Версия для слабовидящих

Решения ученого совета

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Перейти: Об университете

Шаблон:Навигация справа ЯГПУ: Ученый совет

Решение
ученого совета Ярославского государственного педагогического университета
им. К.Д.Ушинского
от 25 января 2011 года


Заслушав и обсудив доклад первого проректора профессора М.В.Новикова «Итоги научно-исследовательской работы за 2010 год и утверждение тематического плана НИР ЯГПУ на 2011 год», ученый совет отмечает, что в 2010 году коллектив университета сохранил положительную динамику в сфере научной деятельности. Общий объем финансирования НИР увеличился с 95 млн. руб. в 2009 г. до 158 млн. руб. в 2010 году. Выполнены работы по девяти заданиям тематического плана Минобрнауки РФ, по проекту Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2006-2010 гг.», по четырем проектам Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009 – 2013)», по пяти проектам ведомственной целевой программы «Развитие научно-технического потенциала высшей школы», по двум грантам Российского гуманитарного научного фонда, по четырем грантам Российского фонда фундаментальных исследований, пяти областным грантам и двенадцати хозяйственным договорам. В рамках выполнения данных проектов в структуре университета открыты и успешно функционировали 24 научно-исследовательские лаборатории и 2 научно-образовательных центра. В диссертационных советах университета защищено 5 докторских и 66 кандидатских диссертаций, преподавателями и сотрудниками университета защищено 5 докторских и 20 кандидатских диссертаций, 40% аспирантов и 33% докторантов завершили обучение с защитой или представлением диссертации к защите. Кафедрами университета издано более 4000 п.л. монографий, сборников, учебников, учебных пособий и статей, в том числе 14 учебников с грифом Минобрнауки РФ; объем издательской деятельности РИО университета превысил 2000 п.л. в год; журнал «Ярославский педагогический вестник» получил статус «ваковского» по всем публикуемым в нем материалам и с 2010 года издается в трех томах – гуманитарные, психолого-педагогические, естественные науки; организован и проведен первый конкурс «Книга ЯГПУ 2010». Проведены 46 научных конференций. В 2010 году в университете обучалось 77 иностранных студентов, в том числе 19 из США и 6 из Китая, эффективно работал Международный институт межкультурных коммуникаций». ФПК университета организовал и осуществил повышение квалификации и профессиональную переподготовку для 2761 слушателя, в том числе, с использованием дистанционных технологий для 1500 слушателей из 25 регионов РФ в рамках проекта Минобрнауки РФ «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» и 295 преподавателей и сотрудников университета. В структуре управления научной работы образован патентно-информационный отдел, позитивное влияние на состояние и учет результатов научной деятельности оказал рейтинг кафедр.

В то же время ученый совет отмечает наличие проблем, требующих решения: недостаточное количество заявок, подаваемых на гранты и научные конкурсы; снижение эффективности работы аспирантуры и докторантуры; недостаточная активность кафедр в вопросе реализации программ дополнительного образования для выпускников бакалавриата совместно с ФПК; отсутствие технических и организационных условий для повышения квалификации с использованием дистанционных технологий; недостатки и ошибки в планировании и представлении отчетности научной деятельности кафедр.

Ученый совет постановил:

1. Считать тематический план НИР 2010 г., состоящий из кафедральных и межкафедральных тем, заданий Рособразования РФ, научно-технических программ Минобрнауки РФ, Федеральных целевых программ, контрактов с РГНФ, РФФИ и другими организациями, выполненным.

  1. Тематический план на 2011 год утвердить.
  2. Институтам, факультетам и кафедрам считать приоритетной задачей привлечение дополнительного бюджетного и внебюджетного финансирования научных исследований.
  3. Руководителям НИР при планировании тематики исследований учитывать возможность междисциплинарного характера работ с привлечением сотрудников других кафедр, лабораторий и институтов ЯГПУ с целью создания необходимого научного и кадрового задела для получения дополнительного финансирования.
  4. Считать обязательным для кафедр университета наличие профильной аспирантуры и ежегодный прием аспирантов и соискателей.
  5. Отделу аспирантуры и докторантуры при назначении научных руководителей аспирантов в 2011 году учитывать эффективность их руководства аспирантами в предыдущие годы.
  6. Заведующим кафедрами в отчетах по научной работе за год в первоочередном порядке анализировать те разделы своей деятельности, которые входят в число критериальных показателей при аккредитации университета – финансирование проводимых научных исследований, издание учебников и монографий, эффективность работы аспирантуры и докторантуры.
  7. Одобрить практику проведения рейтинга кафедр по научной деятельности и поручить научной части разработать до 30.06.2011 г. инструкцию для кафедр по заполнению данных для рейтинга.
  8. Директорам институтов и деканам факультетов с целью повышения конкурентоспособности выпускников бакалавриата на рынке труда шире использовать возможности дополнительного образования, предоставляемые факультетом повышения квалификации университета.
  9. Контроль за исполнением данного решения возложить на первого проректора профессора М.В. Новикова.


Решение
ученого совета Ярославского государственного педагогического университета
им. К.Д.Ушинского
от 25 января 2011 года


Заслушав и обсудив доклад начальника управления инновационных технологий обучения и научной работы профессора А.А.Певзнера «Организация и руководство НИРС кафедрами университета», ученый совет отмечает сохранение позитивной тенденции в организации научно-исследовательской деятельности студентов.

В научный процесс было вовлечено 2438 студентов, в том числе, 1753 студента участвовали в работе 190 студенческих научных кружков, 324 принимали участие в исследованиях по тематическому плану кафедр, 48 в финансируемых исследованиях. Студентами ЯГПУ подготовлено и сделано 1124 доклада на научных конференциях различного уровня, опубликовано 270 научных работ.

Повышается качественный уровень выполняемых нашими студентами НИР, что характеризуется увеличением количества работ, представляемых на конкурсы. На всероссийских и международных мероприятиях 27 студентов университета стали победителями (ИФ-10; ФМФ-10; ЕГФ-2; ФРФК-1; ПФ-2; ИПП-2), получены три премии Президента РФ (Григорьев Максим - ФМФ, Мартиросян Карен - ФФК, Сизарев Дмитрий -ИФ), 20 медалей (ИФ-1; ФМФ-12; ЕГФ-5; ФРФК-1; ИПП-1).

В то же время следует отметить несоответствие тем дипломных работ тематическому плану университета. Сохраняется небрежность в оформлении отчетной документации, зачастую кафедры не представляют сведения о наградах, полученных студентами, публикации студентов в некоторых случаях представляются без необходимого библиографического описания. Продолжается практика выдачи рекомендаций в аспирантуру выпускникам, не имеющим научного задела по теме диссертационного исследования, не имеющим публикаций и достижений в научных конкурсах.

Ученый совет постановил:

1. Признать работу кафедр по организации и руководству НИРС, участию студентов университета в конкурсах и научных мероприятиях удовлетворительной.

2. Деканатам, кафедрам считать приоритетной задачей развитие НИРС по профилю кафедры, принять необходимые меры для привлечения талантливых студентов к выполнению кафедральных НИР, продолжить представление лучших выпускных и курсовых работ на городской, областной и республиканский конкурсы, навести порядок в оформлении документации.

3. Кафедрам университета при предоставлении рекомендаций выпускникам в аспирантуру принимать во внимание научный задел по теме диссертационного исследования, наличие публикаций, достижения в научных конкурсах.

4. Научной части включить в перечень показателей эффективности работы кафедр за 2011 год участие преподавателей в качестве экспертов конкурсов студенческих работ.

5. Контроль за выполнением данного решения возложить на первого проректора М.В. Новикова.


Решение
ученого совета Ярославского государственного педагогического университета
им. К.Д.Ушинского
от 15 февраля 2011 года


Заслушав и обсудив доклады деканов естественно-географического факультета А.В. Кулакова и дефектологического факультета М.А. Калугина. Ученый совет отмечает, что воспитательная работа и студенческое самоуправление на факультетах рассматриваются как составные части обшей системы профессиональной подготовки молодых специалистов.

В соответствии с действующей в университете концепцией воспитательной работы и разработанными на её основе факультетскими планами па ЕГФ и ДФ создаются условия для включения студентов в различные виды социальных отношений, оказывается действенная помощь в реализации их потенциальных возможностей. Воспитательная работа на ЕГФ и ДФ осуществляется по целому ряду направлений, касающихся обеспечения единства обучения и воспитания студентов, необходимости осуществления мер, направленных на формирование в учебных группах сплоченного студенческого коллектива.

Творческий потенциал студентов естественно-географического факультета реализуется посредством их участия в традиционных мероприятиях - «День птиц», «День учителя», акции «АнтиСпид», конкурсах КВГ, ежегодном фестивале «Студенческая весна», участия в работе научных кружков и обществ, конкурсах различных проектов, а также во всех общеуниверситетских мероприятиях воспитательной направленности.

На дефектологическом факультете воспитательная работа проводится по планам, совместно принятым коллективом студентов, наставников учебных групп и администрацией факультета. Большое значение в учебно-воспитательном процессе на ДФ отводится участию в нем педагогов-практиков, учёных различных вузов страны, созданного и активно работающего родительского совета. Работа органов студенческого самоуправления на данном факультете отличается систематичностью и чёткостью организации. Особо следует отметить шефскую работу студентов старших курсов с первокурсниками (проведение тренингов по сплочению, здоровьесберегающие мероприятия и т.п.). Активно развивается на факультете волонтёрское движение: участие в работе Всероссийскою общества слепых, проведение заседаний родительского клуба совместно с детьми-инвалидами, выступления факультетского театра мимики и жестов для слабослышащих детей и др.

Вместе с тем в организации воспитательной работ со студентами имеются недостатки и нерешённые вопросы:

- требует дальнейшего совершенствования работа с преподавателями-наставниками учебных групп; па кафедрах нет разработанных критериев оценки эффективности деятельности наставников;

- до конца не отработана система взаимодействия органов студенческого самоуправления с заместителями деканов по воспитательной работе;

- недостаточно высокой является активность и участие студентов в профориентационной работе;

- в общеуниверситетских и факультетских мероприятиях воспитательной направленности, как правило, принимают участие одни и те же студенты.

Учёный совет постановил:

1. Считать работу по реализации концепции воспитательной деятельности и студенческого самоуправления на естественно-географическом и дефектологическом факультетах удовлетворительной.

2. Рекомендовать факультетам университета в срок до 1 октября 2011 года провести анализ реализации системы воспитательной работы и представить предложения по её совершенствованию.

(Отв. - деканы факультетов).

3. Деканатам, кафедрам факультетов усилить учебно-воспитательную направленность преподавания дисциплин при разработке и реализации программ стандарта третьего поколения.

(Отв. - деканаты, учебно-методические комиссии факультетов).

4. В планы деканатов факультетов включить вопросы совершенствования системы работы наставников студенческих групп. Шире практиковать стимулирование работы лучших наставников по итогам учебного года.

5. Отделу воспитательной работы, отделу по связям с общественностью, студенческому пресс-центру) продолжить совершенствование информационно-наглядного обеспечения воспитательной работы в университета, включая систематическое обновление соответствующих страниц на сайте ЯГПУ.

6. Контроль за исполнением решения возложить на проректора по социально-экономическим вопросам и безопасности Е.Н. Квасовца.


Решение
ученого совета Ярославского государственного педагогического университета
им. К.Д.Ушинского
от 15 марта 2011 года


Заслушав и обсудив сообщение заведующего кафедрой физического воспитания Мельникова А.А., Учёный совет отмечает, что физкультурная и спортивно-массовая работа в университете, решающая образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, осуществляется кафедрой физического воспитания, кафедрами факультета физической культуры, отделом воспитательной работы совместно с профсоюзным комитетом и общественными студенческими организациями.

В соответствии с действующими стандартами по дисциплине «Физическая культура» учебная работа по физическому воспитанию проводится на первом, втором и третьем курсах и охватывает студентов, отнесённых по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медицинской группам. Кроме занятий физической культурой в рамках академического расписания, около 360 студентов имеют возможность заниматься в 12 спортивных секциях, работающих в университете.

Среди систематически проводимых спортивно-массовых мероприятий следует отметить межфакультетскую спартакиаду университета по восьми видам спорта, выступления команд факультетов на спортивных мероприятиях, посвященных знаменательным датам (Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню первокурсника и др.), массовые физкультурные мероприятия и состязания, проводимые на отдельных факультетах (Дни здоровья, День прыгуна и др.), тематические физкультурно-оздоровительные праздники (Валенки-шоу, День молодёжи). Сборные команды университета в течение учебного года участвуют в областной Универсиаде ВУЗов по 16 видам спорта.

Вместе с тем, учёный совет отмечает ряд серьёзных недостатков в организации и проведении физкультурной и спортивно-массовой работы. Неэффективно используются для проведения занятий спортивные залы в 7-м и 4-м учебных корпусах, зал гимнастики в 1-м учебном здании. В содержании учебных занятий по физической культуре до сих пор преобладают непопулярные у молодёжи средства, формы и методы их организации и проведения. Недостаточен набор спортивных секций для занятий по выбору. Отсутствуют секции, доступные для занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. На факультетах университета крайне ослаблена роль студенческих физкультурных активов. Слабо поставлена физкультурная работа в студенческих общежитиях. Значительно ослаблены позиции в выступлениях сборных команд вуза на областной Универсиаде, где по некоторым видам ЯГПУ не входит в число призёров. Физкультурная работа среди преподавателей и сотрудников университета носит эпизодический характер. Крайне низок уровень информации о состоянии спортивной, физкультурно-массовой работы в университете.

Учёный совет постановил:

  1. Считать организацию физкультурной и спортивно-массовой работы среди студентов и сотрудников университета удовлетворительной.
  2. В срок до 01.04.2011г. факультету физической культуры, кафедре физического воспитания, отделу воспитательной работы провести детальный анализ состояния и перспектив физкультурной работы в университете. (Отв. Квасовец Е.Н.)
  3. Шире использовать для занятий по физическому воспитанию и работы спортивных секций спортивные залы в 7-м, 4-м и 1-м учебных зданиях университета, а также на договорных условиях спортивные залы оздоровительных комплексов и общеобразовательных школ. (Отв. Мельников А.А.)
  4. В течение апреля 2011 г. организовать работу дополнительных спортивных секций по настольному теннису (7 уч.зд., 4 уч.зд., общ.№ 1), бадминтону (7 уч.зд), гимнастике (1 уч.зд), плаванию. Рассмотреть возможность занятий в них лиц, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. (Отв. Мельников А.А., Круглова Е.В.).
  5. На факультетах университета активизировать работу физкультурных активов. В течение апреля 2011 г. рассмотреть и утвердить план физкультурно-массовых мероприятий на факультетах. Для организации и проведения данной работы шире привлекать студентов старших курсов ФФК, зачитывая её как учебную практику. (Отв. Деканы ф-тов, студ.советы ф-тов, отд.воспитательной работы).
  6. В срок до 01.04.2011 г. пересмотреть систему организации и подготовки сборных команд университета для выступлений их на областной Универсиаде, назначив персонально ответственных лиц за каждый вид её программы. (Отв. Квасовец Е.Н., Викулов А.Д., Мельников А.А., Круглова Е.В.).
  7. В течение апреля 2011 г. организовать для преподавателей и сотрудников работу дополнительных секций по настольному теннису, бадминтону и атлетической гимнастике. (Отв. Пятунина Н.А., Мельников А.А., Круглова Е.В.).
  8. Повысить уровень регулярной информации о состоянии спортивной, физкультурно-массовой и оздоровительной работы в университете. (Отв. Дидковская Н.А., Круглова Е.В.).
  9. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на проректора по социально-экономическим вопросам и безопасности Е.Н.Квасовца.
Решение
ученого совета Ярославского государственного педагогического университета
им. К.Д.Ушинского
от 15 марта 2011 года


Заслушав и обсудив доклады декана педагогического факультета профессора Л.Г. Зайцева и декана факультета иностранных языков доцента М.Н. Авериной, Ученый совет отмечает, что педагогическая практика является неотъемлемым и важным компонентом процесса формирования компетенций будущего педагога. Подготовка к проведению педагогических практик в рамках ФГОС ведется в целом в соответствии с утвержденным Графиком разработки и представления документации по обеспечению перехода на уровневую систему обучения в университете: подготовлен примерный план и структура проведения всех видов практик, разработаны матрицы компетенций. При разработке документации, регламентирующей педагогическую практику в рамках ФГОС, представляется необходимым сохранение лучших традиций педагогической практики специалитета, в том числе непрерывного характера педагогической практики.

На факультете иностранных языков руководство педагогической практикой осуществляется силами кафедры педагогических технологий Института педагогики и психологии и кафедры теории и методики преподавания иностранных языков, имеющей два филиала (гимназия № 1, школа № 80). В соответствии с действующим учебным планом по специальности Иностранный язык студенты проходят три педагогических практики общим объемом 19 недель: 3 недели на III курсе, 9 недель на IV курсе и 8 недель на V курсе. При переходе на ФГОС предполагается сохранение данной схемы в целом с уменьшением продолжительности практик: 3 недели на II курсе, 7 недель на III курсе и 6 недель на IV курсе. Взаимодействие педагогических коллективов школ и кафедры находит свое выражение в участии руководителей филиалов в заседаниях кафедры, установочной и заключительной конференциях, рецензировании ВКР, чтении спецкурсов по циклу общепрофессиональных дисциплин. За последние пять лет на факультете выпущено 11 учебно-методических пособий, включающих материалы, помогающие в подготовке к проведению уроков в период педагогических практик, а также материалы для учащихся, общим объемом 64 п.л. На факультете имеется стенд по педагогической практике с постоянно обновляющейся информацией.

На кафедрах педагогического факультета также ведется методическая работа по совершенствованию системы педагогических практик в сотрудничестве со школами и детскими садами города. В отношении подготовки к реализации компетентностного подхода большое внимание уделяется разработке новых форм самостоятельной работы, системы заданий, направленных на формирование определенных компетенций, а также рефлексивных навыков у студентов. Ведется разработка учебных программ педагогической практики студентов в детских оздоровительных лагерях, имеющих здоровьесберегающий характер. Выпускающими кафедрами разрабатываются вариативные разделы программы педагогической практики.

Вместе с тем Ученый совет отмечает, что по данным международного исследования ТЕО5-М, проведенного в июне 2008 г., уровень подготовки по математике и методике преподавания математики у студентов, обучающихся по специальности Педагогика и методика начального образования, заметно ниже среднего результата по Российской Федерации. Работа по подготовке к реализации компетентностного подхода в проведении педагогических практик на кафедре теории и методики музыкально-художественного воспитания находится на начальном этапе и требует ускорения. На факультете иностранных языков необходимо усиление учебно-методического сопровождения педагогической практики студентов очно-заочной формы обучения.

Ученый совет постановил:

1. Признать работу ПФ и ФИЯ по подготовке к реализации компетентностного подхода в проведении педагогических практик в связи с переходом на образовательные стандарты нового поколения удовлетворительной.

2. Деканам факультетов, директорам филиалов, комиссии по координации производственной практики, заведующим выпускающими кафедрами обеспечить разработку концепции и программ всех видов практик в срок до 01.10.2011 в соответствии с утвержденным Графиком разработки и представления документации по обеспечению перехода на уровневую систему обучения.

3. Заведующим выпускающими кафедрами совместно с филиалами кафедр в срок до 01.12.2011 подготовить предложения по изданию в 2012 году совместных научно-методических разработок, материалов, сборников с целью обобщения опыта организации педагогической практики.

4. Кафедре методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе (И.В. Налимова) организовать обсуждение результатов исследования ТЕО5-М, разработать комплексный план по улучшению качества подготовки учителей начальной школы и доложить о проделанной работе на очередном совещании деканов и заведующих кафедрами 13.04.2011.

5. Контроль за исполнением решения возложить на проректоров по учебной работе доц. В.П. Завойстого и М.Ю. Соловьева.

Перейти: Об университете