Версия для слабовидящих

Математическое образование — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 2 промежуточных версий 1 участника)
Строка 3: Строка 3:
 
{{Навигация справа ЯГПУ: Физико-математический факультет: Специальности}}
 
{{Навигация справа ЯГПУ: Физико-математический факультет: Специальности}}
 
<!---------------------------Содержание-------------------------------->
 
<!---------------------------Содержание-------------------------------->
'''Направление «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование» с дополнительным профилем «Информатика и информационные технологии в образовании»'''
+
'''Направление «Педагогическое образование»
  
Срок обучения - 5 лет. Форма обучения - очная.
+
 
 +
На '''очную форму''' обучения осуществляется набор по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «'''Математика - Экономика'''». Срок обучения - 5 лет.  
 +
 
 +
На '''заочную форму обучения''' осуществляется набор по направлению «Педагогическое образование», профиль «'''Математика'''». Срок обучения - 4 года.  
  
 
Для поступления необходимо успешно пройти конкурсные испытания.
 
Для поступления необходимо успешно пройти конкурсные испытания.
Строка 12: Строка 15:
 
По окончании обучения присваивается квалификация «академический бакалавр».
 
По окончании обучения присваивается квалификация «академический бакалавр».
 
Выпускники могут продолжить обучение в [[Физико-математический_факультет:_Магистратура|магистратуре ФМФ]].
 
Выпускники могут продолжить обучение в [[Физико-математический_факультет:_Магистратура|магистратуре ФМФ]].
 +
 +
{|align="center"
 +
| [[Файл:Профиль Математика-Экономика на сайте приемной комиссии.jpg|мини|280px|[https://priem.yspu.org/prof/mat-ek/ Профиль Математика-Экономика на сайте приемной комиссии ЯГПУ]]]
 +
| [[Файл:Профиль Математика ЗФО на сайте приемной комиссии.jpg|мини|280px|[https://priem.yspu.org/prof/mat-z/ Профиль Математика (заочная форма обучения) на сайте приемной комиссии ЯГПУ] ]]
 +
|-
 +
|}
 +
 +
 +
==Профиль Математика-Экономика (очная форма обучения)==
 +
* ЕГЭ: русский язык, обществознание, математика
 +
* на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), обществознание (тест), математика (письменная работа)
 +
* форма обучения: очная, 5 лет
 +
 +
{|align="center"
 +
| [[Файл:ФМФ Математика-Экономика Деятельность 1.jpg|мини|380px|]]
 +
| [[Файл:ФМФ Математика-Экономика Деятельность 2.jpg|мини|380px|]]
 +
|-
 +
|}
 +
 +
Востребованность в современном обществе профессионалов, способных осуществлять деятельность на стыке различных предметных областей, делает актуальным профиль Математика-Экономика. Профиль направлен на подготовку педагога, обладающего прочной базой математических и экономических знаний, применимых в научной и прикладной экономике; обладающего современным экономико-математическим мировоззрением и готового к творческой деятельности.
 +
 +
Математика является основой всех современных наук, универсальным инструментом, владение которым служит основой успеха в любой области; в современной экономике активно используются математические методы изучения экономических процессов. Совмещение профилей, позволяющее углубить методическую подготовку будущего профессионала и реализовать межпредметные связи математики и экономики, обеспечивает занятость выпускника в образовательных учреждениях различного уровня.
 +
 +
'''Кому адресован профиль'''
 +
 +
Этот профиль выбирают те, кто интересуются различными разделами математики (алгеброй, геометрией, математическим анализом) и проблемами экономики на макро- и микроуровне. Те, кто любят решать математические задачи и могут объяснить другому человеку алгоритм решения задачи - или хотели бы этому научиться. Профиль Математика – Экономика будет интересен людям с развитым логическим мышлением, обладающим склонностью к изучению точных наук и их приложению к изучению экономических процессов.
 +
 +
 +
'''Сферы профессиональной деятельности'''
 +
 +
* Современный учитель школы: основы экономики, математика, алгебра, геометрия
 +
* Преподаватель спецдисциплин: математические модели в экономике, статистика, дифференциальное и интегральное исчисление
 +
* Бизнес-тренер в области корпоративных финансов, реинжиниринга финансовых процессов
 +
* Специалист по математическому моделированию и прогнозированию процессов широкого спектра применения
 +
* Специалист по корпоративному обучению
 +
* Руководитель органов управления, связанных с инвестициями, финансами, казначейством, налогами
 +
* Руководитель организации малого и среднего бизнеса, предприниматель
 +
 +
 +
'''Особенности обучения'''
 +
 +
В процессе обучения применяются активные методы обучения; много групповой работы, мастер-классы, разбор конкретных ситуаций (кейсов), проектная деятельность, экскурсии, дискуссии. Используются технологии смешанного обучения, предусматривающие активное использование различных электронных цифровых образовательных ресурсов и других программных продуктов. Большая часть практических работ проходит в специально оборудованных компьютерных классах, для лекций также используются аудитории, оборудованные интерактивными досками и проекторами. Все читаемые курсы обеспечены задачниками, учебными пособиями и учебниками, написанными и апробированными преподавателями факультета.
 +
 +
 +
'''Примеры изучаемых дисциплин'''
 +
* Математический анализ
 +
* Алгебра
 +
* Геометрия
 +
* Теория функций действительного переменного
 +
* Теория функций комплексного переменного
 +
* Информационные технологии в математическом образовании
 +
* Современные концепции математического образования
 +
* Методика обучения и воспитания в области математики
 +
* Методика обучения математике в системе дополнительного образования
 +
* Менеджмент
 +
* Маркетинг
 +
* Финансы, денежное обращение и кредит
 +
* Бухгалтерский учет, анализ и аудит
 +
* Методика преподавания экономических дисциплин
 +
* Прикладная экономика
 +
* Компьютерное моделирование экономических процессов
 +
* Финансовая математика
 +
 +
'''Практика'''
 +
 +
Образовательная программа включает разные виды практик, проходящих на базе университета и образовательных учреждений Ярославля и Ярославской области. В рамках учебной проектно-технологической практики осуществляется проектирование учебных занятий, внеурочной деятельности, разработка методических проектов.
 +
 +
Производственная педагогическая практика проводится на базе детских оздоровительных лагерей и школ, также проводится производственная практика по экономическим дисциплинам.
 +
 +
 +
'''Научные исследования студентов и преподавателей'''
 +
 +
На факультете работают научные школы по функциональному анализу, геометрии, теории и методике преподавания математики, по использованию математической статистики в педагогике и спорте. Традиционно преподаватели математических кафедр участвуют в различных научных конференциях, в  Международных Колмогоровских чтениях, работает летняя математическая школа «Алгебра и геометрия», организованная Лабораторией алгебраической геометрии факультета математики НИУ Высшей школы экономики.
 +
 +
Под руководством преподавателей студенты разрабатывают собственные подходы к преподаванию математики и экономики.
 +
 +
Примеры тем выпускных квалификационных работ:
 +
* «Критерии отбора достижений современной математики для профильного обучения»
 +
* «Метод наглядного моделирования при изучении функции в средней школе»
 +
* «Обобщения некоторых теорем элементарной геометрии»
 +
* «Методика разработки элективного курса «Математика и экономика»
 +
* «Интеграция математических знаний в интеллектуальных играх»
 +
* «Методика подготовки учащихся средней школы к олимпиадам по математике»
 +
* «Методика обучения решению сюжетных задач на основе технологии развивающего обучения»
 +
* «Активизация познавательной деятельности на уроках экономики в старшей школе»
 +
* «Деятельностный подход при решении планиметрических задач на доказательство»
 +
* «Построение различных дифференциальных исчислений и их сравнительный анализ»
 +
* «Методика использования числовых рядов при обучении математике в профильных классах»
 +
* «Развитие вариативного мышления при изучении школьного курса математики»
 +
 +
 +
'''Преподаватели'''
 +
 +
* Смирнов Евгений Иванович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук
 +
* Афанасьев Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации
 +
* Ястребов Александр Васильевич, доктор педагогических наук, профессор
 +
* Трошина Татьяна Львовна, кандидат физико-математических наук, доцент
 +
* Тихомиров Сергей Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент
 +
* Карпова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Буракова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Будахина Надежда Леонидовна: заведующая кафедрой экономики и управления, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Титова Людмила Анатольевна: кандидат экономических наук, доцент
 +
* Россиина Нина Сергеевна: кандидат экономических и педагогических наук, доцент
 +
 +
 +
'''Наша география'''
 +
 +
44% студентов проживают в г. Ярославле, 44% - в Ярославской области, 12% - в других регионах (Архангельская, Вологодская, Костромская, Тверская область, республика Татарстан, Забайкальский край, республика Ингушетия, республика Коми).
 +
 +
 +
'''Научные и творческие коллективы студентов'''
 +
 +
Студенческая жизнь физико-математического факультета – яркая и насыщенная: спортивные соревнования, интеллектуальные игры, творческие вечера, квесты, конкурсы, олимпиады. С творческими мероприятиями факультета можно ознакомиться в группе https://vk.com/fmfyspu
 +
 +
На факультете действует студенческая научная лаборатория S.A.G.E. («Students for the Advancement of Global Entrepreneurship», научный руководитель Будахина Н.Л.)
 +
 +
С целью активизации  студенческой научно-исследовательской работы  в студенческом сообществе  создано объединение студентов-экономистов  ОСтЭк ФМФ,  деятельность которого представлена в группе социальной сети  https://vk.com/ostekfmf.
 +
 +
 +
'''Перспективы'''
 +
 +
Имеется возможность продолжения обучения в магистратуре по программе «Теория и методика реализации программ углубленного изучения математики» (очная форма обучения) и программе «Информационные технологии в образовании, управлении и социальной сфере» (заочная форма обучения).
 +
 +
Также можно расширить область своей профессиональной подготовки, продолжив обучение в магистратуре по программе«Теория и методика реализации программ углубленного изучения информатики» (очная форма обучения).
 +
 +
С дополнительной информацией о профиле (количество бюджетных мест, стоимость обучения, проходной балл и т.д.) можно ознакомиться на [https://priem.yspu.org/prof/mat-ek/ странице профиля на сайте приемной комиссии].
 +
 +
 +
==Профиль Математика-Экономика (заочная форма обучения)==
 +
* ЕГЭ: русский язык, обществознание, математика
 +
* на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), обществознание (тест), математика (письменная работа)
 +
* форма обучения: заочная, 5 лет
 +
 +
Математика является ключевым предметом, который изучается  в школах, колледжах, вузах независимо от профиля подготовки. Квалифицированные учителя и преподаватели математики всегда были и будут востребованы. Профиль Математика ориентирован на совершенствование профессионального мастерства учителя математики, овладение как собственно математикой, так и педагогикой, психологией, современными образовательными технологиями, методическими особенностями обучения предмету. Заочная форма обучения особенно актуальна тем, что позволяет повышать профессиональные умения и навыки, теоретическую и практическую подготовку, сочетая учебу с трудовой деятельностью.
 +
 +
 +
'''Кому адресован профиль'''
 +
 +
Профиль Математика может быть интересен выпускникам колледжей, техникумов, а также выпускникам школ, которые по каким-либо причинам не могут продолжать образование на очной форме обучения. Этот профиль выбирают действующие работники сферы образования, планирующие приступить к преподаванию математики; учителя других предметов, нуждающиеся в профессиональной переподготовке.
 +
 +
 +
'''Сферы профессиональной деятельности'''
 +
* Современный учитель школы: математика, алгебра, математический анализ, геометрия
 +
* Преподаватель специальных дисциплин: теория вероятностей и математическая статистика, дифференциальное и интегральное исчисление и др.
 +
* Педагог дополнительного образования в области математики
 +
* Специалист по математическому моделированию и прогнозированию процессов широкого спектра применения
 +
 +
 +
'''Особенности обучения'''
 +
 +
На аудиторных занятиях (установочная, зимняя и летняя сессия) в процессе обучения применяются активные методы обучения: групповая работа, мастер-классы, разбор конкретных ситуаций (кейсов), проектная деятельность, дискуссии. В межсессионный период используются дистанционные образовательные технологии с использованием онлайн-курсов в электронной образовательной среде ЯГПУ.
 +
 +
 +
'''Примеры изучаемых дисциплин'''
 +
* Математический анализ
 +
* Алгебра
 +
* Геометрия
 +
* Теория функций действительного переменного
 +
* Теория функций комплексного переменного
 +
* Теория вероятностей и математическая статистика
 +
* Методика обучения и воспитания в области математики
 +
* Методика обучения математике в системе дополнительного образования
 +
* Актуальные вопросы развития образования
 +
* Современные концепции математического образования
 +
 +
'''Компании и организации, которые представляют студенты'''
 +
 +
На заочной форме обучения обучаются учителя школ г. Ярославля и Ярославской области и других регионов.
 +
 +
 +
'''Научные исследования студентов и преподавателей'''
 +
 +
На факультете работают научные школы по функциональному анализу, геометрии, теории и методике преподавания математики, по использованию математической статистики в педагогике и спорте. Традиционно преподаватели математических кафедр участвуют в различных научных конференциях, в  Международных Колмогоровских чтениях, работает летняя математическая школа «Алгебра и геометрия» организованная Лабораторией алгебраической геометрии факультетом математики НИУ Высшей школы экономики.
 +
 +
Под руководством преподавателей студенты разрабатывают собственные подходы к преподаванию математики.
 +
 +
Некоторые примеры тем работ студентов-математиков:
 +
 +
* «Критерии отбора достижений современной математики для профильного обучения»
 +
* «Метод наглядного моделирования при изучении функции в средней школе»
 +
* «Обобщения некоторых теорем элементарной геометрии»
 +
* «Методика разработки элективного курса «Математика и экономика»
 +
* «Интеграция математических знаний в интеллектуальных играх»
 +
* «Методика подготовки учащихся средней школы к олимпиадам по математике»
 +
* «Методика обучения решению сюжетных задач на основе технологии развивающего обучения»
 +
* «Активизация познавательной деятельности на уроках экономики в старшей школе»
 +
* «Деятельностный подход при решении планиметрических задач на доказательство»
 +
* «Построение различных дифференциальных исчислений и их сравнительный анализ»
 +
* «Методика использования числовых рядов при обучении математике в профильных классах»
 +
* «Развитие вариативного мышления при изучении школьного курса математики»
 +
 +
'''Преподаватели'''
 +
* Смирнов Евгений Иванович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук.
 +
* Афанасьев Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации
 +
* Ястребов Александр Васильевич, доктор педагогических наук, профессор.
 +
* Трошина Татьяна Львовна, кандидат физико-математических наук, доцент.
 +
* Тихомиров Сергей Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент.
 +
* Карпова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент.
 +
* Буракова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.
 +
 +
 +
'''Наша география'''
 +
 +
Среди студентов обучающихся по профилю «Информатика и информационные технологии в образовании» (заочная форма обучения), 36% проживают в г. Ярославле, 46% - в Ярославской области, 18% - в других регионах (Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Орловская, Тверская области, республика Коми).
 +
 +
 +
'''Перспективы'''
 +
 +
Имеется возможность продолжения обучения в магистратуре по программе «Теория и методика реализации программ углубленного изучения математики» (очная форма обучения) и программе «Информационные технологии в образовании, управлении и социальной сфере» (заочная форма обучения).
 +
 +
Также можно расширить область своей профессиональной подготовки, продолжив обучение в магистратуре по программе «Теория и методика реализации программ углубленного изучения информатики» (очная форма обучения).
 +
 +
Есть возможность продолжить обучение и по другим магистерским программам ЯГПУ.
 +
 +
Возможно продолжение дальнейшего обучения в аспирантуре.
 +
 +
С дополнительной информацией о профиле (количество бюджетных мест, стоимость обучения, проходной балл и т.д.) можно ознакомиться на [https://priem.yspu.org/prof/mat-z/ странице профиля на сайте приемной комиссии].
 +
 +
==Преимущества изучения математики на ФМФ ЯГПУ==
  
 
В общеобразовательной школе математика является одним из ведущих предметов и служит основой естественнонаучного образования учащихся. Современной науке и технике свойственно интенсивное проникновение математики во все области.  
 
В общеобразовательной школе математика является одним из ведущих предметов и служит основой естественнонаучного образования учащихся. Современной науке и технике свойственно интенсивное проникновение математики во все области.  
 +
  
 
Математика является универсальным языком, служащим для описания различных процессов и явлений природы, без овладения которым невозможна качественная подготовка любого профессионала и вся его последующая деятельность. Математика играет важную роль не только для специалистов технического профиля, но и для профессиональных экономистов, организаторов производства, лингвистов и т.д.  
 
Математика является универсальным языком, служащим для описания различных процессов и явлений природы, без овладения которым невозможна качественная подготовка любого профессионала и вся его последующая деятельность. Математика играет важную роль не только для специалистов технического профиля, но и для профессиональных экономистов, организаторов производства, лингвистов и т.д.  
 +
  
 
Изучение математики оказывает существенное влияние на развитие абстрактного и логического мышления, повышает уровень развития таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность. Во всех сферах деятельности необходимо умение анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать получаемую информацию и знания. Математика в большей мере, чем другие предметы, способствует развитию всех мыслительных операций.  
 
Изучение математики оказывает существенное влияние на развитие абстрактного и логического мышления, повышает уровень развития таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность. Во всех сферах деятельности необходимо умение анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать получаемую информацию и знания. Математика в большей мере, чем другие предметы, способствует развитию всех мыслительных операций.  
 +
  
 
На факультете ведется фундаментальная подготовка по предмету. Большое место отводится изучению математического анализа, алгебры и геометрии, теории вероятностей, элементарной математики, информатики и вычислительной техники, физики. Эти предметы преподают доктора и кандидаты наук, преподаватели высокой квалификации. Дальнейшее обучение связано с приобретением методических знаний и умений, необходимых для преподавания в школе.  
 
На факультете ведется фундаментальная подготовка по предмету. Большое место отводится изучению математического анализа, алгебры и геометрии, теории вероятностей, элементарной математики, информатики и вычислительной техники, физики. Эти предметы преподают доктора и кандидаты наук, преподаватели высокой квалификации. Дальнейшее обучение связано с приобретением методических знаний и умений, необходимых для преподавания в школе.  
 +
  
 
На старших курсах под руководством преподавателей факультета студенты проводят самостоятельное научно-методическое исследование и защищают выпускную квалификационную работу. Большинство дипломных работ рекомендуется к внедрению, как в средней школе, так и в вузе.  
 
На старших курсах под руководством преподавателей факультета студенты проводят самостоятельное научно-методическое исследование и защищают выпускную квалификационную работу. Большинство дипломных работ рекомендуется к внедрению, как в средней школе, так и в вузе.  
 +
  
 
На физмате работают четыре доктора педагогических наук, которые участвуют в разработке области знания под названием «методика преподавания математики». Создан совет по защите диссертаций; для научного общения с коллегами из других вузов ежегодно проводится Всероссийская конференция «Колмогоровские чтения» и многое другое. Студенты могут участвовать во всех перечисленных направлениях работы в той форме и объеме, которые соответствуют их подготовке и заинтересованности.  
 
На физмате работают четыре доктора педагогических наук, которые участвуют в разработке области знания под названием «методика преподавания математики». Создан совет по защите диссертаций; для научного общения с коллегами из других вузов ежегодно проводится Всероссийская конференция «Колмогоровские чтения» и многое другое. Студенты могут участвовать во всех перечисленных направлениях работы в той форме и объеме, которые соответствуют их подготовке и заинтересованности.  
 +
  
 
Профессорам много раз приходилось писать рекомендательные письма для тех студентов, которые продолжали обучение за границей. Наших заграничных коллег приятно удивляют, а порой и поражают, несколько обстоятельств. Во-первых, на физмате ЯГПУ весьма велик объем часов, отводимых на изучение фундаментальных дисциплин. Во-вторых, изучение фундаментальных дисциплин тесно связано с элементарной математикой и с практикой повседневного преподавания в школе. В-третьих, на базе дисциплин основного цикла у студентов есть большие возможности выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и поступить в магистратуру, затем в аспирантуру, впоследствии получить ученую степень, и вообще занять настолько высокое положение в обществе, насколько позволяют их ум, талант и трудолюбие. Студентам есть, куда расти!
 
Профессорам много раз приходилось писать рекомендательные письма для тех студентов, которые продолжали обучение за границей. Наших заграничных коллег приятно удивляют, а порой и поражают, несколько обстоятельств. Во-первых, на физмате ЯГПУ весьма велик объем часов, отводимых на изучение фундаментальных дисциплин. Во-вторых, изучение фундаментальных дисциплин тесно связано с элементарной математикой и с практикой повседневного преподавания в школе. В-третьих, на базе дисциплин основного цикла у студентов есть большие возможности выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и поступить в магистратуру, затем в аспирантуру, впоследствии получить ученую степень, и вообще занять настолько высокое положение в обществе, насколько позволяют их ум, талант и трудолюбие. Студентам есть, куда расти!
  
  
С перечнем основных изучаемых дисциплин вы можете познакомиться на страницах выпускающих кафедр:  
+
Выпускающие кафедры:
* Дисциплины основного профиля: [[Кафедра математического анализа, теории и методики обучения математике]] и [[Кафедра геометрии и алгебры]]
+
* [[Кафедра математического анализа, теории и методики обучения математике]]  
* Дисциплины дополнительного профиля: [[Кафедра теории и методики обучения информатике]]
+
* [[Кафедра геометрии и алгебры]]
 +
 
 
<!---------------------------Нижний блок------------------------------->
 
<!---------------------------Нижний блок------------------------------->
 
[[категория:Физико-математический факультет]]
 
[[категория:Физико-математический факультет]]
 
[[Категория:Специальности]]
 
[[Категория:Специальности]]

Текущая версия на 16:07, 12 июля 2019

Перейти: Факультеты ЯГПУ
Физико-математический факультет
Профили подготовки

Поступающим на ФМФ:

Направление «Педагогическое образование»


На очную форму обучения осуществляется набор по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Математика - Экономика». Срок обучения - 5 лет.

На заочную форму обучения осуществляется набор по направлению «Педагогическое образование», профиль «Математика». Срок обучения - 4 года.

Для поступления необходимо успешно пройти конкурсные испытания. В качестве вступительных экзаменов принимаются результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию.

По окончании обучения присваивается квалификация «академический бакалавр». Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре ФМФ.


Профиль Математика-Экономика (очная форма обучения)

  • ЕГЭ: русский язык, обществознание, математика
  • на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), обществознание (тест), математика (письменная работа)
  • форма обучения: очная, 5 лет
ФМФ Математика-Экономика Деятельность 1.jpg
ФМФ Математика-Экономика Деятельность 2.jpg

Востребованность в современном обществе профессионалов, способных осуществлять деятельность на стыке различных предметных областей, делает актуальным профиль Математика-Экономика. Профиль направлен на подготовку педагога, обладающего прочной базой математических и экономических знаний, применимых в научной и прикладной экономике; обладающего современным экономико-математическим мировоззрением и готового к творческой деятельности.

Математика является основой всех современных наук, универсальным инструментом, владение которым служит основой успеха в любой области; в современной экономике активно используются математические методы изучения экономических процессов. Совмещение профилей, позволяющее углубить методическую подготовку будущего профессионала и реализовать межпредметные связи математики и экономики, обеспечивает занятость выпускника в образовательных учреждениях различного уровня.

Кому адресован профиль

Этот профиль выбирают те, кто интересуются различными разделами математики (алгеброй, геометрией, математическим анализом) и проблемами экономики на макро- и микроуровне. Те, кто любят решать математические задачи и могут объяснить другому человеку алгоритм решения задачи - или хотели бы этому научиться. Профиль Математика – Экономика будет интересен людям с развитым логическим мышлением, обладающим склонностью к изучению точных наук и их приложению к изучению экономических процессов.


Сферы профессиональной деятельности

  • Современный учитель школы: основы экономики, математика, алгебра, геометрия
  • Преподаватель спецдисциплин: математические модели в экономике, статистика, дифференциальное и интегральное исчисление
  • Бизнес-тренер в области корпоративных финансов, реинжиниринга финансовых процессов
  • Специалист по математическому моделированию и прогнозированию процессов широкого спектра применения
  • Специалист по корпоративному обучению
  • Руководитель органов управления, связанных с инвестициями, финансами, казначейством, налогами
  • Руководитель организации малого и среднего бизнеса, предприниматель


Особенности обучения

В процессе обучения применяются активные методы обучения; много групповой работы, мастер-классы, разбор конкретных ситуаций (кейсов), проектная деятельность, экскурсии, дискуссии. Используются технологии смешанного обучения, предусматривающие активное использование различных электронных цифровых образовательных ресурсов и других программных продуктов. Большая часть практических работ проходит в специально оборудованных компьютерных классах, для лекций также используются аудитории, оборудованные интерактивными досками и проекторами. Все читаемые курсы обеспечены задачниками, учебными пособиями и учебниками, написанными и апробированными преподавателями факультета.


Примеры изучаемых дисциплин

  • Математический анализ
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Теория функций действительного переменного
  • Теория функций комплексного переменного
  • Информационные технологии в математическом образовании
  • Современные концепции математического образования
  • Методика обучения и воспитания в области математики
  • Методика обучения математике в системе дополнительного образования
  • Менеджмент
  • Маркетинг
  • Финансы, денежное обращение и кредит
  • Бухгалтерский учет, анализ и аудит
  • Методика преподавания экономических дисциплин
  • Прикладная экономика
  • Компьютерное моделирование экономических процессов
  • Финансовая математика

Практика

Образовательная программа включает разные виды практик, проходящих на базе университета и образовательных учреждений Ярославля и Ярославской области. В рамках учебной проектно-технологической практики осуществляется проектирование учебных занятий, внеурочной деятельности, разработка методических проектов.

Производственная педагогическая практика проводится на базе детских оздоровительных лагерей и школ, также проводится производственная практика по экономическим дисциплинам.


Научные исследования студентов и преподавателей

На факультете работают научные школы по функциональному анализу, геометрии, теории и методике преподавания математики, по использованию математической статистики в педагогике и спорте. Традиционно преподаватели математических кафедр участвуют в различных научных конференциях, в Международных Колмогоровских чтениях, работает летняя математическая школа «Алгебра и геометрия», организованная Лабораторией алгебраической геометрии факультета математики НИУ Высшей школы экономики.

Под руководством преподавателей студенты разрабатывают собственные подходы к преподаванию математики и экономики.

Примеры тем выпускных квалификационных работ:

  • «Критерии отбора достижений современной математики для профильного обучения»
  • «Метод наглядного моделирования при изучении функции в средней школе»
  • «Обобщения некоторых теорем элементарной геометрии»
  • «Методика разработки элективного курса «Математика и экономика»
  • «Интеграция математических знаний в интеллектуальных играх»
  • «Методика подготовки учащихся средней школы к олимпиадам по математике»
  • «Методика обучения решению сюжетных задач на основе технологии развивающего обучения»
  • «Активизация познавательной деятельности на уроках экономики в старшей школе»
  • «Деятельностный подход при решении планиметрических задач на доказательство»
  • «Построение различных дифференциальных исчислений и их сравнительный анализ»
  • «Методика использования числовых рядов при обучении математике в профильных классах»
  • «Развитие вариативного мышления при изучении школьного курса математики»


Преподаватели

  • Смирнов Евгений Иванович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук
  • Афанасьев Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации
  • Ястребов Александр Васильевич, доктор педагогических наук, профессор
  • Трошина Татьяна Львовна, кандидат физико-математических наук, доцент
  • Тихомиров Сергей Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент
  • Карпова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Буракова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Будахина Надежда Леонидовна: заведующая кафедрой экономики и управления, кандидат педагогических наук, доцент
  • Титова Людмила Анатольевна: кандидат экономических наук, доцент
  • Россиина Нина Сергеевна: кандидат экономических и педагогических наук, доцент


Наша география

44% студентов проживают в г. Ярославле, 44% - в Ярославской области, 12% - в других регионах (Архангельская, Вологодская, Костромская, Тверская область, республика Татарстан, Забайкальский край, республика Ингушетия, республика Коми).


Научные и творческие коллективы студентов

Студенческая жизнь физико-математического факультета – яркая и насыщенная: спортивные соревнования, интеллектуальные игры, творческие вечера, квесты, конкурсы, олимпиады. С творческими мероприятиями факультета можно ознакомиться в группе https://vk.com/fmfyspu

На факультете действует студенческая научная лаборатория S.A.G.E. («Students for the Advancement of Global Entrepreneurship», научный руководитель Будахина Н.Л.)

С целью активизации студенческой научно-исследовательской работы в студенческом сообществе создано объединение студентов-экономистов ОСтЭк ФМФ, деятельность которого представлена в группе социальной сети https://vk.com/ostekfmf.


Перспективы

Имеется возможность продолжения обучения в магистратуре по программе «Теория и методика реализации программ углубленного изучения математики» (очная форма обучения) и программе «Информационные технологии в образовании, управлении и социальной сфере» (заочная форма обучения).

Также можно расширить область своей профессиональной подготовки, продолжив обучение в магистратуре по программе«Теория и методика реализации программ углубленного изучения информатики» (очная форма обучения).

С дополнительной информацией о профиле (количество бюджетных мест, стоимость обучения, проходной балл и т.д.) можно ознакомиться на странице профиля на сайте приемной комиссии.


Профиль Математика-Экономика (заочная форма обучения)

  • ЕГЭ: русский язык, обществознание, математика
  • на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), обществознание (тест), математика (письменная работа)
  • форма обучения: заочная, 5 лет

Математика является ключевым предметом, который изучается в школах, колледжах, вузах независимо от профиля подготовки. Квалифицированные учителя и преподаватели математики всегда были и будут востребованы. Профиль Математика ориентирован на совершенствование профессионального мастерства учителя математики, овладение как собственно математикой, так и педагогикой, психологией, современными образовательными технологиями, методическими особенностями обучения предмету. Заочная форма обучения особенно актуальна тем, что позволяет повышать профессиональные умения и навыки, теоретическую и практическую подготовку, сочетая учебу с трудовой деятельностью.


Кому адресован профиль

Профиль Математика может быть интересен выпускникам колледжей, техникумов, а также выпускникам школ, которые по каким-либо причинам не могут продолжать образование на очной форме обучения. Этот профиль выбирают действующие работники сферы образования, планирующие приступить к преподаванию математики; учителя других предметов, нуждающиеся в профессиональной переподготовке.


Сферы профессиональной деятельности

  • Современный учитель школы: математика, алгебра, математический анализ, геометрия
  • Преподаватель специальных дисциплин: теория вероятностей и математическая статистика, дифференциальное и интегральное исчисление и др.
  • Педагог дополнительного образования в области математики
  • Специалист по математическому моделированию и прогнозированию процессов широкого спектра применения


Особенности обучения

На аудиторных занятиях (установочная, зимняя и летняя сессия) в процессе обучения применяются активные методы обучения: групповая работа, мастер-классы, разбор конкретных ситуаций (кейсов), проектная деятельность, дискуссии. В межсессионный период используются дистанционные образовательные технологии с использованием онлайн-курсов в электронной образовательной среде ЯГПУ.


Примеры изучаемых дисциплин

  • Математический анализ
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Теория функций действительного переменного
  • Теория функций комплексного переменного
  • Теория вероятностей и математическая статистика
  • Методика обучения и воспитания в области математики
  • Методика обучения математике в системе дополнительного образования
  • Актуальные вопросы развития образования
  • Современные концепции математического образования

Компании и организации, которые представляют студенты

На заочной форме обучения обучаются учителя школ г. Ярославля и Ярославской области и других регионов.


Научные исследования студентов и преподавателей

На факультете работают научные школы по функциональному анализу, геометрии, теории и методике преподавания математики, по использованию математической статистики в педагогике и спорте. Традиционно преподаватели математических кафедр участвуют в различных научных конференциях, в Международных Колмогоровских чтениях, работает летняя математическая школа «Алгебра и геометрия» организованная Лабораторией алгебраической геометрии факультетом математики НИУ Высшей школы экономики.

Под руководством преподавателей студенты разрабатывают собственные подходы к преподаванию математики.

Некоторые примеры тем работ студентов-математиков:

  • «Критерии отбора достижений современной математики для профильного обучения»
  • «Метод наглядного моделирования при изучении функции в средней школе»
  • «Обобщения некоторых теорем элементарной геометрии»
  • «Методика разработки элективного курса «Математика и экономика»
  • «Интеграция математических знаний в интеллектуальных играх»
  • «Методика подготовки учащихся средней школы к олимпиадам по математике»
  • «Методика обучения решению сюжетных задач на основе технологии развивающего обучения»
  • «Активизация познавательной деятельности на уроках экономики в старшей школе»
  • «Деятельностный подход при решении планиметрических задач на доказательство»
  • «Построение различных дифференциальных исчислений и их сравнительный анализ»
  • «Методика использования числовых рядов при обучении математике в профильных классах»
  • «Развитие вариативного мышления при изучении школьного курса математики»

Преподаватели

  • Смирнов Евгений Иванович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук.
  • Афанасьев Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации
  • Ястребов Александр Васильевич, доктор педагогических наук, профессор.
  • Трошина Татьяна Львовна, кандидат физико-математических наук, доцент.
  • Тихомиров Сергей Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент.
  • Карпова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент.
  • Буракова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.


Наша география

Среди студентов обучающихся по профилю «Информатика и информационные технологии в образовании» (заочная форма обучения), 36% проживают в г. Ярославле, 46% - в Ярославской области, 18% - в других регионах (Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Орловская, Тверская области, республика Коми).


Перспективы

Имеется возможность продолжения обучения в магистратуре по программе «Теория и методика реализации программ углубленного изучения математики» (очная форма обучения) и программе «Информационные технологии в образовании, управлении и социальной сфере» (заочная форма обучения).

Также можно расширить область своей профессиональной подготовки, продолжив обучение в магистратуре по программе «Теория и методика реализации программ углубленного изучения информатики» (очная форма обучения).

Есть возможность продолжить обучение и по другим магистерским программам ЯГПУ.

Возможно продолжение дальнейшего обучения в аспирантуре.

С дополнительной информацией о профиле (количество бюджетных мест, стоимость обучения, проходной балл и т.д.) можно ознакомиться на странице профиля на сайте приемной комиссии.

Преимущества изучения математики на ФМФ ЯГПУ

В общеобразовательной школе математика является одним из ведущих предметов и служит основой естественнонаучного образования учащихся. Современной науке и технике свойственно интенсивное проникновение математики во все области.


Математика является универсальным языком, служащим для описания различных процессов и явлений природы, без овладения которым невозможна качественная подготовка любого профессионала и вся его последующая деятельность. Математика играет важную роль не только для специалистов технического профиля, но и для профессиональных экономистов, организаторов производства, лингвистов и т.д.


Изучение математики оказывает существенное влияние на развитие абстрактного и логического мышления, повышает уровень развития таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность. Во всех сферах деятельности необходимо умение анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать получаемую информацию и знания. Математика в большей мере, чем другие предметы, способствует развитию всех мыслительных операций.


На факультете ведется фундаментальная подготовка по предмету. Большое место отводится изучению математического анализа, алгебры и геометрии, теории вероятностей, элементарной математики, информатики и вычислительной техники, физики. Эти предметы преподают доктора и кандидаты наук, преподаватели высокой квалификации. Дальнейшее обучение связано с приобретением методических знаний и умений, необходимых для преподавания в школе.


На старших курсах под руководством преподавателей факультета студенты проводят самостоятельное научно-методическое исследование и защищают выпускную квалификационную работу. Большинство дипломных работ рекомендуется к внедрению, как в средней школе, так и в вузе.


На физмате работают четыре доктора педагогических наук, которые участвуют в разработке области знания под названием «методика преподавания математики». Создан совет по защите диссертаций; для научного общения с коллегами из других вузов ежегодно проводится Всероссийская конференция «Колмогоровские чтения» и многое другое. Студенты могут участвовать во всех перечисленных направлениях работы в той форме и объеме, которые соответствуют их подготовке и заинтересованности.


Профессорам много раз приходилось писать рекомендательные письма для тех студентов, которые продолжали обучение за границей. Наших заграничных коллег приятно удивляют, а порой и поражают, несколько обстоятельств. Во-первых, на физмате ЯГПУ весьма велик объем часов, отводимых на изучение фундаментальных дисциплин. Во-вторых, изучение фундаментальных дисциплин тесно связано с элементарной математикой и с практикой повседневного преподавания в школе. В-третьих, на базе дисциплин основного цикла у студентов есть большие возможности выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и поступить в магистратуру, затем в аспирантуру, впоследствии получить ученую степень, и вообще занять настолько высокое положение в обществе, насколько позволяют их ум, талант и трудолюбие. Студентам есть, куда расти!


Выпускающие кафедры: