Версия для слабовидящих

Техники адаптированности личности

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 20:40, 12 марта 2014; I.dementyeva (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Все большее внимание специалистов различного профиля привлекает проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, познания и общения. Особенно актуален этот вопрос в контексте тех интенсивных трансформаций, которые претерпевает современное мировое, и особенно российское, общество.

Нестабильность социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой приходится учитывать внешне обусловленные социальные требования, то есть изменяться, и сохранять при этом основополагающие собственные внутренние установки и убеждения, – другими словами, оставаться в относительно устойчивом равновесии. В связи с этим можно вполне обоснованно констатировать, что разработка проблемы адаптации личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.

Согласно позиции А.А. Реана и Г.А. Балла результатом процесса адаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности [1]. Основные стратегии в повышении адаптированности лиц, относящихся по своему профессиональному статусу к соционимическим видам деятельности, на наш взгляд, заключаются в использовании ресурсов индивидного, личностного и субъектного уровней индивидуальности человека.

Так, различные способы регуляции психофизиологического тонуса, предполагающие, в первую очередь, нормализацию организменных функций (дыхание и сердечно-сосудистая система), а уже затем, на основе системности в формировании целостного состояния, способствующие уменьшению нервно-психического напряжения, могут быть отнесены к ресурсам индивидной составляющей человека в противодействии психическому стрессу и, соответственно, повышению его адаптированности [3]. В свою очередь, различные группы методов, направленные на реализацию характерологических и мотивационных потенций (тренинги личностного роста, упражнения по выработке уверенности в себе и формированию позитивных установок) являются личностно-ориентированными средствами, увеличивающими стрессоустойчивость человека.

И наконец, разнообразные пути и формы повышения профессиональной компетентности (семинары, тренинги деловых навыков и креативности, деловые и имитационно-организационные игры), а также сознательное формирование индивидуального стиля деятельности (поведения) относятся к технологиям повышения адаптированности через привлечение ресурсов человека как субъекта деятельности. В связи с обозначенным подходом рассмотрим одну из наиболее продуктивных техник повышения адаптационных возможностей человека – аутогенную тренировку. В отличие от медитации данная техника базируется главным образом на сознательном компоненте психики, вызывающем при определенных условиях изменения в отдельных участках человеческого тела и органах. Создателем се считается немецкий психотерапевт Иоганнес Генрих Шульц, который синтезировал основные направления медитации.

Аутогенная тренировка (АТ) – это система психологического воздействия человека на самого себя [4¸ 5]. Она помогает регулировать эмоциональные состояния, устранять нежелательные переживания и тревоги, способствует быстрому восстановлению работоспособности при физическом и нервном утомлении, улучшает сон. Кроме того, она частично устраняет неуверенность, застенчивость, рассеянность и т. п. С помощью такой тренировки можно выработать устойчивость своего поведения, сдержанность. Овладев определенными навыками, человек может сознательно управлять своей психикой. АТ представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием здесь выступает слово, обращенное к самому себе, слово, направленное на саморегуляцию непроизвольных функций организма. Известно, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека [1]. Поэтому при самовнушении расслабления мускулатуры эти клетки посылают в мышечную систему соответствующие импульсы. От расслабленной мускулатуры в мозг поступают слабые минимальные сигналы, что действует на человека успокаивающе. Особенно важно здесь расслабление мышц лица, которые посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем, например, мышцы всего туловища, и значительно сильнее, чем другие мышцы, поддерживают состояние активности головного мозга. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть навыками воздействия на свою нервную систему.

Заниматься тренировкой можно в трех основных позах:

 лежа на спине, при этом руки должны быть слегка согнуты в локтях и лежать ладонями вниз, а ноги раздвинуты на ширину плеч; лежать лучше на чем-либо твердом или полумягком, под головой иметь невысокую подставку (подушку);

 сидя в кресле (откинувшись на спинку, руки на подлокотниках);

 на стуле в позе «кучера на дрожках» [5].

Третья поза самая неудобная, но самая доступная: тело покоится на половине стула, не опираясь на спинку, ноги, стоящие на полной ступне, слегка выдвинуть вперед так, чтобы колени образовывали угол 120-140, руки свободно положены на бедра так, что кисти свисают вовнутрь; голова слегка опущена, спина выгнута таким образом, что опущенные плечи оказываются по вертикали над тазобедренными суставами, глаза полуприкрыты.

Перед занятием следует расстегнуть одежду, стесняющую тело, отрегулировать ритм дыхания и занять соответствующую позу. Первое занятие лучше проводить не ранее чем через два часа после принятия пищи; оно начинается с общего расслабления.

Для этого, находясь в одной из описанных поз, сделайте глубокий вдох и длинный замедленный выдох. Повторите действие несколько раз. Затем при вдохе средней глубины мысленно произнесите слово «я», а на заполненном выдохе, так же мысленно – более длинное слово «расслабляюсь». Чтобы почувствовать расслабление, нужно на вдохе напрячь мышцы, а на выдохе их расслабить. Только в этом случае получится ясное ощущение расслабления. Затем следует мысленно произнести: «Мое внимание – на моем лице» (надо мысленно увидеть свое лицо). Если это не получается, то можно воспользоваться зеркалом: посмотреть в зеркало, а затем закрыть глаза и снова мысленно увидеть свое лицо.

После этого нужно так же мысленно проговорить по 6-8 раз следующее формулы: ...расслабляются мышцы лба..., ...расслабляются мышцы глаз..., ...расслабляются щеки..., ...расслабляются крылья носа..., ...губы и зубы разжаты..., ...челюсть слегка опущена..., ...язык расслаблен..., ...расслабляются мышцы затылка..., ... расслабляются мышцы шеи... Перед произнесением каждой формулы нужно почувство¬вать напряжение соответствующих мышц, а после мысленного произнесении команды – их расслабление.

Далее приступают к расслаблению тела, повторяя по 3-4 раза следующие формулы: ...плечи опущены и расслаблены…, ...локти расслаблены..., ...кисти, как плети, лежат на коленях и давят на них..., ...мой таз свободно давит на стул (кресла)..., ...мои голени расслаблены..., ..мои ступни расслаблены...

Порядок расслабления очень прост, некоторые неточности в формулах не нарушают общего хода тренировки.

Когда все тело расслаблено, приступают к основным упражнениям аутогенной тренировки.

Тренироваться нужно 2-3 раза в день, при этом соблюдая определенные правила: 1) заниматься АТ следует систематически. Только так можно добиться максимального успеха; 2) лучше тренироваться утром перед подъемом и вечером перед сном; 3) все упражнения АТ должны подчиняться самоконтролю; 4) АТ следует рассматривать как особую психическую гимнастику. В связи с этим нельзя прерывать тренировку; 5) все формулы АТ следует произносить про себя, медленно, максимально концентрируя внимание на смысле произносимого [4, 5].

Таким образом, учитывая вышеуказанные позы, следуя правилам и содержанию основных упражнений при выполнении техники аутогенной тренировки, личность становиться способной наиболее успешно адаптироваться к изменяющимся условиям объективной реальности.

Литература

1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации [Текст] / В. Г. Асеев – Иркутск, 1996. – с. 3-17.

2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – с. 92-100.

3. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2008. – 432 с.

4. Психогимнастика в тренинге [Текст] / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: "Речь", Институт Тренинга, 2006. – 256 с.

5. Психология адаптации личности [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.

6. Юревиц А. Ж., Аверьянов В. С., Виноградова О. В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности [Текст] / Под ред. В. И. Медведева. – СПб., 2003.