Версия для слабовидящих

Методика комплексной диагностики готовности детей к началу обучения в школе – «КДГд»

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 15:10, 20 октября 2017; A.zvenigorodskiy (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Процедура комплексной диагностики готовности детей к началу обучения в школе разработана на основе концепции системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова и многолетних теоретико-экспериментальных исследований автора методики, исследований ведущих отечественных психологов и педагогов (К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.П.Усовой и др.), теоретических положений и практического опыта организации психологической службы в системе образования (И.В. Дубровина).

В своей работе мы исходим из понимания готовности к обучению как сложного интегрального образования, отражающего целостную индивидуальность учащегося в единстве личностного, субъектного и индивидного уровней индивидуальности. Обучение на всех уровнях образования осуществляется на основе учебной деятельности, степень готовности к обучению определяется тем, насколько обучаемый владеет учебной деятельностью, в какой мере у него сформирована психологическая структура учебной деятельности.

Психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения отражает общий уровень его индивидуально-психологического развития и представляет собой готовность к усвоению компетенций, определенных государственными образовательными стандартами, в форме учебной деятельности. Психологическая структура готовности к обучению в школе соответствует психологической структуре учебной деятельности и включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности. На ранних этапах обучения психологическая готовность к обучению (стартовая готовность к обучению) представляет собой структуру индивидуальных качеств, которая в процессе школьного обучения развивается и приобретает свойства системы (вторичная готовность к обучению).

Содержание и структура стартовой готовности к систематическому школьному обучению определяются особенностями учебной деятельности и содержанием обучения в первом классе школы. В результате теоретического анализа, экспериментального исследования и использования математических методов обработки данных было выделено 22 учебно-важных качества (УВК), которые прямо или опосредованно определяют успешность школьного обучения. Эти УВК в структуре готовности образуют сложные взаимосвязи, имеют различный вес и по-разному влияют на успешность обучения. Из 22 выделенных качеств были отобраны 13 наиболее важных, уровень развития которых определяется с помощью основного комплекса методик диагностической процедуры (табл. 1). В основу комплексной диагностики стартовой готовности к обучению положен принцип единства диагностики и коррекции (развития), который был выдвинут И.В.Дубровиной как один из основных в работе психологической службы в системе образования. Главную цель диагностики готовности к обучению мы видим не в разделении детей по уровням готовности, а в определении индивидуально-своеобразного "психологического портрета" ребенка для дальнейшей работы с ним в процессе систематического школьного обучения.

При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств, прежде всего, учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в учебно-воспитательный процесс детского сада и начальной школы. Мы не ставили перед собой задачу разработки новых оригинальных тестов, так как это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Более того, для комплексной диагностики отбирались хорошо известные и апробированные на практике методики, составляющие "золотой фонд" отечественной детской психодиагностики. При этом каждый из субтестов комплексной методики диагностики готовности детей к началу школьного обучения представляет собой оригинальный авторский вариант известного теста, валидность и надежность каждого из них подтверждена статистически. Методика экспертной оценки мотивов учения разработана автором КДГд.

Комплексный характер методики обусловлен рядом моментов:

- выделенные показатели готовности к обучению в школе являются базовыми качествами, характеризующими общий уровень психического развития, которые позволяют получить информацию о целостном развитии ребенка как индивидуальности: о характере его деятельности, особенностях личностно-мотивационной сферы, познавательных и психомоторных способностях, знаниях и умениях, о таких сложных интегральных качествах, как обучаемость, способность принимать задачу, произвольность деятельности;

- наряду с тестовыми оценками диагностическая процедура предполагает использование экспертной оценки уровня развития ребенка воспитателями и родителями, это повышает надежность и объективность психологического диагноза и прогноза школьной успеваемости;

- результаты диагностики являются основой для индивидуального подхода в обучении и воспитании детей и планирования групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы в едином образовательном пространстве "детский сад - школа".

Апробация диагностической процедуры проводилась на базе 25 образовательных учреждений при поддержке управления образования мэрии г. Ярославля.

Методика стандартизирована на выборке детей от 5,5 до 7,5 года. Объем выборки стандартизации - 1500 человек. Составлены нормативные шкалы развития учебно-важных качеств для шестилетних (5,5 - 6,4 г.), семилетних (6,5 - 7,4 г.) и смешанной выборки (5,5 - 7,4 г.) детей, которые по возрасту могут быть зачислены в школу. Нормативные шкалы готовности к обучению в школе составлены на основе результатов диагностики в смешанной группе (шести-семилетние дети). Нижняя граница возрастной группы (5,5года) определена исходя из того, что диагностика готовности проводится приблизительно за полгода до начала школьного обучения (в марте-апреле), таким образом, дети 5,5 лет к 1 сентября достигают возраста, необходимого для зачисления в первый класс.

Распределение результатов в каждой возрастной группе соответствует нормальному. Установлена прогностическая валидность методики по отношению к общей успеваемости и частным показателям усвоения чтения, письма и математики в 1 классе. Объем контрольной выборки - 100 человек, корреляция индивидуального индекса готовности к обучению в школе (ИИГ) с показателем усвоения чтения: r=0,54 (Р=0,99); с показателем усвоения письма: r=0,54 (Р=0,99); с показателем усвоения математики: r=0,56 (Р=0,99); с общим показателем успешности обучения: r=0,59 (Р=0,99). Содержательная валидность обеспечена отбором тестовых заданий на основе анализа содержания и условий обучения в первом классе.

Диагностическая процедура состоит из шести этапов:

I. Подготовительный этап (групповые консультации для родителей и воспитателей, сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми, анкетирование родителей).

II. Групповая диагностика ("Графический диктант", "Графическая проба", "Рисунок школы", социометрия).

III. Индивидуальное обследование (обучающий эксперимент; тесты: "Выраженность синкинезий", "4-й лишний", "Лесенка", "Зрительный анализ", "10 слов"; экспертная оценка).

IV. Обработка результатов, составление психодиагностического заключения, построение индивидуального профиля готовности, подсчет индивидуального индекса готовности для каждого ребенка, заполнение психолого-педагогической характеристики; построение группового профиля готовности (для группы детей в ДОУ или класса в школе), подсчет группового индекса готовности для каждого ребенка, разработка рекомендаций для педагогов и родителей по развитию и коррекции учебно-важных качеств.

V. Групповое и индивидуальное консультирование родителей и педагогов.

VI. Коррекционно-развивающая работа с детьми.

Таким образом, комплексная диагностика стартовой готовности детей к обучению в школе предполагает проведение двенадцати методик, четыре из которых выполняются групповым методом (продолжительность обследования по каждой из них составляет 15-20 минут, количество детей в группе - 7-15 человек), шесть - в ходе индивидуального обследования (продолжительность обследования 30-40 минут), две методики проводятся в форме экспертной оценки уровня развития данного качества воспитателями группы и (или) родителями.

При необходимости процедура «КДГс» может быть сокращена. В этом случае диагностируются только наиболее значимые компоненты структуры готовности, то есть, УВК, имеющие наибольший вес в структуре готовности

Данные психодиагностического обследования используются для комплектования первых классов, выбора индивидуальных форм и методов учебно-воспитательной работы с учащимися, разработки коррекционно-развивающих программ по профилактике и преодолению трудностей в обучении в условиях семьи, дошкольного учреждения и школы.

В условиях детского сада диагностика готовности детей к обучению в школе в одной группе занимает четыре недели, включая групповые и индивидуальные консультации для родителей и педагогов, заполнение характеристик и построение индивидуальных профилей готовности. При этом нагрузка на специалиста, проводящего диагностику, составляет от 1 до 3 часов в день.

Литература:

1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1991. 230 с.

2. Нижегородцева Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1996. 98 с.

3. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст]: монография / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Аверс Пресс, 2004.

4. Нижегородцева Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе (КДГд) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.

5. Нижегородцева Н.В. Методические материалы для проведения комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе [Текст]: Методическое пособие / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.

6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогичекая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.