагогическим опытом, инновационной деятельностью, как учителей, так и школы в целом.

В настоящее время сложилась достаточно стройная система педагогической практики студентов ЯГПУ исторического факультета, будущих учителей истории. Ее структура и содержание отвечает требованиям Государственного образования по специальности "История". В основу разработки программы педагогической практики положена "Концепция и программа педагогической практики студентов Ярославского педагогического университета".

В соответствии с действующим учебным планом педагогическую практику проходят студенты 3-5 курсов. Структура и содержание практик предполагает реализацию идеи преемственности между теоретическими знаниями и практическим познанием принципов профессиональной деятельности, овладение способами ее организации. На этой основе у студентов формируются первоначальные педагогические навыки, умение проектировать и реализовывать педагогическую деятельность.

Педагогическая практика на 4 и 5 курсах ориентирована на закрепление и углублении знаний студентов по курсу "Теория и технология обучения", "Методика преподавания истории", "Методика преподавания обществоведческих дисциплин". Задачи практики - практическое освещение методикой преподавания истории. На 4 курсе студенты проводят уроки и внеклассные мероприятия по истории в 5-9 классах; на 5 курсе - уроки по истории и обществоведческим дисциплинам в 10-11 классах. На ходе обеих практик проводится работа по изучению и обобщению опыта работы учителей истории, работающих как в основной, так и в полной средней школе.

Необходимо отметить тот факт, что существует тесная взаимосвязь между педагогическими практиками на 3 и 4-5 курсах. Так, на 4 курсе имеет место применение студентами и дальнейшее развитие педагогических умений, приобретенных в ходе практик на 3 курсе: целеполагание, планирование, организация работы с группами школьников, отдельными учащимися. Педагогическая практика на 5 курсе является обобщающей, позволяющей студентам освоить навыки самостоятельной работы в качестве учителя истории и классного руководителя, развить профессиональные умения по проектированию, организации и анализу своей работы.

Ведущей идеей педагогической практики является развитие индивидуальных творческих способностей будущих учителей истории, становление индивидуального стиля педагогической деятельности.

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов призвана реализовать задачу подготовки учителя истории, педагога, владеющего современными педагогическими технологиями, способного создать условия для проявления и развития индивидуальности школьника, удовлетворения и развития его потребностей.

По итогам педагогической практики ежегодно проводятся заключительные конференции, на которых студенты в творческой форме представляют отчеты о практике, делятся своими впечатления и приобретенным опытом.

ОРГАНИЗАЦИЯ педагогической практики студентов V курса очного отделения ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Педагогическая практика студентов исторического факультета 5 курса отделений "История и иностранный язык", "История и информатика" и "История и психология" проходила с 14 ноября по 31 декабря 2005 года в старших классах (10-11 классы). Учебной базой являлись школы и гимназии города Ярославля, а также 2 школы Ярославской области (Ростов, Данилов).

За время практики студенты познакомились со спецификой работы учителя в старших классах, направленной на: - формирование знаний по обществоведческим дисциплинам и истории, - развитие исторического мышления школьников, - формирование исторического сознания учащихся, - знакомство с концентрической структурой изучения истории в средней школе.

В соответствии с программой практики каждый студент провел следующее количество уроков: по истории - 10, из них 4 контрольных; по обществоведческим дисциплинам - спецзадание для зачета по предмету (модульное планирование); по специальности - 4, из них 2 контрольных.

Обязательными формами организации учебного процесса по истории во время практики являлись лекция, практическое занятие, семинар (другие формы по согласованию с учителем). Каждый студент проводил одно внеклассное мероприятие, тема которого связана с вопросами становления и развития гражданского общества в России.

Каждый студент в ходе практики посещал уроки учителей по истории, обществознанию, информатике и иностранным языкам на старшей ступени обучения, а также уроки своих однокурсников, проходивших практику в данной школе, с последующим анализом, работал в качестве классного руководителя. Во время практики имело место проведение дополнительных индивидуальных и групповых занятий с учащимися, проверка тетрадей (по иностранному языку). Также студенты принимали участие в работе методического объединения учителей истории школы или района.

Установочная конференция по педпрактике проходила 14 ноября. На конференции присутствовали факультетские руководители, ответственные за педпрактику с кафедр методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин (Уварова Н.А., Бабурина Н.Ф., Рожкова О.Ф., Валеева Н.А.), психологии (Борисова М.В.), иностранных языков и методики преподавания иностранных языков (Волкова З.Н.)

Итоговая конференция по педагогической практике была проведена 10 февраля 2006. Она проходила в 2 этапа - 1) прессконференция с участием студентов 2 курса. 2) - конференция по специальностям (секциям), где обсуждались проблемы преподавания как истории, так и информатики, иностранного языка, работы школьного психолога.

Всего студентов, прошедших практику 72

В школах Ярославля 70

В школах области 2

Количество аттестованных 72

Из них 42 человека - отлично (58,3 %), 23 человек - хорошо (32 %), 7 человек - удовлетворительно (9,7 %).

Итоги педпрактики по специальностям:

Файл:Table.JPG

                                                                    ПЛАНЫ КАФЕДРЫ

В 2006-2007 гг. преподаватели кафедры планируют выпустить кафедральный сборник преподавателей и аспирантов кафедры.

                                                           О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ

Андрей Борисович Соколов

доктор исторических наук, профессор заведующий кафедрой методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин, декан исторического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

Файл:Sokolov-2.jpg

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ - История Великобритании - История международных отношений в новое время, российско-британские связи - Историография нового и новейшего времени - Школьная и вузовская дидактика истории

НАУЧНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ - Кандидатская диссертация по теме "Политическая борьба в Англии в связи с войной за испанское наследство" защищена в 1985 году - Докторская диссертация по теме "Политическая борьба в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в ХУШ веке" защищена в 1995 году - Ученое звание профессора присвоено в 1996 году

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ 1.Захват Англией Гибралтара // Вопросы истории. 1984. .№ 2 2. Питт-старший // Вопросы истории. 1991. № 1 3. Раскрепощение истории // Вопросы истории. 1991. № 9-10 4. Навстречу друг другу. Россия и Англия в ХVI-ХVIII вв. Ярославль. 1992 5. Питт-младший // Внешняя и колониальная политика Великобритании в ХVIII-ХХ вв. Ярославль, 1993 6. Британская империя ХVIII века в зарубежной историографии // Вопросы истории. 1993. No 7 7. "Правь, Британия, морями"? Политические дискуссии в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в ХУШ веке. Ярославль, 1996 8. Англия в ХУШ веке: споры историков // Вопросы всеобщей истории. Рязань, 1997 9. Граф Бэкингэмшир о дворе Екатерины П. Документ из Королевского архива (Введение, публикация, примечания, перевод) // Вопросы истории. 1999. № 4-5 10. Цели исторического образования и проблемы подготовки нового поколения школьных учебников по истории // Подготовка нового поколения учебников для средней школы. Ярославль. 2000 11. Der Recke am Scheideweg. Oder: Nachdenken uber den Hautigen Yustand der Historischen Schulbildung in Russland // Geschichte im Wissenschsft und Unterricht. 2001. No 1 12. Введение в современную западную историографию. Ярославль. 2002 "Очаковское дело". Англо-российский конфликт 1791 года // Отечественная история. 2002. № 4 13. Британская историография XX века // Вопросы истории. 2003. № 12 14. Формирование школьного исторического образования в контексте международного опыта // Историческое образование в современной школе. 2004. №2. 15. Новые подходы к подготовке учителей на историческом факультете ЯГПУ // Учитель истории в начале XXI века: Содержание и технологии подготовки и повышения квалификации в условиях модернизации педагогического образования. Тезисы докладов международной научной конференции. Ярославль, ЯГПУ, 2004. 16. Карл I Стюарт в современной зарубежной историографии// Вопросы истории. 2005 №12. 17. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта // Преподавания истории и обществознания в школе. 2005. №7 18. "Разрыв между системы подготовки учителей России и в странах Запада сохраняется" // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №10. 19. Подготовка учителя истории в контексте международного опыта//Учебно-образовательная и научно-исследовательская практика в условиях модернизации высшего образования в России. М. ИВИ РАН, 2005. 20. Интервью с Хайденом Уайтом//Альманах "Диалог со временем". 2005. №14 21. Интервью с Райхардом Козелеком//Альманах "Диалог со временем" 2005. №15

ОПЫТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ И ГРАНТЫ - 1994-2000 российский координатор коллективных проектов "История", "История-2" программы Темпус/Тасис Европейского Союза (ЯГПУ совместно с университетом г. Эксетера, Великобритания, университета г. Билефельда, ФРГ. Фридриксбергской учительской семинарией, Дания)

- 1996-1997 российский координатор проекта "ИСТОРИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (ЯГПУ совместно со School of Education университета г. Эксетера, Великобритания)

- 1998-2003 российский координатор проекта сотрудничества историков ЯГПУ и университета г. Билефельда по программе "Александр Герцен" Германской службы академических обменов (DAAD)

- 1997 индивидуальный грант Британской Академии для работы в архивах и библиотеках Великобритании

- 2000-2001 индивидуальный грант Центрально-Европейского университета для разработки курса "Современная зарубежная историография"

- 2002-2003 член авторского коллектива по подготовке мультимедийных пособий для историков в Интернет. Грант ИОО.

- 1999-2004 ответственный исполнитель и член авторского коллектива по теме, входящей в тематический план Министерства образования РФ "Определение содержания и новых технологий подготовки учителя истории средней школы"

ОПЫТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Ярославский государственный педагогический университет (с 1979 г.) - Костромской государственный университет (с 2001 г.)

Общие курсы. - Раннее новое время (XVI- сер. ХVIII в.) - Историография

Почетные звания и награды - Почетный работник высшего профессионального образования (2002 г.) - Орден Дружбы (1998 г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Председатель Диссертационного совета К 212.307.01 по защите кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при ЯГПУ им. К. Д. Ушинского по специальностям: отечественная история, всеобщая история, теория и методика обучения и воспитания (история)

Председатель экспертной комиссии для учителей истории при Центре контроле качества Департамента образования Администрации Ярославской области

Руководство курсовыми и дипломными проектами по направлениям:

В 2006 г. под руководством Соколова А.Б. были защищены выпускные квалификационные работы на темы: Бомбир В.В. "Черная смерть" в восприятии современников и исследованиях" Косульникова О.В. "Мужской дворянский костюм Франции XVI-XVII веков" Лифанов Т.Е. "Мария Тюдор: религиозная политика и испанский брак". Кузьмина А.Н. "Статус женщины в Англии в период раннего нового времени (по произведениям У. Шекспира)". Новожилова М.С. "Роль Пальмерстона в политической жизни Англии 1830-1865 гг."


Бабурина Наталья Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент

Файл:Baburina.jpg

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: - Развитие критического мышления - Личностно-ориентированные технологии (метод проектов, обучение в сотрудничестве)

НАУЧНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ: Кандидатская диссертация "Формирование экономических знаний учащихся при изучении истории" защищена в 1994 г. в РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург. Ученое звание доцента присвоено в 1996 г.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: 1. Организация групповой работы на уроках истории и обществоведения // Перестройка в исторической науке и задачи школьного исторического образования. Ярославль, ЯГПИ, 1989 2. Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников: развитие лабораторного метода // История образования и просвещения в России XIX - ХХ вв. Москва, 1994 3. Познавательные задания как средство формирования экономических знаний (на материале истории России XIX в.) // Ярославский педагогический вестник, 1994. № 1. Ярославль, ЯГПУ 4. Культура России в первой половине XIX века // История России (с древнейших времен до настоящего времени): Учебное пособие для поступающих на исторический факультет. ЯГПУ. 2000 г. 5. Русская культура 60-90 годов XIX в. // История России (с древнейших времен до настоящего времени): Учебное пособие для поступающих на исторический факультет. ЯГПУ. 2000 г. 6. Культура России в конце XIX - начале XX века // История России (с древнейших времен до настоящего времени): Учебное пособие для поступающих на исторический факультет. ЯГПУ. 2000 г. 7. История развития исторического образования в России // Ярославль, ЯГПУ, 2000 8. Российские традиции гражданственности. Сборник материалов к "Уроку России - 2003". Ярославль, Департамент образования Администрации Ярославской области, 2003. 9. Гражданское образование. Практикум к учебно-методическому пособию. Санкт-Петербург, издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 10. Гражданское образование. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 11. Роль педагогической практики в процессе формирования профессиональной культуры учителя истории средней школы // Учитель истории в начале XXI века: содержание и технологии подготовки и повышения квалификации в условиях модернизации педагогического образования. Ярославль. 2004 12. Подготовка студентов исторического факультета к использованию проектной методики на уроках истории // Учитель истории в начале XXI века: содержание и технологии подготовки и повышения квалификации в условиях модернизации педагогического образования. Ярославль. 2004. 13. Использование технологии "Дебаты" в учебном процессе на уроках истории // Проблемы развития СПО в условиях рыночных отношений. Ярославль. 2005. 14. Личностно-ориентированное обучение истории // Конференция "Чтения им. К.Д. Ушинского". Ярославль, 2005.

ОПЫТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ И ГРАНТЫ: - 1994-2000 г. - участник коллективных проектов "История", "История - 2" программы Темпус/Тасис Европейского Союза (ЯГПУ совместно с университетом г. Эксетера, Великобритания, университетом г. Билефельда, ФРГ, Фридриксбергской учительской семинарией, Дания); - 1998-2003 гг. - член авторского коллектива по подготовке учебного пособия "Гражданское образование" (Совет Европы, Культурконтакт); - 1999-2004 гг. - член авторского коллектива по теме, входящей в тематический план Министерства образования РФ "Определение содержания и новых технологий подготовки учителя истории средней школы".

ОПЫТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - Средняя общеобразовательная школа № 28 (1982-1986), учитель истории - Ярославский государственный педагогический университет (с 1985 г.)

Общие курсы: Теория и методика преподавания истории

Специальные курсы: Использование метода проектов в обучении истории. Развитие критического мышления на уроках истории. Многообразие исторических источников на уроках истории. Использование новых технологий.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ: Почетный работник высшего профессионального образования, 2003 г. Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 1999 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Заместитель декана исторического факультета по учебной работе Член Диссертационного совета К 212.307.01 по защите кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по специальностям: отечественная история, всеобщая история, теория и методика обучения и воспитания (история). Член экспертной комиссии для учителей истории при Центре оценки контроля качества образования Департамента образования Администрации Ярославской области Член комиссии ЯГПУ по педагогической практике.

Руководство курсовыми и дипломными проектами по направлениям: В 2006 году под руководством Бабуриной Н.Ф. были защищены выпускные квалификационные работы на темы: Орлова Н.С. "Художественная литература как средство формирования аналитических умений учащихся. Снегова Е.Л. "Использование тестовых заданий для формирования исторических знаний". Иванова А.В. "Картографические пособия как средство формирования умения локализовать события в пространстве". Александрова А.А. "Карикатура как средство развития продуктивного воображения". Рябушев Н.А. "Великая Отечественная война на уроках истории в старших классах средней школы: содержательный и методический аспекты".

Тематика курсовых работ 4 курса 2006-2007 Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках истории (Диалог на уроках истории) Формирование знаний об исторических личностях в основной школе Развитие навыков исследовательской работы на уроках истории в основной школе (работа с письменными историческими источниками). Возможности использования видеосюжетов при обучении истории Использование источников личного происхождения на уроках истории

Тематика курсовых работ 3 курса 2006-2007 1. Использования художественной картины на уроках истории в основной школе (анализ УМК по истории) 2. Особенности изучения военной истории в основной школе (анализ школьных учебников) 3. Ролевая игра как средство развития познавательного интереса школьников при изучении истории в основной школе 4. Возможности использование опыта преподавания истории в России во второй половине X1X - начале ХХ века (анализ трудов дореволюционных методистов). 5. Особенности изучения русской истории в дореволюционной школе (содержательный аспект). 6. Формирование информационной культуры школьников на уроках истории


Валеева Наталия Ахатовна

ассистент кафедры

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: - История России - История политического сыска в России

НАУЧНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ: К.пед. наук, тема кандидатской диссертации - "Формирование толерантности у старшеклассников в процессе обучения истории"

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: 1. Технология "Аквариум" как способ формирования толерантной модели взаимоотношений у старшеклассников // Вестник ЦРО. 2004. 2. Проблемы подготовки учителей для работы в поликультурном классе (обзор американского опыта) 3. Технология "Аквариум" как способ формирования модели толерантного поведения старшеклассников // Муниципальная система образования: проблемы модернизации, творческий поиск, решения. Сборник материалов "Педагогического марафона - 2004". - Ярославль: Городской центр развития образования, 2004. 4. Подготовка учителей к толерантному взаимодействию с учащимися // Вопросы отечественной и зарубежной истории. Материалы конференции "Чтения Ушинского". - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2004. 5. Теоретическое осмысление толерантности в школьном обучении в трактовке некоторых зарубежных исследователей // Проблемы формирования личности в современном социуме: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 18-19 ноября 2005 года. Ч.2 / Под ред. Н.А.Фоминой. - Рязань: РГПУ, 2005. 6. Н.А. Обучение школьников на уроках обществоведения навыкам толерантного решения конфликтов путем моделирования вариантов поведения: обзор зарубежных публикаций // Вопросы отечественной и зарубежной истории. Материалы конференции "Чтения Ушинского". - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. 7. Валеева Н.А., Козырева Е.В. Формирование у учащихся навыков дискуссионного взаимодействия с учетом специфики мотивационного билдинга // Вопросы отечественной и зарубежной истории. Материалы конференции "Чтения Ушинского". - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. С. 251-254. - В том числе авторских - 0,25/0,1 п. л. 8. Валеева Н.А., Козырева Е.В. Роль обществоведческих дисциплин в формировании толерантной модели поведения будущего учителя // Дошкольное и начальное образование: методология и методика. Материалы конференции "Чтения Ушинского" педагогического факультета. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. 9. "Аквариум" в процессе обучения // Управление школой. Приложение к "1 Сентября". - 2005. №4 (391) 16-18 февраля.

ОПЫТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ И ГРАНТЫ:

2003 г. - Участие в проекте сотрудничества историков ЯГПУ и университета г. Билефельда по программе "А. Герцен" Германской службы академических обменов (DAAD)

ОПЫТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ЯГПУ с 2003 г. Учитель истории и обшествознания в МОУ СОШ №28, 18 (с 2003 г., квалификация - учитель 1 категории)

Общие курсы: Методика преподавания истории в начальной школе

Специальные курсы:

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания.

Формирование толерантности у учащихся в процессе обучения истории и обществознанию.

Формирование знаний об исторических личностях.

Дискуссионные технологии в обучении истории.

Использование художественной литературы на уроках истории.

Основные темы научной работы:

Развитие критического мышления на уроках истории.

Формирование толерантности у учащихся средствами исторического и обществоведческого образования.

Особенности обучения истории и обществознания на 2-ом концентре.

Пропедевтический курс по истории в традиционной и развивающей системах обучения.

Руководство курсовыми и дипломными проектами по направлениям:

В 2006 . под руководством Валеевой Н.А. была защищена выпускная квалификационная работа на тему: Шарова О.В. "Дискуссионные технологии как средство формирования толерантности у школьников".

Тематика курсовых работ 4 курса 2006-2007 г. 1. Особенности использования произведений художественной литературы в пропедевтическом курсе истории 2. Особенности применения дискуссионных технологий на уроках истории в старших классах. 3. Краеведческая работа со школьниками как форма внеклассной работы по истории: практический аспект

Тематика курсовых работ 3 курса 2006-2007 г. 1. Использование ресурсов Интернет на уроках истории. 2. Современная история России в школьном курсе. 3. Школьный учебник как средство обучения истории. 4. Развитие навыков исследовательской работы школьников на уроках исторического краеведения. 5. Использование групповой формы работы на уроках истории