Версия для слабовидящих

Мотивационные ориентации и некоторые личностные качества студентов-психологов московских ВУЗов

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 21:08, 12 марта 2014; I.dementyeva (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Проблемы мотивационной ориентации студенческой молодежи, а также способов последующей успешной самореализации в профессии в условиях насыщенности рынка труда психологов продолжают быть актуальными. Чтобы создать максимально благоприятные условия для стимулирования студентов к инновационной деятельности необходимо изучить ее потребности, нужды, мотивы, ценностные ориентации и профессиональные предпочтения.

В психологической науке эти проблемы традиционно популярны. С точки зрения существующих концепций мотивации, заинтересованность человека в своей работе связана с потребностями и условиями его существования. В классической теории делается предположение, что главным трудовым мотивом является заработок, обоснованный более высоким результатом работы. Люди сознательно выбирают такую стратегию трудового поведения, которая в финансовом отношении им более выгодна. Потребности людей, удовлетворяемые с помощью работы, выстраиваются в строгую иерархию. Потребности более низкого уровня необходимо удовлетворять раньше, чем потребности более высокого. Становится ясным, почему у людей возникают разные потребности и почему тому или иному работнику в разное время следует предлагать различные стимулы.

Психологам известно, что размер зарплаты может служить только удовлетворению потребностей низшего уровня, поэтому необходимо шире применять стимулы, действующие на удовлетворение высших потребностей, к которым относятся: коллективная (командная) организация работы; поддержка и развитие социальной активности работников вне рамок организации; повышение содержательности и разнообразия трудовых функций; делегирование, привлечение работников к формулировке целей и выработке решений; карьерное продвижение. Психологический рост, в свою очередь, связан с удовлетворением потребности в содержательной работе. Факторы, определяющие содержание работы: выполнение задания, признание успеха, рост ответственности и профессионализма.

Тем не менее, основные результаты подобных исследований получены при изучении профессиональной деятельности уже работающих специалистов, соответственно, не всегда применимы для объяснения закономерностей трудового поведения учащейся молодежи. Что же касается студенчества, то чаще изучение этой возрастной категории связано с проблемами учебной мотивации и профессиональной ориентации. Таким образом, психологических исследований, направленных на определение специфики мотивационной направленности студенческой молодежи перед ее непосредственным включением в профессиональную деятельность, не много.

Исходя из этого, целью проведенного исследования явилось изучение мотивационной направленности, личностных качеств и некоторых социально-демографических характеристик студентов-психологов московских ВУЗов. В исследовании приняли участие 100 студентов (47 мужского и 53 женского пола), в возрасте от 16 до 20 лет; 78 человек обучаются на бюджетной основе, 22 человека – на платной. Предполагалось, что современные студенты психологических факультетов отличаются мотивационной направленностью, и эти различия связаны, в том числе, с их личностными особенностями. В качестве метода изучения мотивационной направленности использовалась методика «12 факторов мотивации» Ш.Ричи, П.Мартина. Для оценки личностных особенностей студентов применялся 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла. Обработка полученных данных осуществлялась методами дескриптивной статистики, кластерного анализа (с использованием техники K-means), Т-критерия Стьюдента (для независимых выборок).

В ходе исследования была определена иерархия профессиональных мотивов студентов-психологов. На первом месте выступает «высокая заработная плата и материальное вознаграждение (39,2 балла). Это указывает, что движущей силой большинства молодых людей, принявших участие в исследовании, являются деньги, высокий заработок и материальное поощрение. Деньги нужны не только для содержания дома и семьи, но и представляют самостоятельную ценность. На втором месте находится «ориентация на интересную общественно полезную работу» (34,0 балла). У молодых людей есть выраженная потребность быть востребованными, найти себя в интересной и общественно полезной работе. Также на высоком месте представлен мотив «самосовершенствования»» (33,9 балла). Студенты заинтересованы в личностном росте и развитии. Также заметным выступает мотив «завоевания признания со стороны других» (33,2 балла), что говорит о значимости внешней оценки для молодежи. Наименее всего обследованным лицам важны «возможности для влияния и власти» (22,5 балла), «формирование и поддержание долгосрочных и стабильных взаимоотношений» (25,0 балла). Молодым людям не присущи желание руководить другими, настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности. Они пока не видят необходимости формировать и поддерживать стабильные долгосрочные взаимоотношения.

Среди личностных качеств студентов-психологов более ярко выделены: повышенная щепетильность, подозрительность, обидчивость и педантизм (L = 7,4 балла). Они чувствительны и впечатлительны, склонны к самоанализу, не всегда уверены в себе (О = 6,6 балла), отличаются чертами радикализма, ставят под сомнения позицию авторитетов (Q1 = 6,6 балла). Вместе с тем, они общительны, готовы к сотрудничеству (А = 6,1 балла), обладают достаточным уровнем развития общих интеллектуальных способностей (B = 6,4 балла), необходимым самоконтролем (Q3 = 6,2 балла). Проявляют умеренные черты доминирования (E = 6,0 балла), при необходимости способны проявлять лидерские качества. Однако они не всегда дисциплинированы и упорядочены (G = 4,9 балла), склонны к простодушию и непосредственности (N = 4,9 балла).

При помощи кластерного анализа (техника K-means) студенческая выборка разделилась на две группы, в зависимости от преобладающих у ее представителей профессиональных мотивов Молодые люди, отнесенные к первой группе, состоящей из 27 человек (что составляет четверть выборки), имеют более гармоничный профиль мотивационных характеристик. Они практически в равной степени ориентированы на получение высокой заработной платы, материального поощрения и на самосовершенствование, личностный рост и развитие. Их привлекает также социальное признание, решение в ходе деятельности задач повышенной сложности. Таким образом, студентов-психологов, отнесенных к первому типу можно назвать ориентированными на «гармоничную самореализацию» в деятельности.

Среди явных приоритетов студентов второй группы, к которым принадлежит большинство - 73 человека (что составляет почти три четверти выборки), выступают стремление к получению высокой заработной платы и материального поощрения, а также желание работать в благоприятных условиях и комфортной обстановке. Менее всего они стараются ставить перед собой задачи повышенной сложности и решать их, не испытывают потребности во влиянии и власти, что говорит об отсутствии выраженных профессиональных амбиций. Соответственно, студентов этого типа можно назвать ориентированными на «гигиенические факторы» или инструментальные профессиональные ценности.

Анализ социально-демографических характеристик представителей выделенных типов показывает, что юноши и девушки распределены в них почти одинаково. По фактору пола существенных различий между студентами с разными мотивационными ориентациями не выявлено.

Среди студентов-психологов, принявших участие в исследовании, есть лица, совмещающие обучение с временной подработкой (их 45 человек), причем большинство именно неработающих студентов ориентированы на «инструментальные ценности», т.е. на гигиенические факторы. Вместе с тем, среди молодых людей, ориентированных на «гармоничную самореализацию» число работающих и незанятых деятельностью одинаково.

Результаты исследования показали, что вне зависимости от основы обучения (платной или бюджетной) среди студенческой молодежи преобладают более чем в два раза лица, ориентированные на «инструментальные ценности».

При помощи Т-критерия Стьюдента (для независимых выборок) был проведен сравнительный анализ личностных качеств студентов-психологов с разной мотивационной ориентацией. Его результаты показали, что студенты с разными мотивационными ориентациями различаются по уровню развития некоторых личностных качеств. В частности, студенты, стремящиеся к «гармоничной самореализации» в деятельности, более общительны, склонны к сотрудничеству и совместной деятельности, дружелюбны и открыты для взаимодействия; им свойственно легко, с некоторой беззаботностью относиться к жизненным проблемам и трудностям; они предпочитают довольно быстро принимать решения и действовать в зависимости от конкретной ситуации.

Студентов-психологов второго типа, ориентированных на «инструментальные ценности», от первого отличает большая осмотрительность, недоверчивость и настороженность. Они в большей степени замкнуты, склонны к соперничеству, индивидуалистичны; стремятся к независимому принятию решений и удовлетворению личных потребностей и интересов.

Таким образом, результаты исследования показали, что в иерархии профессиональных мотивов современных студентов-психологов московских ВУЗов высшие позиции занимают высокая заработная плата и материальное вознаграждение; ориентация на интересную общественно полезную работу; стремление к самосовершенствованию и завоеванию признания со стороны окружающих.

Выделено два типа мотивационных ориентаций студентов-психологов. Первая - ориентация на гармоничную самореализацию, в которой оптимально соотнесены материальная заинтересованность и потребности в личностном саморазвитии, выявлена у четверти студенческой выборки. Второй тип мотивационной ориентации - на инструментальные ценности, - имеет в своей основе «гигиенические факторы», связанные с финансовой выгодой и комфортом рабочей обстановки. Установлено, что три четверти студентов, вне зависимости от пола, являясь неработающими и обучающимися на бюджетной основе, имеют второй тип мотивационной ориентации. Студенты с разными мотивационными ориентациями различаются по уровню развития некоторых личностных качеств.

Таким образом, полученные в исследовании данные указывают, что уже в студенческий период, основываясь на личностных особенностях, можно с определенной долей вероятности оценить мотивационную ориентацию будущих молодых специалистов-психологов. Для большинства студенческой молодежи в период обучения профессии более значимыми являются «гигиенические факторы», т.е. контекст, обеспечивающий необходимые условия безопасного существования. Лишь у четверти молодых людей уже на ранних этапах профессионализации можно увидеть ориентацию самореализацию и самовыражение.