Версия для слабовидящих

Специфика успеваемости школьников с поведенческими типами А и Б

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 20:51, 12 марта 2014; I.dementyeva (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Изучением особенностей личности с поведением типа А и Б занимались многие исследователи (И.Б. Ганелина, С.Д. Положенцев, Р. Розенман, Л.П. Урванцев, М. Фридман и др.). Р. Розенман, М. Фридман считают, что поведение типа А формируется при жизни, под воздействием средовых факторов, а не наследственно предопределено. При этом считают, что уже в возрасте 6 – 11 лет дети, проявляют черты, характерные для поведения типа А. Человеку с поведенческим типа А свойственны следующие психологические особенности: высокий темп жизни; постоянное стремление к соревнованию и конкуренции; дефицит времени; нетерпеливость, постоянная спешка; ускорение многих физических и психических функций. Отмечены и внешние проявления данного типа поведения, такие как бесцельная враждебность, раздражительность, быстрая, громкая и отрывистая речь, энергичные жесты.

Противоположному типу поведения (тип Б) свойственны следующие особенности: неторопливость, взвешенность и рациональность в работе и других сферах жизнедеятельности, отсутствие стремления к смене работы. Скупость в движениях и проявлениях эмоциональных реакций и чувств, отсутствие внешних проявлений неуверенности в своих силах и возможностях. Анализируя источники литературы мы выявили, что специфика поведенческих типов А и Б изучена достаточно хорошо у взрослых, и менее исследовано в школьном возрасте, поэтому объектом нашего исследования стал феномен проявления поведенческих типов А и Б в более раннем возрасте.

В процессе изучения влияния типов поведенческой активности на профессиональную направленность старшеклассников с поведенческими типами А и Б, мы обратили внимание на то, что средняя успеваемость основных предметов школьников этих поведенческих типов соответствует оценкам: удовлетворительно и хорошо, очень редко отлично. Вопросы о том, что же старшим школьникам мешает учиться лучше, с какими трудностями они сталкиваются в процессе обучения и влияют ли типы поведения на успешность в учебе остаются открытыми.

Для выявления трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники в процессе обучения, мы разработали опросник с открытыми вопросами. При анализе открытых вопросов составили перечень трудностей в качестве смысловых единиц, определили частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных).

Eчащиеся с поведением типа А склонны осознавать, что для достижения успехов в учебе им мешает нехватка времени ответили 81% испытуемых, собственная лень - 65%, непонимание предметов - 61%, нервы и эмоциональные расстройства – 58%, сложные задания нагрузки считает 26%. Вероятно, школьники поведенческого типа А неспособны к длительной и устойчивой концентрации внимания, но способны ощущать дефицит времени, так как активно участвуют в разных видах деятельности. Кроме того, были выявлены внешние проявления этого типа поведения, такие как агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов: 18% считают, что им мешают учителя и 30% - родители, которые пристают.

Школьники, которым присуще поведение типа Б, так же как и типа А, склонны осознавать, что для достижения успехов в учебе им мешает собственная лень (93%); 61% испытуемых считают, что им не интересно, их не привлекают уроки; возможно, из-за неуверенности в своих силах, возможностях и неторопливости; 79% ответили, что сложные задания и нагрузки. Кроме того, ни одному школьнику поведения типа Б не свойственно: ощущение дефицита времени и эмоциональные расстройства, что еще раз подтверждает выше сказанная характеристика типов А и Б.

Итак, низкая успеваемость у школьников типа А из-за нехватки времени для отдыха и развлечений, а так же из-за неумения и нежелания выполнять однообразную каждодневную работу; а у школьников типа Б из–за долгого обдумывания планов деятельности, непонимания предметов, следовательно, частые потери интереса к учебе. Таким образом, можно сделать вывод, что поведенческие типы А и Б оказывают влияние на успешность в учебной деятельности.

Литература: 1. Положенцев С.Д. Руднев Д.А. Поведенческий фактор риска ишемической болезни сердца (Тип А) [Текст] / С. Д. Положенцев, Д. А. Руднев. – Л.: Наука, 1990.–171 с.

2. Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике [Текст] / Л. П. Урванцев. – Ярославль: ЯрГУ, 1998.- 160с.