Версия для слабовидящих

Современные подходы в развитии социально-психологической профессиональной компетентности студентов

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 17:13, 27 ноября 2011; N.solynin (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В современных условиях интенсивных социальных перемен профессиональная деятельность выпускников вузов, являясь одним из значимых факторов, способных обеспечить успешное социальное и экономическое развитие общества, претерпевает существенные изменения. Сегодня важнейшими для профессионалов - психологов в том числе, являются такие личностные качества, как гибкое креативное мышление, инициативность, нацеленность на результат, умение взять ответственность на себя и высокая стрессоустойчивость. При этом увеличивается значимость определенного вида профессиональных навыков и умений, которые можно объединить категорией социально-психологическая профессиональная компетентность (СППК), а именно: навыков самоорганизации; навыков межличностного общения; анализа своей деятельности и умения применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния; способностью и готовностью к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах, проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса; реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и формирование команды. СППК обеспечивает не только психологическую готовность к профессиональной деятельности и эффективную организацию этой деятельности, но и позволяет профессионалу быстро и адекватно адаптироваться в различных социальных ситуациях и эффективно выполнять заданную социальную роль, отвечающую общественным требованиям и социальным нормам, и не нарушающую при этом идентичность профессионала. Проблема развития СППК студентов тесно связана с технологиями обучения, в основе которых находятся рефлексивно-инновационный и личностно-позиционный подходы. В качестве примера такой инновационной технологии можно назвать технологию, построенную на работе с образом успешного профессионала, которая является более эффективной для развития СППК, чем технологии, построенные на тренинге отдельных профессионально важных умений и навыков (Дурманова И.В., 2006).

Идея о ведущей роли образа в регуляции психической деятельности, который, кроме функции отражения, выполняет функцию регуляции деятельности субъекта и обеспечивает динамику личностного и профессионального развития, высказывалась многими учеными (Артемьева Ю.Е., 1999, Климов Е.А. 1995, Леонтьев А.Н., 1979, Леонтьев А.А., 2001, Леонтьев Д.А., 2003 и др.). Образ успешного профессионала является одним из тех психических образований, который наряду с прочной мотивацией к деятельности и возможностью личностной самореализации средствами профессии, является регулятором личностного и профессионального развития.

Каким образом может быть реализована инновационная технология развития СППК студентов в период обучения в вузе? Первое направление работы - это целенаправленное развитие системного образа успешного профессионала, которое строится на основе рефлексивно-инновационного подхода в обучении с применением активных методов и предполагает последовательность следующих этапов:

1) категоризацию системы образов путем формирования у студентов адекватных представлений, в результате которой происходит упорядочивание элементов и характеристик образа успешного профессионала;

2) идентификацию, состоящую в согласовании и максимальном сближении идеального образа успешного профессионала и реального образа-Я студента путем ролевых проб, освоении успешных образцов поведения путем замены старых поведенческих стереотипов.

Это направление предполагает активную вовлеченность студента как субъекта учебной деятельности в процесс формирования образа профессии, в котором отражаются представления о ней:

а) представления о предметной области профессии (целях, средствах их осуществления, условиях труда);

б) представления об успешном субъекте профессиональной деятельности;

в) представления о профессиональной общности. Результатом этой деятельности является построение на основе представлений в сознании студента «эталонного» образца успешности в профессии.

Второе направление реализации инновационной технологии развития СППК студентов предполагает использование личностно-позиционного подхода в преподавательской деятельности и предполагает развитие эффективного имиджа и авторитета преподавателя как компонентов профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. Профессиональная деятельность педагога отличается выраженностью социально-психологических характеристик, таких как социально-перцептивные и коммуникативные способности, культура речи, позиция в межличностном общении. Эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько адекватен педагог образу успешного профессионала и насколько точно воспринимают его студенты.

Имидж преподавателя представляет собой социально-психологический образ, формирование которого обусловлено наличием ярко выраженных спонтанно и осознанно презентируемых качеств преподавателя, легко воспринимаемых окружающими при первом контакте и соответствующих ожиданиям студенческой аудитории, являющихся прологом к формированию авторитета. В ряде исследований, посвященных имиджу преподавателя (Е.А. Петрова, Е.Н. Русская, В.Н. Черепанова, И.П. Чертыкова, Т.А. Бусыгина и др.), выявлены эмпирические данные, свидетельствующие о наличии различий между представлениями о своем имидже преподавателей и релевантными представлениями студентов.

Педагоги оценивают себя несколько выше по фиксированным параметрам («Я» - профессиональное и «Я»-имиджевое) по сравнению с системой студенческих оценок. Представления студентов об имидже «позитивно оцениваемого» ими педагога претерпевают незначительные изменения на протяжении всего процесса обучения в вузе (динамика выявлена по таким составляющим имиджа педагога, как «любовь к профессии», «направленность на партнерские отношения»).

Динамика представлений студентов об имидже «негативно оцениваемого» ими преподавателя позволяет говорить о возрастающей требовательности студентов по мере их взросления и накопления опыта учебной деятельности к своим педагогам. К таким «негативно оцениваемым» характеристикам имиджа преподавателя относятся: «неинтересное изложение материала», «шаблонность внешнего облика», «неразвитые социально-перцептивные способности», «фрагментарное знание материала», «эмоциональная неустойчивость», «неграмотность речи» (Бусыгина Т.А., 2004).

Имидж, формирующийся на первых занятиях, становится частью структуры профессиональной компетентности преподавателя в отличие от авторитета, который складывается в течение длительного времени совместной работы преподавателя и студентов. Оба эти компонента профессиональной компетентности преподавателя способствуют формированию у студента образа успешного профессионала.


Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что в развитии социально-психологической профессиональной компетентности будущего выпускника вуза активная роль принадлежит обоим субъектам процесса обучения – преподавателю и студенту. Развитие социально-психологической профессиональной компетентности студентов будет более эффективно, если процесс обучения будет организован с опорой на внутренние психические регуляторы деятельности, в частности, образ успешного профессионала.