Версия для слабовидящих

Новости исторического факультета — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Строка 3: Строка 3:
 
<!--------------------------------Содержание------------------------------->
 
<!--------------------------------Содержание------------------------------->
 
__NOTOC__
 
__NOTOC__
==== "Чтения Ушинского": 75-я международная научная конференция ====
+
==== Научно-образовательное партнерство магистратур Ярославля и Перми по публичной истории ====
 +
'''10 марта 2021 г. в 18:00''' по московскому времени состоится первая встреча с д.и.н., профессором кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин ЯГПУ им. К.Д. Ушинского [[Нагорная_Оксана_Сергеевна|'''О.С. Нагорной''']], научным руководителей программы [[Исторический_факультет:_Магистратура|"Образовательно-просветительские аспекты публичной истории"]]:
 +
 +
<big>"Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны: соблазны и ловушки исследовательского поля"</big>.
  
Приглашаем принять участие в <big>конференции</big>, которая состоится '''3-4 марта 2021 г.'''
+
На встрече речь пойдет об актуальных историографических дебатах о культурах Холодной войны, методологических подходах к изучению транснациональной истории и микроистории глобального, специфике источниковой базы и исследовательского инструментария. В центре обсуждения окажется популярный на сегодняшний день концепт "культурной дипломатии", который, несмотря на кажущуюся прозрачность, оборачивается для исследователя настоящим "минным полем".
  
Работа секций конференции ''по гуманитарной тематике'' (история, историческая дидактика, философия, социология, политология) начнётся <u> '''4 марта 2021 г. в 13:00'''</u> по адресу: г. Ярославль, Которосльная набережная, 46-в.
+
''О.С.Нагорная – один из ведущих российских специалистов по проблематике Первой мировой войны (истории военного плена, экологической истории военных конфликтов), культур Холодной войны, мемориальной культуры и политики памяти, а также дидактических аспектов публичной истории.''
  
С дополнительной информацией можно ознакомиться [[Media:Чтения_Ушинского_2021.pdf|<u>'''здесь'''</u>]]
+
Мероприятие состоится на платформе Zoom. Для участия просьба пройти [https://kafedra-mezhdistsip-event.timepad.ru/event/1573131/ регистрацию на TimePad]. На указанный адрес электронной почты придет ссылка для подключения к видеоконференции.
 +
 
 +
Здесь можно познакомиться с образовательными программами магистратур в [[Исторический_факультет:_Магистратура|Ярославле]] и [http://histpraktik.psu.ru/ Перми] можно тут:
 +
 
 +
'''Ссылка на Zoom''': <u>https://us02web.zoom.us/j/84982811688?pwd=N2dSdVNFVG5Sb3ZtZjMveGczcEJjZz09</u>
 +
 
 +
'''Идентификатор конференции''': 849 8281 1688
 +
 
 +
'''Код доступа''': 1f8WRA
  
 
==== Профессорский урок ====
 
==== Профессорский урок ====

Версия 17:07, 4 марта 2021

Перейти: Факультеты ЯГПУ

Научно-образовательное партнерство магистратур Ярославля и Перми по публичной истории

10 марта 2021 г. в 18:00 по московскому времени состоится первая встреча с д.и.н., профессором кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин ЯГПУ им. К.Д. Ушинского О.С. Нагорной, научным руководителей программы "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории":

"Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны: соблазны и ловушки исследовательского поля".

На встрече речь пойдет об актуальных историографических дебатах о культурах Холодной войны, методологических подходах к изучению транснациональной истории и микроистории глобального, специфике источниковой базы и исследовательского инструментария. В центре обсуждения окажется популярный на сегодняшний день концепт "культурной дипломатии", который, несмотря на кажущуюся прозрачность, оборачивается для исследователя настоящим "минным полем".

О.С.Нагорная – один из ведущих российских специалистов по проблематике Первой мировой войны (истории военного плена, экологической истории военных конфликтов), культур Холодной войны, мемориальной культуры и политики памяти, а также дидактических аспектов публичной истории.

Мероприятие состоится на платформе Zoom. Для участия просьба пройти регистрацию на TimePad. На указанный адрес электронной почты придет ссылка для подключения к видеоконференции.

Здесь можно познакомиться с образовательными программами магистратур в Ярославле и Перми можно тут:

Ссылка на Zoom: https://us02web.zoom.us/j/84982811688?pwd=N2dSdVNFVG5Sb3ZtZjMveGczcEJjZz09

Идентификатор конференции: 849 8281 1688

Код доступа: 1f8WRA

Профессорский урок

25 февраля в КЦЗ «Миллениум» состоялась публичная лекция для школьников профессора vсторического факультета ЯГПУ О.С. Нагорной "Почему одни люди создают мемориалы, а другие их разрушают: конфликты памяти в современном мире".

С видеозаписью лекции можно познакомиться на youtube-канале ЯГПУ

"История, География": презентация образовательной программы

H26.02.2021.jpg
24 февраля декан исторического факультета проф. А.М. Ермаков и заведующий кафедрой физической географии доцент И.С. Синицын рассказали об особенностях приема в университет в 2021 году, преимуществах обучения по программе "История, География", перспективах трудоустройства и продолжения образования в магистратуре и аспирантуре, студенческой жизни факультета.

Подробности можно узнать здесь

Магистрантка ИФ на международной конференции, посвящённой Дню памяти жертв Холокоста

H24.02.2021.jpg
17 февраля 2021 г. состоялась онлайн-конференция, посвященная отражению темы Холокоста в исторической памяти и публичных пространствах. С научными докладами выступили студенты из университетов России и Беларуси. Участники представили доклады, посвящённые памяти жертв Холокоста в России, Польше, Беларуси, США. С докладом "Музеализация Холокоста в США в контексте публичных дебатов о травматическом прошлом" на конференции выступила магистрант ИФ ЯГПУ Елизавета Самойлова. Ее сообщение вызвало живой интерес начинающих и состоявшихся ученых из разных регионов страны.

Почётная грамота Министерства просвещения РФ

H18.02.2021.jpg
Исторический факультет поздравляет с награждением Почётной грамотой Министерства просвещения РФ за добросовестный труд, достижения и заслуги в сфере образования:

• профессора кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин О.С. Нагорную

• доцента кафедры отечественной истории М.В. Талашова

Научно-методический семинар магистерской программы ИФ

Hist 17.02.2021.jpg
15 февраля 2021 г. магистранты I курса программы "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории" представили на обсуждение концепции своих магистерских диссертаций. Спектр обсуждаемой проблематики простирался от репрезентаций образа Древнего Египта в художественной литературе до истории спортивных клубов Ярославля, от жизненных миров советских целинников до влияния социологических опросов на историческое сознание россиян. Смешанный – очный и дистанционный – формат мероприятия позволил выступающим из других городов подключиться к дискуссиям. Новшеством нынешнего заседания стали экспертные выступления магистрантов II курса, уже имеющих исследовательский опыт. Обогатили дискуссию и будущие выпускники бакалавриата, традиционно принимающие участие в подобных мероприятиях программы. По признанию участников, подобный формат позволил начинающим ученым получить максимум разнообразных откликов и конструктивной критики, которая поможет им продвинуться в дальнейшей разработке исследовательской проблематики.

Подготовка экспертов предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию

Hst 10.02.2021.jpg
9 февраля в Институте развития образования открылись курсы подготовки экспертов предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию. Руководителем предметной комиссии по обществознанию в Ярославской области является старший преподаватель кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин Н.А. Валеева. В состав в комиссии входят несколько преподавателей нашего факультета: профессор Г.Н. Кочешков, доценты А.В. Гаврилов, О.В. Епархина, Ю.С. Никифоров и старший преподаватель В.В. Кумсков.

На первом занятии эксперты выработали общие подходы к критериям оценивания заданий, обсудили наиболее сложные и трудные положения в работах школьников. На следующем этапе эксперты продолжат работу в он-лайн формате в образовательной среде Института развития образования.

Педагогическая практика бакалавров 4 курса

1 февраля началась педагогическая практика студентов-историков 4 курса. Несмотря на все трудности, вызванные пандемией, удалось организовать практику в гимназиях и школах Ярославля в очном формате. Программа практики насыщенная: проведение уроков истории, географии, английского языка; организация и проведение внеклассных мероприятий; посещение уроков ведущих учителей нашего города.

Практиканты уже провели свои первые занятия со школьниками и получили хорошие отзывы школьных наставников. Администрация и школьные педагоги дали высокие оценки подготовленности наших студентов к будущей профессиональной деятельности.

Со стороны факультета руководство практикой осуществляет педагог с большим опытом работы в образовательных учреждениях, старший преподаватель В.В. Кумсков.

Магистранты ИФ ЯГПУ проходят практику в центре "Прожито"

Hst 09.02.20212.jpg
Прикладная подготовка студентов магистратуры к будущей профессиональной деятельности является важной частью обучения по программе "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории". Теоретическое знакомство с успешными обучающими и просветительскими проектами в сфере медиа, музеев, педагогического дизайна, научных исследователей получает тем самым свое логическое продолжение через включенность в реализацию этих проектов. Подобный шанс предоставлен магистрантам-историкам первого курса, которые проходят в этом семестре практику в Центре изучения эго-документов "Прожито" при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день Центр "Прожито" и его онлайн-база данных эго-документов является одним из самых интересных и перспективных проектов по популяризации источников личного происхождения – документов, созданных от первого лица и воссоздающих уникальную человеческую перспективу прошлого. Магистранты ИФ погрузятся в кропотливую работу по расшифровке рукописей, их подготовке к публикации в цифровом формате, возможно, привлекут их к собственным исследованиям или дидактической практике.

Конкурс проектов школьников по истории и обществознанию

Hist 22.12.2020.jpg
Исторический факультет ЯГПУ и ГЦРО г. Ярославля приглашают школьников и педагогов принять участие в конкурсе проектов и исследовательских работ по истории и обществознанию "Социум. Культура. История. Политика". Целью конкурса является развитие проектной культуры обучающихся старших классов, формирования метапредметных исследовательских умений будущих выпускников и методической поддержки педагогов школ в сфере общественных и гуманитарных наук.

Участие в конкурсе не предполагает организационных взносов. Все участники конкурса получают электронные сертификаты. Победители и призеры награждаются дипломами и сувенирами.

С положением о конкурсе можно ознакомиться здесь

История двух континентов онлайн

День российского студенчества и закончившаяся зимняя сессия напоминают, что пора подводить итоги работы в семестре. Хотя дистанционное образование – это скорее вынужденная мера, которая не может заменить настоящей социализации студентов, этими возможностями надо пользоваться сполна.

Hist1 26.01.2021.jpg Hist2 26.01.2021.jpg

На кафедре всеобщей истории разработан и успешно проведен первый on-line курс "История стран Азии и Африки" - 2 семестра, 144 часа, 4 ЗЕТ. Особенность его заключалась в том, что профессор А.С. Ходнев вел все занятия для студентов на двух платформах (Zoom и Moodle) в соответствии с новыми правилами и требованиями электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий.

Результаты экзамена не обманули ожиданий студентов и преподавателя.

Поздравляем Агилу Мустахимовну Нургалиеву!

14 января отмечает 70–летний юбилей яркий ученый и педагог, доктор исторических наук Агила Мустахимовна Исингалиева (Нургалиева).

Hst 140121.jpg
Агила Мустахимовна поступила на исторический факультет Ярославского педагогического института в 1968 году. Эрудированная, скромная, трудолюбивая, она избрала своей научной темой историю Коммунистической партии ЮАР. Агила Мустахимовна была старостой студенческого научного кружка "Африка сегодня", неоднократно выступала с научными докладами на студенческих конференциях в Москве и Ленинграде, являлась участницей республиканского конкурса студенческих работ по общественным наукам. Она получала именную стипендию им. Н.А.Некрасова Министерства просвещения РСФСР, как лучшая студентка факультета прошла учебно-ознакомительную практику в Болгарской Народной Республике, а по окончании института была рекомендована в аспирантуру и для работы учителем истории в Сомалийскую Демократическую Республику.

В настоящее время Агила Мустахимовна работает профессором кафедры всемирной истории и социально-политических дисциплин Западно-Казахстанского университета имени Махамбета Утемисова.

Коллектив исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского от всей души поздравляет Агилу Мустахимовну с юбилеем и желает крепкого здоровья, процветания, творческих успехов, талантливых учеников! Факультет гордится выдающимися научными и педагогическими достижениями своих лучших выпускников, работающих в России и за ее пределами!

Поздравляем Геннадия Николаевича Кочешкова!

Hist 281220.jpg
28 декабря исполняется 70 лет выдающемуся учёному Ярославля и Ярославской области - доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой отечественной истории Геннадию Николаевичу Кочешкову. С момента окончания историко-филологического факультета ЯГПИ в 1974 году Геннадий Николаевич посвятил себя преподавательской и научной работе. С 1996 г., после защиты докторской диссертации, Геннадий Николаевич бессменно руководит кафедрой отечественной истории ЯГПУ, уверенно развивает ее научный и образовательный потенциал. Блестящий специалист по истории Февральской революции 1917 г., Г.Н. Кочешков неоднократно становился обладателем международных грантов, не раз приглашался для чтения лекций в ведущие университеты Европы и Китая. Огромен вклад Геннадия Николаевича в развитие системы образования в Ярославле и Ярославской области. Заслуги Г.Н. Кочешкова в педагогической, организаторской и научной деятельности отмечены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" и званием "Почётный работник высшего профессионального образования РФ".

Геннадий Николаевич – яркая, харизматичная личность, чуткий, понимающий руководитель, выдающийся исследователь, под руководством которого выросла целая плеяда докторов и кандидатов наук, ведут успешную научную деятельность студенты и аспиранты Ярославского педагогического университета.

Мэрия г. Ярославля день в 70-летия Геннадия Николаевича отметила его выдающийся вклад в развитие науки и образования города благодарственным письмом.

Преподаватели, сотрудники и студенты факультета желают Геннадию Николаевичу крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, оптимизма, новых научных свершений и талантливых учеников!

Онлайн-семинар для ярославских учителей

Hist 22.12.2020.jpg
Исторический факультет развивает сотрудничество с органами управления образованием и образовательными организациями Ярославля и области. 22 декабря Городской центр развития образования провел онлайн-семинар для ярославских учителей истории и обществознания. Высокую оценку участников семинара получили доклады декана факультета А.М.Ермакова "Памятник Воину-освободителю в публичном пространстве: история и современность" и аспиранта кафедры всеобщей истории Л.В. Ехлаковой "Тема Холокоста во французских школьных учебниках".

Наши студенты провели интеллектуальную игру для школьников

18 декабря студенты группы 1702 в рамках лабораторного занятия по методике преподавания обществознания подготовили и провели интеллектуальную игру для учащихся школы №70 г. Ярославля, которая является ресурсным центром нашего факультета. Игра проходила в три тура и предусматривала задания разного уровня сложности на проверку знаний по обществознанию. Несмотря на то, что игра проходила на платформе ZOOM, студенты сумели грамотно организовать мероприятие, а самое главное - привлечь внимание школьников.

Hst 21.12.20203.jpg Hst 21.12.20204.jpg Hst 21.12.20205.jpg

Межрегиональная правозащитная конференция на базе Ивановского университета

Hst 21.12.20202.jpg
Уполномоченный по правам человека в Ярославской области С.А. Бабуркин продолжает активно общаться со студентами и представителями академического сообщества на ниве правового просвещения. В рамках мероприятий, посвященных Дню прав человека, омбудсмен принял участие в конференции, организованной на базе Ивановского государственного университета.

Участники двухдневного научного мероприятия – преподаватели и студенты-юристы, социологи, историки - обсудили различные аспекты правозащитной деятельности, значимость Конституции РФ, поправки, внесенные в нее, а также международные правовые документы.

На Всероссийском круглом столе "Роль региональных конвенций в защите прав человека", посвященном 70-летию Европейской конвенции о защите прав человека, С.А. Бабуркин выступил с докладом "Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и институты государственной правозащиты в России".

"Защищая свои права, наши сограждане все чаще ссылаются на международные правовые документы, в том числе – на Европейскую конвенцию по правам человека. Это говорит о том, что современный человек начинает мыслить широко, готов аргументировано отстаивать свою позицию. Рассказывая участникам конференции о сложившейся в России правозащитной практике, я надеюсь мотивировать в первую очередь будущих правозащитников на расширение этой практики и использование как российских, так и международных правовых норм", - отметил С.А. Бабуркин.

Конференция по истории понятий в ИВИ РАН

Hst 21.12.2020.jpg
17-18 декабря в Институте всеобщей истории РАН прошла международная конференция "История понятий: эпистемологические традиции и методологические новации", в которой приняли участие более ста ученых из разных научных центров России, Китая, Германии, Италии, Нидерландов.

Профессором ЯГПУ О.С. Нагорной была организована секция конференции "Военные ландшафты в семантике модерна: антропологический конструкт, преобразующий реальность". Доклады секции были посвящены анализу сопряжения семантических конструкций милитаризированных ландшафтов в рамках военного, эпидемиологического, научного и мемориального нарративов и трансформации военных действий в эпоху модерна: от "ничьей земли", "беллигеративных ландшафтов", "пустых пространств", "выжженной земли" Первой мировой войны и межвоенного периода до оккупированных территорий и демилитаризованных зон Второй мировой и холодной войн. Особым сюжетом докладов стала технизация и экологизация терминологии и самих практик обращения с (де)милитаризированными ландшафтами.

Межрегиональная студенческая конференция "Моя жизнь - моя конституция"

Hst 181220.jpg
Конференция была организована согласно требованиями времени на платформе ZOOM. В её работе принял участие заведующий кафедрой политологии и социологии С.А. Бабуркин. Вместе с омбудсменами участники рассмотрели содержание и значение российской Конституции, внесенные в нее поправки.

С.А. Бабуркин рассказал о значении Конституции РФ студентам двух регионов. Накануне в онлайн-пространстве встретились студенты переславского колледжа имени Александра Невского и студенты владимирского филиала РАНХИГС. О важности темы вместе с ярославским омбудсменом со студентами беседовала и Уполномоченный из Владимирской области Л. Романова.

В ходе обсуждения подчеркнули, сколь важно распространение силами самих студентов информации о Конституции, о правах и свободах человека, методах их защиты. "Современное студенчество, обладающее нужными знаниями и свободно чувствующее себя в информационном пространстве, во много раз может умножить эффект просветительской работы в сфере правового просвещения. Современный студент – это лидер мнений: его видят, к нему прислушиваются. И знание постулатов Основного Закона страны при активном содействии студенчества можно еще более эффективно нести гражданам. Уверен, и сейчас, во время учебы, и став выпускниками, сегодняшние студенты смогут внести серьезный вклад в правозащитную работу и оказать помощь омбудсменам", - резюмировал С.А. Бабуркин.

ДААД поддержала проведение Международной летней школы в ЯГПУ

Hst 21.12.20206.jpg
Немецкая служба академических обменов (ДААД) поддержала заявку Исторического факультета ЯГПУ на проведение в августе-сентябре 2021 г. Международной летней школы для немецких и российских студентов "Холодная война как культурное наследие? Материальные, дискурсивные и институциональные воплощения биполярного противостояния в коммуникативной и культурной памяти". Программа будет реализоваться в партнерстве с Университетом Билефельда.

Подробную информацию о планируемом мероприятии и формы заявки можно найти здесь и здесь.

"Георгиевские чтения"

150
11 декабря 2020 г. в Москве работал II Всероссийский военно-исторический форум "Георгиевские чтения", организованный Российским военно-историческим обществом. В секции "Нацистские преступления: история и память" с докладом "Нацистские преступления на оккупированной территории СССР в гражданском образовании ФРГ" выступил А.М. Ермаков.

Материалы докладов секции будут опубликованы в сборнике "Темная сторона войны: военные преступления, коллаборационизм и политика геноцида в истории войн".

Дискуссии о региональных измерениях исторической памяти

Hst 13.12.20202.jpg
12 декабря 2020 г. в ЯрГУ им. П.Г. Демидова состоялся круглый стол "Трансформация исторической памяти в региональном пространстве", организованный Ярославским отделением Российского исторического общества. В дискуссиях приняли участие ученые из России, Беларуси, Польши.

Профессора исторического факультета ЯГПУ им. Ушинского О.С. Нагорная и А.М. Ермаков представили результаты своих исследований, посвященных бытованию образов Второй мировой войны в мемориальной культуре стран Центральной и Восточной Европы, отражения их в памятниках и трансграничной коммуникации.

Проект кооперации Университета Билефельда (Германия) и ИФ ЯГПУ им. К.Д. Ушинского поддержан ДФГ

Hst 13.12.20201.jpg
Немецкое исследовательское сообщество поддержало проект кооперации между Университетом Билефельда (в лице д-ра А. Тихомирова) и историческим факультетом ЯГПУ (в лице проф. О. Нагорной) на тему "Транснациональные субъективности в глобальном конфликте: индивидуальные пространства и коммуникативные сети в условиях Холодной войны (1945–1991)". Проект рассматривается как фаза подготовки крупного коллективного исследования и предполагает уточнение методологического инструментария, организацию исследовательских стажировок двух ученых, презентацию концепции на международных конференциях и подготовку совместной научной публикации.

Совместные исследования культурной истории Холодной войны станут новым импульсом развития долгосрочных партнерских отношений между двумя научными центрами России и Германии, которые насчитывают уже несколько десятков лет.

"Социология и публичная политика": презентация новой программы

10 декабря декан исторического факультета проф. А.М. Ермаков и заведующий кафедрой политологии и социологии проф. С.А. Бабуркин рассказали об особенностях приема в университет в 2021 году, преимуществах обучения по новой программе, перспективах трудоустройства и продолжения образования в магистратуре и аспирантуре, студенческой жизни факультета.

Hst 08.12.20202.jpg

Онлайн-презентацию можно посмотреть на нашей странице во ВКонтакте.

Конференция "Функциональная грамотность школьников"

Hst 08.12.20201.jpg
Приглашаем принять участие в межрегиональной научно-практической конференции "Функциональная грамотность школьников: формирование и оценка в рамках предметной области "Общественно-научные предметы"", которая состоится 10 декабря 2020 г. онлайн на платформе "Мираполис".

С дополнительной информацией можно ознакомиться здесь.

Встреча с деканом исторического факультета

Hst 08.12.2020.jpg
4 декабря состоялась встреча проф. А.М. Ермакова с абитуриентами 2021 года и их родителями. Гости факультета задавали вопросы об особенностях приема на обучение в текущем учебном году, правилах приема, студенческой жизни на факультете, преподавательском составе, проявили интерес к целевому обучению и возможностям продолжения образования в магистратуре "Публичная история" и аспирантуре. А.М. Ермаков представил образовательные программы "История, Английский язык", "История, География", а доцент кафедры политологии и социологии С.Л. Таланов рассказал о новой перспективной программе "Социология и публичная политика", первый набор на которую состоится в 2021 году. Заместитель декана по профориентационной работе В.В. Кумсков подробно показал варианты трудоустройства выпускников, обратив внимание на то, что приобретенные студентами факультета компетенции и фундаментальная теоретическая подготовка открывают возможности успешной карьеры в самых разных сферах деятельности.

Круглый стол "Трансформация политических процессов под воздействием цифровых технологий"

Hst05.12.2020.jpg
Проф. С.А. Бабуркин принял участие в круглом столе "Трансформация политических процессов под воздействием цифровых технологий", организованном Российским общественным институтом избирательного права при поддержке РФФИ и Экспертного института социальных исследований. Заседание круглого стола прошло в on-line формате. В нем приняли участие представители ведущих вузов и научно-исследовательских институтов страны (МГУ, ВШЭ, Дальневосточного федерального университета, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и других) Центральной избирательной комиссии РФ и региональных избирательных комиссий, Секретариата Межпарламентской ассамблеи СНГ.

В дискуссии рассматривались вопросы развития цифровых технологий и их влияния на политическую сферу общества, основные тенденции цифровой трансформации общественно-политических отношений, суверенитета и демократии в цифровую эпоху.

Большое внимание было уделено влиянию цифровизации на избирательные системы и избирательные процессы, развитию избирательного права, обеспечению и защите избирательных прав граждан в цифровую эпоху.

Наши студенты - призёры "Open International Internet-Olympiad"

Hst2011262.jpg
Поздравляем студентов исторического факультета ЯГПУ – победителей второго тура Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2020-2021 уч.г.

По итогам онлайн-тестирования по предмету "История России" Татьяна Муравьёва (а.г. 1801) получила золотую медаль, а Екатерина Урядченко (а.г. 1001) — серебряную медаль.

Желаем нашим умницам дальнейших успехов!

Новый онлайн-курс по истории России

Преподаватели кафедры отечественной истории П.Г Аграфонов, Г.В. Карандашев, Ю.С. Никифоров, Е.Л. Сараева подготовили новый онлайн-курс по дисциплине "История России" для студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Была презентация, курс адаптирован к современным условиям дистанционного обучения. Создание онлайн-курса – первый и успешный опыт подготовки учебно-методического комплекса по истории России (с древнейших времен по настоящее время).

Международная конференция омбудсменов

Hst2011263.jpg
17 ноября состоялась IV Международная научно-практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов". Свои доклады представили уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова, председатель ПАСЕ Х. Дамс, Верховный комиссар ООН по правам человека М. Бачелет и др. В ходе мероприятия произошел обмен опытом в сфере правозащиты.

Принял активное участие в научно-практической конференции Уполномоченный по правам человека в Ярославской области С.А. Бабуркин. На кафедре политологии и социологии ЯГПУ целенаправленно и систематически проводятся исследования проблем реализации прав человека, что нашло отражение в докладе профессора С. А. Бабуркина на конференции.

"Недоморощенные": профессора ИФ высоко оценили работы магистров

Hst201127.jpg
24 ноября магистранты программы "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории" выступили с наиболее интересными сюжетами своих диссертаций, которые им предстоит защитить уже в июне следующего года. Тематика выступлений иллюстрирует широту исследовательских интересов молодых ученых, а также научный потенциал публичной истории. Владимир Тинков проанализировал стереотипы и анахронизмы, встречающиеся в компьютерных играх по военно-политической истории Древней Руси. Иван Бражников продемонстрировал разницу представлений о генезисе древнерусской государственности в современных российских и белорусских учебниках истории. Философские искания трансценденталистов, ставшие одной из концептуальных основ борьбы против рабства в США, отразил в своей презентации Павел Егоров. Специфику обращения с прошлым Османской империи в современной Турции осветила Наталья Братыщенко. Наиболее практикоорентированный проект представила Екатерина Лазарева, разрабатывающая курс дополнительного образования, который позволит вовлечь подростков в изучение семейного исторического наследия.

Особенностью семинара был не только его дистанционный формат, но и профориентационный характер. В обсуждении приняли участие магистранты первого курса и будущие выпускники программ бакалавриата. Для первых мероприятие позволило сформировать умения научной дискуссии, а пятикурсники получили возможность расширить представление о специфике обучения в магистратуре исторического факультета.

Традиционно на семинаре присутствовали преподаватели: руководитель программы О.С. Нагорная и научный руководитель ряда магистерских диссертаций А.С. Ходнев, давшие ценные замечания для развития исследовательских проектов.

Наталья Братыщенко

Природа в фокусе: конференция по экологической истории

Hst2011261.jpg
20-21 ноября в РГГУ состоялась III Международная научная конференция "Человек и природа: история взаимодействия". На форуме обсуждались методологические подходы к изучению окружающей среды как силы, определяющей развитие человеческой истории и антропологического конструкта, региональные особенности экологической политики, темпоральные измерения дискуссий о сохранении окружающей среды.

В насыщенную программу был включен доклад О.С. Нагорной "Опыт милитаризации ландшафтов Восточного фронта Первой мировой войны в осмыслении советских военных теоретиков". В выступлении были рассмотрены эффекты размывания границ между фронтом и тылом, результаты технизации огромных территорий Восточной Европы, осмысление токсичного наследия военной экологической политики советскими военными аналитиками.

"Уроки Нюрнберга"

Hst2211201.jpg
20-21 ноября в Музее Победы (Москва) проводился международный научно-практический форум "Уроки Нюрнберга". В секции "История преступлений нацистов и их пособников против советского народа: научные исследования педагогических вузов" с докладом "История остарбайтеров в российских школьных учебниках" выступил А.М. Ермаков.

Участники секции рассмотрели вопросы современного состояния и перспектив развития научных исследований преступлений нацистов и их пособников против мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны в российских педагогических университетах и институтах, необходимости противостоять фальсификации истории, попыткам искажения исторических фактов и реабилитации нацистов и коллаборационистов. Основное внимание было уделено мониторингу состояния научных исследований данной области исторического знания, анализу опыта изучения геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны в российских педагогических вузах, поиску оптимальных форм научной, методической, проектной и исследовательской работы в области изучения истории Великой Отечественной войны, подвига советских солдат, преступлений нацистов и их пособников против мирных жителей СССР.

Видеозапись докладов секции размещена на сайте Музея Победы здесь.

Научные оценки эффектов социалистической интеграции

15-17 ноября 2020 г. в Челябинске состоялась международная конференция "Friendship of Convenience: Comecon Member-Countries Facing the Cold War". Перенесенные в виртуальное пространство научные дискуссии объединили ученых из России, Германии, Японии, Гонконга.

О.С. Нагорная выступила с докладом "Рай для любящих путешествовать хозяйственных работников": дискурсы, проекты и актеры социалистической интеграции", в котором были освещены вопросы о специфике социалистического интеграционного проекта, его внешнеполитической пропаганды, а также о скрытых конфликтных линиях. Особое внимание докладчик уделила неформальным сетям и измерению агентности СЭВ – представителям социалистических стран в комиссиях и комитетах Совета.

Мигранты в России с точки зрения образования

В журнале Международного общества исторической дидактики вышла статья А.С. Ходнева.

Hst1711204.jpg
Alexander Khodnev. Migrants in Russia through the Educational Viewpoint: Integrational, Cultural and Didactic Problems // The International Journal of Research on History Didactics. History Education and History Culture. Yearbook of the International Society for History Didactics. 2020. Issue 41. P. 39-54.

"Миграции в мире находятся в центре внимания широкой общественности. Их изучают специалисты с разных сторон. Некоторые историки полагают, что миграции составляют суть исторических процессов в разные эпохи. Россия стала местом притяжения трудовых мигрантов. Россия в последние два десятилетия занимает второе место в мире после США по количеству мигрантов. Большинство мигрантов прибывают из бывших советских республик (Украина, Беларусь, Молдова, Средняя Азия, Кавказ и Закавказье). Культурная близость в прошлом не снимает проблем современной интеграции мигрантов и их детей в российскую действительность. Первая сложность культурного плана – знание русского языка. Не менее сложные проблемы возникают на уроках истории. Дети мигрантов имеют полное право получать образование инклюзивно, вместе с российскими школьниками в соответствии с законом. Тем не менее, существует множество сложных проблем, которые необходимо решить российским учителям, в том числе на уроках истории..."

Военная история в гражданском образовании ФРГ и Франции

Hist1311201.jpg
Российское военно-историческое общество опубликовало 3-й выпуск сборника статей "Преподавание военной истории в России и за рубежом". В сборник вошли статьи А.М. Ермакова "Первая мировая война в гражданском образовании ФРГ" и аспиранта кафедры всеобщей истории Л.В. Ехлаковой "Визуализация Второй мировой войны в современных французских школьных учебниках".

В статье А.М. Ермакова в контексте современного состояния исторической памяти ФРГ и зарубежной историографии рассмотрено освещение дипломатической истории Первой мировой войны, стратегий воюющих сторон, военной повседневности в тылу и на фронтах, последствий войны, а также мифов о военных и политических событиях в изданиях Федерального и земельных центров гражданского образования. Дана оценка современных зарубежных трактовок ключевых проблем истории Первой мировой войны, распространяемых через систему гражданского образования.

В статье Л.В. Ехлаковой рассматривается, какую роль играют визуальные источники в формировании исторической памяти. Анализируется визуальный образ Второй мировой войны, создаваемый в современных французских учебниках, место работы с визуальными источниками в образовательной программе Франции, а также применяемые приемы и методы.

ИФ ЯГПУ запускает программу методической поддержки проектно-исследовательской деятельности школьников Ярославля

Развитие проектной культуры школьников является одной из приоритетных целей современной дидактики. Формирование "мягких" навыков исследовательской деятельности и междисциплинарной коммуникации рассматривается как важное связующее звено между предметным знанием и решением задач повседневной жизни. Возможные сложности, возникающие у педагогов и обучающихся, практические решения по их преодолению, потенциальные сферы взаимодействия между «большой» наукой и образовательными практиками стали предметом анализа в рамках онлайн-лекции О.С. Нагорной для педагогов г. Ярославля. Встреча была организована под патронатом МОУ ДПО "Городской центр развития образования".

Hist 22.12.2020.jpg
В рамках мероприятия была анонсирована программа методической поддержки проектно-исследовательской деятельности школьников, которую исторический факультет педагогического университета планирует запустить при информационной поддержке ГЦРО. К сопровождению предполагается подключить студентов университета старших курсов, имеющих богатый опыт научных изысканий. Помимо консультаций будет организована площадка апробации в форме проведения городского конкурса научных проектов и исследовательских работ школьников по истории и обществознанию "Социум. Культура. История. Политика".

Идея нашла поддержку педагогов, на настоящий момент ведется обсуждение форматов сотрудничества с конкретными школами.

Онлайн-конференция к 75-летию Победы

Hist201029.jpg
С 21 октября в дистанционном режиме проводится научно-практическая конференция "Великая Отечественная война в контексте сохранения исторической памяти: к 75-летию Победы". Конференция организована Музеем истории города Ярославля, ЯрГУ им.П.Г. Демидова и Государственным архивом Ярославской области. С докладом "Крах операции "Барбаросса" в гражданском образовании ФРГ" выступил А.М. Ермаков.

Видеозапись доклада размещена здесь.

Конференция "Преподавание военной истории в России и за рубежом" в Москве

23 октября А.М. Ермаков выступил с докладом "Первая мировая война в гражданском образовании ФРГ" на III Всероссийской научно-практической конференции "Преподавание военной истории в России и за рубежом: трансформация подходов в эпоху глобализации".

Hist201025.jpg
Организаторами конференции выступили Российское военно-историческое общество при поддержке Института истории и политики МПГУ, Московского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, корпорации "Российский учебник" и журнала "Преподавание истории в школе".

Участники обсудили особенности преподавания военной истории в средней школе и трансформацию существующих подходов. Особое внимание было уделено как теоретико-методическим аспектам, так и освещению отдельных событий в школьных учебниках. Акцент был сделан на проблемах содержательного и методологического характера, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся на всех уровнях образования.

Подробную информацию можно посмотреть здесь.

Конвейер жизни и жизнь-конвейер: магистранты ИФ в Музее-Фабрике

Ярославль – город музеев, это утверждение трудно оспорить. Видавшему виды местному или заезжему фанату визуальных впечатлений и музейных инсталляций сложно найти повод для удивления и инспирации. Тем не менее магистрантам исторического факультета, специализирующимся в сфере музеев, медиа, работы с прошлым, удалось уловить уникальность во множестве на площадке текстильной фабрики "Красный Перекоп".

Руководитель проекта Юлия Кривцова рассказала историю фабрики через историю людей: владельцев, управляющих, трудовых династий. Например о том, как вольных людей переводили обратно в крепостных, бежавших от невыносимо тяжкого физического труда. О том, как воплотитель фабианских идей XIX века А.Ф. Грязнов получил награду на Парижской выставке за продуманную структуру работы, жизни и отдыха трудящихся, а после революции был арестован "за излишнюю заботу о своих рабочих". Или о буднях обычных тружеников фабрики, жизнь которых была насильственно вписана в такт паровых механизмов российской индустриализации.

Hist2010221.jpg Hist2010222.jpg Hist2010223.jpg Hist2010224.jpg

Параллельно разговор шел и о философии реализуемого культурного проекта – стремлении вовлечь в него живущих в округе людей, ухватить в музейных артефактах трудовые традиции, вписать текстильную нить в паутину исторических смыслов. О неформальных сетях, возникающих на площадке музея. О замыслах будущих проектов: дня рождения пожилых людей, спектаклей документального театра, инсталляции звуков и запахов производства.

Участники экскурсии получили богатый материал для осмысления. Представляется, что это далеко не последняя встреча куратора и обучающихся магистерской программы.

Магистранты ИФ защитили проекты по прикладной истории

Hist2010204.jpg
Магистерская программа "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории" ЯГПУ нацелена на подготовку специалистов в сфере трансляции исторического знания широкой публике с помощью различных медиа. Важной частью обучения является разработка собственных проектов с использованием различных каналов информации: социальных сетей, музейных площадок, виртуальных образовательных ресурсов. Здесь изученные теоретические концепты должны «повенчаться» с креативными идеями и знаниями практических инструментов их реализации.
Hist2010203.jpg
В рамках дисциплины "Прикладная история и образовательные проекты" (под руководством О.С. Нагорной) магистранты ИФ представили предполагаемым последователям – студентам выпускного курса – свои проектные концепции. Среди них локализация событий популярного турецкого сериала «Великолепный век» с помощью технологий ГИС (Братыщенко Наталья), youtube-канал о Поречье Рыбном с сюжетами о самой высокой сельской колокольни России и рассказах о чудесатостях поселка (Бражников Иван), профориентационные игры "Историк be like" (Смирнов Никита, Самойлова Елизавета) и "Колесо профессий историка: кем станешь ты?" (Лазарева Екатерина), просветительский блог о средневековых сюжетах в компьютерных играх (Тинков Владимир).

Пятикурсники живо включились в дискуссию, высказывали свои рекомендации по доработке и развитию проектов, задавали вопросы о коммерческих и просветительских эффектах. У некоторых проектов сразу нашлись "заказчики" - зам. декана по профориентационной работе В.В. Кумсков предложил включить игры в инструментарий факультета.

Студентка ИФ – призёр программы Российско-Германского года научно-образовательных партнёрств

Программа Российско-Германского года научно-образовательных партнерств насыщена множеством интересных и увлекательных мероприятий в сфере науки, образования и культуры. Одним из них стал конкурс научных эссе "Немцы в экономической жизни России XVIII – начала XXI в.", организованный Российско-германским учебно-научным центром РГГУ и АНО ДПО "Институт этнокультурного образования". В фокусе конкурса оказалась многогранная, полная взлетов и падений история взаимоотношений России и Германии.

Hist2010201.jpg Hist2010202.jpg

Студентка исторического факультета ЯГПУ Дарья Попова прошла сложный отбор заочного тура конкурса и была приглашена в Москву на защиту своего проекта. Работа была написана на материалах архива Ярославской области и посвящена напряженному этапу российско-германских взаимоотношений в период Первой мировой войны. Экспертная комиссия по достоинству оценила интересные документальные находки и идеи Дарьи и присудила ей III место международного конкурса.

Поздравляем Дашу и желаем ей дальнейших научных успехов!

Заслуги доцента кафедры политологии и социологии отмечены УФСИН и губернатором Ярославской области

Член Общественной наблюдательной комиссии 4-го созыва (2017-2020 гг.) С.Л. Таланов осуществлял общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. В сентябре 2020 г. он был избран Общественной платой РФ на очередной срок.

Hist2009283.jpg Hist201008.jpg

Магистранты исторического факультета ЯГПУ в "Лабмедиа"

Hist2009281.jpg
Обучение по направлению магистерской программы "Образовательно-просветительские аспекты публичной истории" предполагает не только теоретические знания, но и применение изученных подходов на практике, а также знакомство с возможным будущим работодателем. 24 сентября 2020 г. магистранты 2 курса, в рамках курса "Прикладная история и образовательные практики", посетили компанию "Лабмедиа" г. Ярославля, которая специализируется в области IT-консалтинга в сфере дистанционного обучения, автоматизации HR-процессов и e-Learning-решений.
Hist2009282.jpg
Директор по персоналу Наталья Лебедева и сотрудники компании познакомили магистрантов со своими проектами, в том числе и с самым популярным – тренажером Box battle ("игра для нескучной тренировки знаний в форме поединка"). Студенты имели возможность познакомиться с профессией педагогического дизайнера и сценариста электронных курсов, посетив непосредственное место их работы ("узнать всю кухню изнутри"). После проведения экскурсии по офису компании студентами были заданы многочисленные вопросы - о применении технологии геймификации в области школьного образования, о секретах успеха компании, о нюансах работы педагогического дизайнера.

"После экскурсии у всех остались незабываемые впечатления и положительные эмоции!"
- Никита Смирнов

Международная конференция в Музее Победы

150
3 сентября 2020 г. в Музее Победы (Москва) прошла международная научная конференция "75 лет Победы: Советский Союз и завершение Второй мировой войны на Дальнем Востоке", организованная Российским военно-историческим обществом". Конференция была приурочена ко Дню окончания Второй мировой войны и старту Международной акции «Диктант Победы». С докладом "Война Германии против Советского Союза в гражданском образовании ФРГ" на конференции выступил А.М. Ермаков.

Новые публикации преподавателей кафедры всеобщей истории

В журнале "The Polish Review" вышла статья А.С. Ходнева "Образ западного соседа: история Польши в X - XVII веках в российских учебниках истории".

Hist0909202.jpg Hist0909203.jpg

Российское военно-историческое общество выпустило в свет второй сборник статей "Преподавание военной истории в России и за рубежом". В сборнике опубликована статья А.М. Ермакова и выпускницы магистратуры исторического факультета Л.В. Ехлаковой "История Второй мировой войны в современных французских школьных учебниках".

"Диктант Победы"

Hist090920.jpg
3 сентября в ГОУ ЯО "Ярославская общеобразовательная школа №21" в исправительной колонии №1 УФСИН России по Ярославской области организована площадка для проведения диктанта "Диктант Победы", который приурочен к 75-й годовщине со дня окончания Второй мировой войны.

Свои знания по истории ВОВ решили проверить 33 осужденных. Среди участников акции были не только действующие ученики, но и те, кто школу закончил более 15 лет назад.

К мероприятию осужденные готовились заранее: посещали дополнительные занятия, изучали специальную литературу, закрепляли полученные знания в библиотеке.

Перед началом диктанта каждый присутствующий получил в распечатанном виде индивидуальные комплекты материалов, включая пронумерованные бланки с заданиями и бланки для заполнения. Участникам предоставлялось 45 минут для ответа на 25 вопросов.

В организации мероприятия приняли участие председатель ОНК Олег Кудрявцев и доцент кафедры политологии и социологии Сергей Таланов.

В своем приветственном слове гости отметили, что диктант проводится в целях привлечения широкой общественности к изучению истории Великой Отечественной войны, повышения исторической грамотности и патриотического воспитания. Участники диктанта имеют прекрасную возможность получить объективную информацию об уровне своей исторической грамотности и еще раз вспомнить героическое прошлое своих предков, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Свои результаты участники узнают через неделю, но каждый из их надеется на положительную оценку.



АРХИВ НОВОСТЕЙ