Версия для слабовидящих

Кафедра математического анализа, теории и методики обучения математике — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
<!---------------------------Шаблон навигации------------------------------>
 
<!---------------------------Шаблон навигации------------------------------>
 
{{Навигационная полоса ЯГПУ: Физико-математический факультет}}
 
{{Навигационная полоса ЯГПУ: Физико-математический факультет}}
{{Физико-математический факультет: Кафедра математического анализа}}
+
{{Физико-математический факультет: кафедры}}
 
<!---------------------------Содержание-------------------------------->
 
<!---------------------------Содержание-------------------------------->
 
Кафедра математического анализа была образована осенью 1947 года. C 1983 года заведующий кафедрой является доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, '''Смирнов Евгений Иванович'''.
 
Кафедра математического анализа была образована осенью 1947 года. C 1983 года заведующий кафедрой является доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, '''Смирнов Евгений Иванович'''.
 +
С 2013 года кафедра математического анализа и кафедра теории и методики обучения математике были объединены в кафедру математического анализа, теории и методики обучения математике.
  
 
На кафедре имеется документ «Положение о кафедре математического анализа, теории и методики обучения математике» в печатном виде.
 
На кафедре имеется документ «Положение о кафедре математического анализа, теории и методики обучения математике» в печатном виде.
  
[[Файл:Smirnov Eugeny.jpg|250px|thumb|left|'''Смирнов Евгений Иванович''' – заведующий кафедрой математического анализа.]]
+
[[Файл:Smirnov Eugeny.jpg|250px|thumb|left|'''Смирнов Евгений Иванович''' – заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике.]]
  
 
== Контакты ==
 
== Контакты ==
Строка 25: Строка 26:
  
 
== Основные курсы ==
 
== Основные курсы ==
* Математический анализ (специальности «математика», «физика»)
+
* Математический анализ (профили «Математическое образование», «Физическое образование»)
* Математика (специальности «Технология и предпринимательство», «профессиональное обучение (экономика и управление)», «информатика», «социология», «адаптивная физкультура»)
+
* Математика (профили «Технологическое образование», «Профессиональное обучение (экономика и управление)», «Информатика и информационные технологии в образовании», «Социология», «Адаптивная физкультура»)
* Теория функций действительного переменного (специальности «математика», «физика», «информатика»)
+
* Теория функций действительного переменного (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании»)
* Теория функций комплексного переменного (специальности «математика», «физика», «информатика»)
+
* Теория функций комплексного переменного (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании»)
*  Дифференциальные уравнения (специальности «математика», «физика», «информатика»)
+
*  Дифференциальные уравнения (профили «Математическое образование», «Физическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании»)
* Уравнения математической физики (специальности «математика», «информатика»)
+
* Автоматизированные информационные технологии (профиль «Профессиональное обучение (экономика и управление)»)
* Тензорный анализ (специальность «физика»)
+
* Математика и информатика (профили «логопедия», «иностранный язык», «конфликтология», «теология», «социальная педагогика»)
* Автоматизированные информационные технологии (специальность «профессиональное обучение (экономика и управление)»)
+
* Информатика (профили «менеджмент организации», «организация работы с молодежью»)
* Математика и информатика (специальности «логопедия», «иностранный язык», «конфликтология», «теология», «социальная педагогика»)
+
* Методика обучения и воспитания в области математики (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
* Информатика (специальности «менеджмент организации», «организация работы с молодежью»)
+
* Внеклассная работа по математике (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
* Информатика в психологии (специальность «психология»)
+
* Элементарная математика (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Дополнительные разделы школьного курса математики (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Методологические проблемы математического образования (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Методология математического образования (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Современные концепции математического образования (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Эволюция парадигм школьного математического образования (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Дополнительные главы методики обучения математике (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Избранные вопросы педагогики математики (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Современные средства оценивания знаний школьников по математике (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
 +
* Подготовка школьников к итоговой государственной аттестации (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  
 
== Научная работа ==  
 
== Научная работа ==  
* Нелинейный анализ в локально-выпуклых пространствах (рук., проф. Е.И.Смирнов)
+
* Нелинейный анализ в локально-выпуклых пространствах (рук. проф. Е.И.Смирнов)
* Технология наглядно-модельного обучения математике (рук., проф. Е.И.Смирнов)
+
* Технология наглядно-модельного обучения математике (рук. проф. Е.И.Смирнов)
* Определение содержания и технологии проф. подготовки учителя языкового профиля на основе концепции фундирования (рук., проф. Е.И.Смирнов)
+
* Определение содержания и технологии проф. подготовки учителя языкового профиля на основе концепции фундирования (рук. проф. Е.И.Смирнов)
* Исследование интеграции математических знаний в профессиональной подготовке учителя математики (рук., проф. Е.И.Смирнов)
+
* Исследование интеграции математических знаний в профессиональной подготовке учителя математики (рук. проф. Е.И.Смирнов)
* Научно-методическое обеспечение проектирования профессиональных образовательных программ НПО на основе компетентностного подхода, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья (рук., проф. А.Л.Жохов)
+
* Научно-методическое обеспечение проектирования профессиональных образовательных программ НПО на основе компетентностного подхода, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья (рук. проф. А.Л.Жохов)
* Факторы развития математических знаний. Обобщенная модель математического познания (рук., проф. А.Л.Жохов)
+
* Факторы развития математических знаний. Обобщенная модель математического познания (рук. проф. А.Л.Жохов)
 +
* Моделирование исследовательской деятельности в учебном процессе как средство подготовки учителей математики (рук. проф. А.В.Ястребов)
  
 
==История кафедры==
 
==История кафедры==
Методическое направление в научной работе на физико-математическом факультете зародилось в 1924 году, когда на кафедре математики стал работать Николай Александрович Извольский (1870-1938). Профессор Извольский был известен как ученый-методист, пропагандист математических знаний. Его перу принадлежит большое количество методических статей, опубликованных в различных журналах, а его книга «Методика геометрии» была, по сути, первым в России учебником по методике преподавания математики. Деятельность Извольского на факультете заложила основы для создания впоследствии специальной кафедры методики преподавания математики.  
+
Кафедра математического анализа была образована осенью 1947 года. C 1983 года заведующий кафедрой является доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, Смирнов Евгений Иванович. С 2013 года кафедра математического анализа и кафедра теории и методики обучения математике были объединены в кафедру математического анализа, теории и методики обучения математике.
  
В 1930 году дирекцией института на должность доцента по методике преподавания математики был приглашен Николай Николаевич Шемянов - ученый-методист, историограф в области методики преподавания математики. С 1949 года Н.Н. Шемянов заведует вновь образованной кафедрой методики преподавания математики в пединституте. Он проводил большую работу с учителями города, много сил вкладывал в создание методических кабинетов в институте и в школах. Занимался поисками новых методов обучения, которые давали бы учащимся представление о применении математических познаний в природе и жизни. Н.Н. Шемянов был большим знатоком учебной и методической литературы России, начиная с XVII века, хорошо знал историю русской школы, историю развития математических идей по обучению математике.
+
* [[История кафедры теории и методики обучения математике]]
 +
* [[История кафедры математического анализа]]
  
Начиная с 1947 года, вопросами элементарной геометрии и методикой ее преподавания в школе начал заниматься Захар Александрович Скопец. С 1952 года он возглавлял кафедру методики преподавания математики. Впоследствии, с августа 1953 года, кафедра получила другое название - кафедра элементарной математики. В 1950 году при ней была открыта аспирантура по специальности «методика математики».
 
  
С начала 50-х годов методические исследования математиков отражают стремление модернизировать курс математики, внести в него элементы современной математики, поднять научный уровень преподавания в школе и активизировать мышление учащихся. В методических исследованиях этого периода выделяются два основных направления: алгебра и элементарные функции и геометрия.
+
==Материалы для студентов==
 +
[[Кафедра_математического_анализа:_Для_студентов|Материалы по математическому анализу для студентов]]
  
В области методики элементарных функций наиболее широко представлены вопросы введения элементов математического анализа в курс математики средней школы. Введению в школьные программы элементов дифференциального исчисления посвящена диссертационная работа О.И. Смирновой (Шендеровской), аспирантки Н.Н. Шемянова. Ею подготовлено пособие для учителей “Функции в курсе математики 10 класса” (1956).
 
 
В дальнейшем эта тематика была расширена и дополнена методикой изучения в средней школе элементов интегрального исчисления, задач на экстремум, изучения и приложения комплексных чисел в средней школе и в вузе, представленной в работах преподавателей кафедры математического анализа М.А. Доброхотовой, А.Н. Сафонова, преподавателей кафедры элементарной математики Н.П. Комова, О.П. Шаровой.
 
 
Геометрическое направление, с одной стороны, продолжает традиции Н.А. Извольского, постоянно привлекая к исследованиям методистов (Н.А. Арсеньев, К.Ф. Михайлов и др.) и учителей, а с другой стороны, разрешает ряд новых проблем. Они поставлены в исследованиях З.А. Скопеца и его учеников: В.А. Жарова, К.Ф. Михайлова, П.С. Марголите, О.А. Котия и др.
 
 
В.А. Жаров сформулировал основные принципы построения сборников задач по геометрии в работе “Основные принципы построения задачника по геометрии” (Ярославль, 1960).
 
 
Разработка принципов построения задачников и методика их составления объединили несколько авторских коллективов, написавших сборники задач и пособия по геометрии для учащихся. К числу наиболее крупных публикаций, выполненных преподавателями кафедры под руководством З.А. Скопеца, можно отнести следующие:
 
#Скопец З.А., Жаров В.А. Задачи и теоремы по геометрии. М., 1962;
 
#Жаров В.А., Марголите П.С., Скопец З.А. Вопросы и задачи по геометрии: Пособие для учителей. М., 1965;
 
#Марголите П.С., Скопец З.А. Перемещения и подобия плоскости в задачах. 1979.
 
В эти годы при кафедре активно работала аспирантура. Многие сотрудники кафедры учились у З.А. Скопеца в аспирантуре и успешно защитили кандидатские диссертации, например, В.А. Жаров, П.С. Марголите, Г.Б. Кузнецова, Т.М. Корикова. Во многих городах страны трудятся сейчас другие выпускники аспирантуры, его ученики.
 
 
Конец 60-х и начало 70-х годов характеризуются переходом школы на новые учебные программы по математике. Новая программа включала в себя такие важные вопросы как элементы математического анализа, элементы векторной алгебры, координаты, метод геометрических преобразований и др. Реализация обновленной школьной программы проходила в условиях активной работы преподавателей кафедры по оказанию методической помощи учителям. Это выразилось в написании статей, чтении лекций для учителей и проведении методических семинаров, консультаций по вопросам изучения координатного метода (Г.Б. Кузнецова), элементов векторной алгебры (Т.М. Корикова), элементов дифференциального и интегрального исчисления (О.И. Шендеровская).
 
 
Введение факультативных курсов по выбору для учащихся 7-10 классов поставило проблему подготовки студентов физико-математического факультета к проведению внеклассной работы по математике и факультативных занятий. Преподаватели кафедры Г.Б. Кузнецова и О.П. Шарова разработали методические указания к специальному семинару для студентов физико-математического факультета пединститута, опубликовали пособие “Методика проведения внеклассной работы по математике в средней школе” (1984).
 
 
Разработкой новых материалов к спецсеминару в дальнейшем занялись преподаватели кафедры О.П. Шарова, Н.А. Меньшикова, Н.М. Епифанова. Составлено и опубликовано в институте повышения квалификации педагогических кадров пособие для учителей. Преподавателями кафедры в сотрудничестве с другими кафедрами были разработаны методические материалы по подготовке студентов к проведению факультативных занятий с учащимися:
 
#Соловьев А.Ф., Мурина И.Н. Элементарные функции: показательная, логарифмическая и степенная в курсе математического анализа: Методические указания для студентов. 1988;
 
#Карпова Т.Н. Подготовка студентов к проведению факультативных занятий по теме “Производная и ее применение”. 1991.
 
Кроме того были подготовлены сборники задач для студентов по дополнительным разделам школьного курса математики.
 
 
Преподаватели кафедры активно работают с учителями школ города и области (О.П. Шарова, И.В. Суслова, Т.М. Корикова, Н.М. Епифанова): читают лекции, проводят тематические семинары, осуществляют руководство творческими работами учителей.
 
  
 
<!------------------Нижний блок --------------------------------------------------->
 
<!------------------Нижний блок --------------------------------------------------->

Версия 17:18, 11 мая 2016

Перейти: Факультеты ЯГПУ
Физико-математический факультет
Кафедры

Кафедра математического анализа была образована осенью 1947 года. C 1983 года заведующий кафедрой является доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, Смирнов Евгений Иванович. С 2013 года кафедра математического анализа и кафедра теории и методики обучения математике были объединены в кафедру математического анализа, теории и методики обучения математике.

На кафедре имеется документ «Положение о кафедре математического анализа, теории и методики обучения математике» в печатном виде.

Смирнов Евгений Иванович – заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике.

Контакты

  • Заведующий кафедрой: Смирнов Евгений Иванович
  • e-mail: e.smirnov@yspu.org
  • Телефон кафедры: (4852) 72-62-35
  • Местоположение кафедры: аудитория 206

Сотрудники кафедры

Штатный формуляр на 22.11.2017 XLS | PDF

  • Смирнов Евгений Иванович - доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой
  • Жохов Аркадий Львович - доктор педагогических наук, профессор
  • Ястребов Александр Васильевич - доктор педагогических наук, профессор
  • Карпова Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент
  • Буракова Галина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент
  • Богун Виталий Викторович - кандидат педагогических наук, доцент
  • Уваров Артем Дмитриевич - кандидат физико-математических наук, старший преподаватель
  • Боженькина Светлана Петровна - зав.метод кабинетом

Сведения о кафедре

При кафедре функционирует аспирантура по специальностям:

  • 01.01.01. - Математический анализ
  • 13.00.02. - Теория и методика обучения и воспитания (математика, информатика)

Функционирует диссертационный совет Д212.307.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Основные курсы

  • Математический анализ (профили «Математическое образование», «Физическое образование»)
  • Математика (профили «Технологическое образование», «Профессиональное обучение (экономика и управление)», «Информатика и информационные технологии в образовании», «Социология», «Адаптивная физкультура»)
  • Теория функций действительного переменного (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании»)
  • Теория функций комплексного переменного (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании»)
  • Дифференциальные уравнения (профили «Математическое образование», «Физическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании»)
  • Автоматизированные информационные технологии (профиль «Профессиональное обучение (экономика и управление)»)
  • Математика и информатика (профили «логопедия», «иностранный язык», «конфликтология», «теология», «социальная педагогика»)
  • Информатика (профили «менеджмент организации», «организация работы с молодежью»)
  • Методика обучения и воспитания в области математики (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Внеклассная работа по математике (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Элементарная математика (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Дополнительные разделы школьного курса математики (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Методологические проблемы математического образования (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Методология математического образования (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Современные концепции математического образования (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Эволюция парадигм школьного математического образования (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Дополнительные главы методики обучения математике (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Избранные вопросы педагогики математики (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Современные средства оценивания знаний школьников по математике (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)
  • Подготовка школьников к итоговой государственной аттестации (профили «Математическое образование», «Информатика и информационные технологии в образовании» с дополнительным профилем «Математическое образование»)

Научная работа

  • Нелинейный анализ в локально-выпуклых пространствах (рук. проф. Е.И.Смирнов)
  • Технология наглядно-модельного обучения математике (рук. проф. Е.И.Смирнов)
  • Определение содержания и технологии проф. подготовки учителя языкового профиля на основе концепции фундирования (рук. проф. Е.И.Смирнов)
  • Исследование интеграции математических знаний в профессиональной подготовке учителя математики (рук. проф. Е.И.Смирнов)
  • Научно-методическое обеспечение проектирования профессиональных образовательных программ НПО на основе компетентностного подхода, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья (рук. проф. А.Л.Жохов)
  • Факторы развития математических знаний. Обобщенная модель математического познания (рук. проф. А.Л.Жохов)
  • Моделирование исследовательской деятельности в учебном процессе как средство подготовки учителей математики (рук. проф. А.В.Ястребов)

История кафедры

Кафедра математического анализа была образована осенью 1947 года. C 1983 года заведующий кафедрой является доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, Смирнов Евгений Иванович. С 2013 года кафедра математического анализа и кафедра теории и методики обучения математике были объединены в кафедру математического анализа, теории и методики обучения математике.


Материалы для студентов

Материалы по математическому анализу для студентов