Версия для слабовидящих

Кафедра математического анализа, теории и методики обучения математике

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Перейти: Факультеты ЯГПУ
Физико-математический факультет
Кафедры
Смирнов Евгений Иванович – заведующий кафедрой математического анализа.

Заведующий кафедрой:

Смирнов Евгений Иванович – Профессор, заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, академик РАЕН
e-mail: e.smirnov@yspu.org


Телефон кафедры: (4852) 72-62-35


Основные сотрудники Звание, должность
Жохов Аркадий Львович Профессор, д.п.н.
Соловьев Александр Фёдорович Доцент, к.ф.-м.н.
Богун Виталий Викторович Cтарший преподаватель, к.п.н.
Уваров Артем Дмитриевич Ассистент


Сведения о кафедре

Кафедра математического анализа была образована осенью 1947 года. C 1983 года заведующий кафедрой является доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, Смирнов Евгений Иванович.
При кафедре функционирует аспирантура по специальностям:

  • 01.01.01. - Математический анализ
  • 13.00.02. - Теория и методика обучения и воспитания (математика, информатика)

Функционирует диссертационный совет Д212.307.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций.
В настоящее время кафедрой реализуются следующие основные курсы:

  • Математический анализ (специальности «математика», «физика»);
  • Математика (специальности «Технология и предпринимательство», «профессиональное обучение (экономика и управление)», «информатика», «социология», «адаптивная физкультура»);
  • Теория функций действительного переменного (специальности «математика», «физика», «информатика»);
  • Теория функций комплексного переменного (специальности «математика», «физика», «информатика»);
  • Дифференциальные уравнения (специальности «математика», «физика», «информатика»);
  • Уравнения математической физики (специальности «математика», «информатика»);
  • Тензорный анализ (специальность «физика»);
  • Автоматизированные информационные технологии (специальность «профессиональное обучение (экономика и управление)»);
  • Математика и информатика (специальности «логопедия», «иностранный язык», «конфликтология», «теология», «социальная педагогика»);
  • Информатика (специальности «менеджмент организации», «организация работы с молодежью»);
  • Информатика в психологии (специальность «психология»).

Кафедра ведет научную работу по темам:

  • Нелинейный анализ в локально-выпуклых пространствах (рук., проф. Е.И.Смирнов);
  • Технология наглядно-модельного обучения математике (рук., проф. Е.И.Смирнов);
  • Определение содержания и технологии проф. подготовки учителя языкового профиля на основе концепции фундирования (рук., проф. Е.И.Смирнов);
  • Исследование интеграции математических знаний в профессиональной подготовке учителя математики (рук., проф. Е.И.Смирнов);
  • Научно-методическое обеспечение проектирования профессиональных образовательных программ НПО на основе компетентностного подхода, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья (рук., проф. А.Л.Жохов);
  • Факторы развития математических знаний. Обобщенная модель математического познания (рук., проф. А.Л.Жохов).

Ссылки


История кафедры

Методическое направление в научной работе на физико-математическом факультете зародилось в 1924 году, когда на кафедре математики стал работать Николай Александрович Извольский (1870-1938). Профессор Извольский был известен как ученый-методист, пропагандист математических знаний. Его перу принадлежит большое количество методических статей, опубликованных в различных журналах, а его книга «Методика геометрии» была, по сути, первым в России учебником по методике преподавания математики. Деятельность Извольского на факультете заложила основы для создания впоследствии специальной кафедры методики преподавания математики.

В 1930 году дирекцией института на должность доцента по методике преподавания математики был приглашен Николай Николаевич Шемянов - ученый-методист, историограф в области методики преподавания математики. С 1949 года Н.Н. Шемянов заведует вновь образованной кафедрой методики преподавания математики в пединституте. Он проводил большую работу с учителями города, много сил вкладывал в создание методических кабинетов в институте и в школах. Занимался поисками новых методов обучения, которые давали бы учащимся представление о применении математических познаний в природе и жизни. Н.Н. Шемянов был большим знатоком учебной и методической литературы России, начиная с XVII века, хорошо знал историю русской школы, историю развития математических идей по обучению математике.

Начиная с 1947 года, вопросами элементарной геометрии и методикой ее преподавания в школе начал заниматься Захар Александрович Скопец. С 1952 года он возглавлял кафедру методики преподавания математики. Впоследствии, с августа 1953 года, кафедра получила другое название - кафедра элементарной математики. В 1950 году при ней была открыта аспирантура по специальности «методика математики».

С начала 50-х годов методические исследования математиков отражают стремление модернизировать курс математики, внести в него элементы современной математики, поднять научный уровень преподавания в школе и активизировать мышление учащихся. В методических исследованиях этого периода выделяются два основных направления: алгебра и элементарные функции и геометрия.

В области методики элементарных функций наиболее широко представлены вопросы введения элементов математического анализа в курс математики средней школы. Введению в школьные программы элементов дифференциального исчисления посвящена диссертационная работа О.И. Смирновой (Шендеровской), аспирантки Н.Н. Шемянова. Ею подготовлено пособие для учителей “Функции в курсе математики 10 класса” (1956).

В дальнейшем эта тематика была расширена и дополнена методикой изучения в средней школе элементов интегрального исчисления, задач на экстремум, изучения и приложения комплексных чисел в средней школе и в вузе, представленной в работах преподавателей кафедры математического анализа М.А. Доброхотовой, А.Н. Сафонова, преподавателей кафедры элементарной математики Н.П. Комова, О.П. Шаровой.

Геометрическое направление, с одной стороны, продолжает традиции Н.А. Извольского, постоянно привлекая к исследованиям методистов (Н.А. Арсеньев, К.Ф. Михайлов и др.) и учителей, а с другой стороны, разрешает ряд новых проблем. Они поставлены в исследованиях З.А. Скопеца и его учеников: В.А. Жарова, К.Ф. Михайлова, П.С. Марголите, О.А. Котия и др.

В.А. Жаров сформулировал основные принципы построения сборников задач по геометрии в работе “Основные принципы построения задачника по геометрии” (Ярославль, 1960).

Разработка принципов построения задачников и методика их составления объединили несколько авторских коллективов, написавших сборники задач и пособия по геометрии для учащихся. К числу наиболее крупных публикаций, выполненных преподавателями кафедры под руководством З.А. Скопеца, можно отнести следующие:

  1. Скопец З.А., Жаров В.А. Задачи и теоремы по геометрии. М., 1962;
  2. Жаров В.А., Марголите П.С., Скопец З.А. Вопросы и задачи по геометрии: Пособие для учителей. М., 1965;
  3. Марголите П.С., Скопец З.А. Перемещения и подобия плоскости в задачах. 1979.

В эти годы при кафедре активно работала аспирантура. Многие сотрудники кафедры учились у З.А. Скопеца в аспирантуре и успешно защитили кандидатские диссертации, например, В.А. Жаров, П.С. Марголите, Г.Б. Кузнецова, Т.М. Корикова. Во многих городах страны трудятся сейчас другие выпускники аспирантуры, его ученики.

Конец 60-х и начало 70-х годов характеризуются переходом школы на новые учебные программы по математике. Новая программа включала в себя такие важные вопросы как элементы математического анализа, элементы векторной алгебры, координаты, метод геометрических преобразований и др. Реализация обновленной школьной программы проходила в условиях активной работы преподавателей кафедры по оказанию методической помощи учителям. Это выразилось в написании статей, чтении лекций для учителей и проведении методических семинаров, консультаций по вопросам изучения координатного метода (Г.Б. Кузнецова), элементов векторной алгебры (Т.М. Корикова), элементов дифференциального и интегрального исчисления (О.И. Шендеровская).

Введение факультативных курсов по выбору для учащихся 7-10 классов поставило проблему подготовки студентов физико-математического факультета к проведению внеклассной работы по математике и факультативных занятий. Преподаватели кафедры Г.Б. Кузнецова и О.П. Шарова разработали методические указания к специальному семинару для студентов физико-математического факультета пединститута, опубликовали пособие “Методика проведения внеклассной работы по математике в средней школе” (1984).

Разработкой новых материалов к спецсеминару в дальнейшем занялись преподаватели кафедры О.П. Шарова, Н.А. Меньшикова, Н.М. Епифанова. Составлено и опубликовано в институте повышения квалификации педагогических кадров пособие для учителей. Преподавателями кафедры в сотрудничестве с другими кафедрами были разработаны методические материалы по подготовке студентов к проведению факультативных занятий с учащимися:

  1. Соловьев А.Ф., Мурина И.Н. Элементарные функции: показательная, логарифмическая и степенная в курсе математического анализа: Методические указания для студентов. 1988;
  2. Карпова Т.Н. Подготовка студентов к проведению факультативных занятий по теме “Производная и ее применение”. 1991.

Кроме того были подготовлены сборники задач для студентов по дополнительным разделам школьного курса математики.

Преподаватели кафедры активно работают с учителями школ города и области (О.П. Шарова, И.В. Суслова, Т.М. Корикова, Н.М. Епифанова): читают лекции, проводят тематические семинары, осуществляют руководство творческими работами учителей.


Состав кафедры