Версия для слабовидящих

Кафедра теории и методики профессионального образования — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Строка 182: Строка 182:
  
 
== Профессорско-преподавательский состав ==
 
== Профессорско-преподавательский состав ==
{{Кафедра теории и методики профессионального образования: Профессорско-преподавательский состав}}
+
<websiteFrame>
 +
website=http://yspu.org/images/2/2d/%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0._%D0%9C%D0%B0%D0%B3._%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%85.pdf
 +
width=100%
 +
height=768px
 +
border=0
 +
scroll=auto
 +
</websiteFrame>  <br />
  
 +
<!-- {{Кафедра теории и методики профессионального образования: Профессорско-преподавательский состав}}
 +
-->
 
<!---------------------------Нижний блок------------------------------->
 
<!---------------------------Нижний блок------------------------------->
 
[[Категория:Кафедры]]
 
[[Категория:Кафедры]]
 
[[Категория:Кафедра теории и методики профессионального образования]]
 
[[Категория:Кафедра теории и методики профессионального образования]]

Версия 10:36, 23 января 2019


Заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования,
доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Михаил Васильевич Новиков

Положение о кафедре теории и методики профессионального образования

Присутственные часы преподавателей

Ф.И.О.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Новиков Михаил Васильевич
NovikovMV.jpg
9.00-12.30
14.30-17.00
9.00-12.30
14.30-17.00
9.00-12.30
14.30-17.00
9.00-12.30
14.30-17.00
9.00-12.30
14.30-16.00
Коряковцева Ольга Алексеевна
Koriakov Olga.JPG
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-16.00
Куликов Александр Юрьевич
Kulikov.jpg
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
Доссэ Татьяна Григорьевна
Tatyana Grugorevna.jpg
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
Тарханова Ирина Юрьевна
Тарханова ИЮ.jpg
10.00-17.00
12.00-16.00
Бугайчук Татьяна Владимировна
Бугайчук Татьяна Владимировна.jpg
8.30-10.00
8.30-10.00
8.30-10.00
Юферова Марина Анатольевна
Юферова.jpg
12.00-15.30
12.00-14.00

Научно-исследовательская работа

1.Кафедральная тема:«ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2. Научный руководитель НИР: Новиков Михаил Васильевич, д.и.н., профессор
3. Кафедра, на которой проводится НИР: ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4. Основание для проведения НИР: решение Ученого (научно-технического) Совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
5. Коды темы по рубрикатору ГРНТИ: 14.37.01, 14.37.09, 14.37.27
6. Ключевые слова и словосочетания, характеризующие тематику НИР и ожидаемые результаты (продукцию): дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, профессиональная компетентность, повышение квалификации преподавателя
7. Сроки проведения: начало – 01.01.2017 окончание – 31.12.2019 гг.
8. Цели, содержание и основные требования к проведению НИР: Исследование вопросов теории и практики профессионального развития, повышения профессиональной компетентности преподавателей педагогического вуза с использованием современных образовательных технологий и принципов образования взрослых.
9. Ожидаемые результаты НИР: Исследование особенностей переориентации преподавателей с массово-репродуктивного на индивидуально-творческий подход; исследование фактора всевозрастающего темпа старения знаний и их практического приложения; исследование гуманизации, гуманитаризации, демократизации, пcихологизации образовательных систем; исследование аспектов непрерывного образования; исследование особенностей вхождения российского образования в мировую культуру; исследование потребностей высшей школы в повышении гуманитарной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров; исследование деятельностной парадигмы образования, гуманитарной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров; исследование потребности учебных заведений в педагогических кадрах, обладающих не только высоким уровнем академических знаний, но и творческой активностью, готовых к развитию и саморазвитию, инициативных и ответственных; исследование потребностей общества в педагоге нового типа, умеющего не только обучать, но и воспитывать конкурентоспособную личность специалиста, и выдвижением в связи с этим новых требований к деятельности и личности преподавателя.
10. Научная, научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов: Научная и практическая значимость данного исследования определяется социальным заказом государства и общества, целью которого является создание и постоянное совершенствование модели непрерывного образования, образования через всю жизнь, в том числе образования взрослого человека, имеющего свою специфику. Практическая значимость исследования определяется насущной необходимостью повышения качества образования, внедрением новых образовательных стандартов, педагогических технологий и модернизации образовательного процесса в высшей школе в целом, что делает особенно значимым повышение квалификации преподавателей вузов и, прежде всего, развитие их мотивации к совершенствованию профессиональных компетенций и личностному росту посредством системы дополнительного профессионального образования.
  Практическая значимость исследования определяется также тем обстоятельством, что современная система повышения квалификации должна быть ориентирована не только на запросы общества и профессионального сообщества, производства, но в большей мере – на потребности личности, заинтересованной в проявлении и развитии своих способностей, нуждающейся в самоутверждении и социальной защищенности, готовой совершенствовать профессионализм деятельности, быть компетентной в реализации профессиональных функций и организации собственной жизни.
 

Научно-исследовательские лаборатории

«Изучение теоретико-методологических основ исторической науки в России в XIX - начале ХХ в.»
 Создана в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России на 2017-2019 гг., проект № 33.7591.2017/БЧ.
  Руководитель лаборатории:доктор исторических наук, профессор М.В. Новиков.
 

Постановка проблемы:
  В отечественной исторической науке и в историческом образовании в настоящее время одной из главных является методологическая проблема. Разнообразие методологических позиций, с которых выступают современные историки, требует глубокого понимания их культурной и философской сущности, перспектив и возможностей их использования в научной деятельности и в преподавании в университетах.
  Одним из факторов актуальности проблемы является длительное господство марксистско-ленинской методологии, которая успешно преодолевается в течение последней четверти века. В этой связи анализ возможностей использования методологии истории, разработанной в историографии ХIХ – начала ХХ в., представляется своевременной научной задачей.
  Поиск современных теоретико-методологических основ исторической науки, на наш взгляд, возможен лишь в ходе изучения возможно большего числа интеллектуальных альтернатив. Здесь одинаково важно и движение вперед вместе с зарубежными коллегами, и возврат к собственному не изученному должным образом, а порой и забытому прошлому. Научно-исследовательская лаборатория в течение 10 лет занималась изучением вклада российских историков XIX – начала ХХ в. – этого поистине «золотого века» отечественной историографии – в развитие эпистемологических и теоретико-методологических основ исторической науки в рамках тематического плана и государственного задания Минобрнауки России.
  Проведенные исследования позволили расширить и углубить наши представления о вкладе в развитие историософии и операционных основ исторической науки известных отечественных историков: Р.Ю. Виппера, В.О. Ключевского, В.П. Бузескула, Ф.Ф. Зелинского, Н.А. Рожкова, М.М. Богословского, А.Н. Савина, Т.Н. Грановского, М.М. Хвостова, А.А. Кизеветтера, мыслителей и общественных деятелей: Р.В. Иванова-Разумника, К.Н. Леонтьева, Н.Ф. Каптерева.
  В результате проведенных исследований накоплен большой теоретический материал, за последние 5 лет опубликованы 12 монографий, 88 научных статей, в том числе в изданиях, индексируемых в WoS и Scopus, сделан 31 доклад на общероссийских и международных конференциях. В ходе проведения научных исследований стала очевидной задача их продолжения через углубленное изучение творчества других российских ученых, внесших существенный вклад в развитие теоретико-методологических основ исторической науки.
 

«Изучение гражданской идентичности студенческой молодежи: сущность, условия развития, перспективы»
Создана в 2013 году как инициативное научное подразделение кафедры.
Руководитель лаборатории: доктор политических наук, профессор О.А. Коряковцева.
  Постановка проблемы:
  Проблемы гражданского самосознания для России имеют особое значение, и это связано, в первую очередь, с этническим многообразием страны, особенностями устройства социальной жизни населения, спецификой российского менталитета. В подлинном гражданском самосознании главным компонентом является чувство исторической преемственности, сопереживание не только к настоящему, но и ко всей многовековой истории Отечества, его будущему за пределами собственного жизненного пути.
  Гражданское самосознание является фактором, формирующим целое духовное и социокультурное пространство российской нации. Следовательно, важнейшей предпосылкой преодоления кризиса российского общества является формирование в общественном сознании Национальной идеи, отвечающей вызову времени, которая оказывает влияние на воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, ее традициям и обычаям.
Таким образом, актуальность деятельности лаборатории обусловлена наличием социального заказа на формирование у подрастающего поколения ответственной гражданской позиции. Эта задача представлена в различных нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней, в частности:

  • «Стратегия развития России до 2020 г.»;
  • Инициатива «Наша новая школа»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2016-2020 г.г.);
  • Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г.

Понимая, что абсентеизм, наличие антигражданских позиций у молодежи, протестный характер политических настроений, пропаганда экстремизма в Интернет-среде и другие социально-политические факторы формируют альтернативное образовательному пространство гражданского становления молодежи, необходимо осмысление происходящих процессов и поиск эффективных решений.
  В результате осмысления научных материалов и проведенных исследований в Лаборатории накоплен большой теоретический материал, который был тиражирован, а именно:

  • опубликовано 2 монографии;
  • более 50 научных статей, в том числе в изданиях, индексируемых в Web of Science и Scopus;
  • сделаны доклады на общероссийских международных конференциях;
  • разработано и издано учебное пособие «Социально-политические и психологические основы работы с молодежью». Цель пособия – помочь в организации эффективной работы с этой неоднозначной категорией населения. Пособие подготовлено с учетом компетентностного подхода к подготовке специалистов в современной России.
  • разработано и издано учебное пособие «Технологии развития гражданской идентичности студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза», которое предназначено для преподавателей граждановедческих курсов, политологии и других социально-гуманитарных дисциплин. Оно также может представлять интерес и для преподавателей других предметов, ставящих перед собой задачу формирования гражданской идентичности обучающихся.
  • разработан и апробирован диагностический инструментарий для исследования гражданской идентичности студентов и преподавателей.


Международное сотрудничество

I. СОТРУДНИЧЕСТВО С УНИВЕРСИТЕТАМИ ЛАТВИИ (Высшая школа г. Резекне).
Соглашение заключено в целях содействия сотрудничеству в области образования и научных исследований, 9 сентября 2015 г.
  Основные направления сотрудничества:

  1. Обмен информацией по вопросам организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;
  2. Совместная организация симпозиумов, семинаров, конференций, практикумов и других мероприятий;
  3. Совместная разработка научно-исследовательских и образовательных проектов;
  4. Публикация совместных научных и научно-методических изданий;
  5. Сотрудничество в разработке и реализации совместных учебных программ магистратуры и постдипломного образования.

II. СОТРУДНИЧЕСТВО С УНИВЕРСИТЕТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (Пекинский педагогический университет; Центрально-Китайский педагогический университет, г. Ухань; Университет науки и технологий, г. Сучжоу).
  Основные направления сотрудничества:

  1. Обмены студентами, аспирантами и научно-педагогическими работниками;
  2. Участие в совместных программах и проектах научных исследований;
  3. Проведение совместных конференций, семинаров и симпозиумов;
  4. Организация совместных научных и учебных публикаций;
  5. Обмен научными изданиями, учебникам и другими информационными материалами;
  6. Развитие партнерских отношений с общественными организациями;
  7. Проведение совместных праздников, общественных акций, массовых мероприятий.

III. СОТРУДНИЧЕСТВО С УНИВЕРСИТЕТАМИ ЭСТОНИИ (Университет города Тарту)

  • 2016-2019 гг. International project “Cross-Border Network for Strengthening Foundational Communications” (CNSFC) with other Partner Countries (Latvia, Estonia, Finland) and to conduct one of five workshops (Public speaking, interviewing and radio communication, journalism, debate, and video documentary making) in University of Tartu, Estonia

Основные направления сотрудничества:

  1. Обмен информацией по вопросам организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;
  2. Совместная организация симпозиумов, семинаров, конференций, практикумов и других мероприятий;
  3. Совместная разработка научно-исследовательских и образовательных проектов;
  4. Публикация совместных научных и научно-методических изданий;
  5. Сотрудничество в разработке и реализации совместных учебных программ магистратуры и постдипломного образования.

НАУЧНЫЕ СТАЖИРОВКИ МАГИСТРАНТОВ, АСПИРАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ на базе кафедры:

  • октябрь 2017-18 гг. - Чэн Вэйцюй, магистрантка Юго-Западного университета, г. Чунцын, КНР, научный руководитель стажировки - М.В. Новиков.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, ОРГАНИЗУЕМЫЕ КАФЕДРОЙ:

  1. 2017 г., июнь — организация и проведение российско-китайской научной конференции «Империя. Война. Революция. Международное значение Октябрьской революции и ее влияние на ход мировой истории (комплексный и междисциплинарный подходы)», ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
  2. 2016 г., июнь — организация и проведение российско-китайской научной конференции «Культура и образование в контексте международной политики крупных государств Евразии и Америки в XIX и XXI веках», ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
     

ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ И УЧАСТИЕ В НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ:
Новиков М.В.

  • 2018, октябрь – приглашенный профессор для чтения лекций в Институте Северо-Восточной Азии Цзилинского университета, г. Чанчунь, КНР
  • 2018, октябрь – выступление с докладом «Социально-экономическое развитие России в конце XIX – начале ХХ в. и причины Русской революции 1917 г.» на круглом столе «Экономика и общество Российской империи» в Институте Северо-Восточной Азии Цзилинского университета, г. Чанчунь, КНР
  • 2018, октябрь – приглашенный профессор для чтения лекций в Гуманитарном институте Университета науки и технологии, г. Сучжоу, КНР
  • 2018, октябрь – выступление с докладом «Реформирование школьного исторического образования в России» на научной конференции в Гуманитарном институте Университета науки и технологии, г. Сучжоу, КНР
  • 2018, октябрь – приглашенный профессор для чтения лекций в Институте всеобщей истории Китайской академии общественных наук, г. Пекин, КНР
  • 2018, октябрь – Выступление с научным докладом «Реформирование школьного исторического образования в России» на международной научной конференции в Пекинском педагогическом университете, г. Пекин, КНР.
  • 2018, июнь – Презентация научного доклада “The reception of the ideas of N. Y. Danilevsky, F. I. Buslaev, F. F. Zelinsky in the context of contemporary transdisciplinary Humanities» на научной конференции 8th International Conference on Intercultural Education and 1st International Conference on Transcultural Health: THE VALUE OF EDUCATION AND HEALTH FOR A TRANSCULTURAL AND GLOBAL WORLD Almeria, 20-22 June.
  • 2017, декабрь — приглашенный профессор для чтения лекций в Пекинском университете политических наук и права, г. Пекин, в Центрально-Китайском педагогическом университете, г. Ухань, в Хэнанском педагогическом университете, г. Синсян, в Гуансинском педагогическом университете, г. Гуйлинь, в Университете науки и технологий, г. Сучжоу.
  • 2015 г., октябрь — выступление с научным докладом на международной конференции в Пекинском педагогическом университете, г. Пекин, КНР.
  • 2015 г., апрель — приглашенный профессор для чтения спецкурса «Внешняя политика СССР в Европе в 1933-1941 гг.» в Пекинском педагогическом университете, г. Пекин, КНР; в Пекинском столичном педагогическом университете, г. Пекин, КНР; в Нанкинском педагогическом университете, г. Нанкин, КНР; в Университете науки и технологии, г. Сучжоу, КНР; в Академии общественных наук КНР, г. Пекин.
  • 2014 г., апрель — участие в подписании Договора о создании Союза российских и китайских педагогических университетов, г. Пекин, КНР.  

ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИЗДАНИЯХ:
  Новиков М.В.

  1. Империя. Война. Революция. Международное значение Октябрьской революции и ее влияние на ход мировой истории (комплексный и междисциплинарный подходы): материалы международной научной конференции (15-16 июня 2017 г. Пекин − Ярославль) / под науч. ред. проф. М. В. Новикова. − Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – 483 с.
  2. Культура и образование в контексте международной политики крупных государств Евразии и Америки в XIX и XXI веках : материалы международной научной конференции (27 июня 2016 г. Пекин − Ярославль) / под науч. ред. Проф. М. В. Новикова. − Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. – 271 с.
  3. Единый учебник по истории России: постановка проблемы и дискуссия // Преподавание истории в средней школе. Шанхай. (Статья. На китайском языке)
  4. Единый учебник по российской истории: постановка проблемы и дискуссия // Первая международная конференция по проблемам глобального исторического образования. 31 октября – 1 ноября 2015 г. Пекин. (Статья. На китайском языке)
  5. Подготовка школьных учебников истории в современной России и нарратив о китайской войне // Вопросы преподавания истории. – 2015. – № 5. – С. 124-127. Шанхай. (Статья. На китайском языке) 
  6. Reforming history school education in Russia: problems and prospects // Proceedings of the 2nd International Conference on the Development and Challenge of History Education in the World of the 21st Century. Beijing, China 2018. - S.24-34
  7. The reception of the ideas of N. Y. Danilevsky, F. I. Buslaev, F. F. Zelinsky in the context of contemporary transdisciplinary Humanities // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. ISSN: 2357-1330 (соавтор А.В. Еремин)

Коряковцева О.А.

  1. Идентичность как объект исследования социальных наук: феноменологический подход // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III. May 26-27. 2017 Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. - P. 204-221.
  2. The problem of professional competence of teachers in the field of formation and development of modern civil identity of students // Education reform in comprehensive school: Education content research and implementation problems: The collection of scientific papers. Resekne: Resekne Academy of Technologies, 2017. - P. 44-53.
  3. University Innovation Ecosystem as a Mechanism of Innovation Process Development / The Social Sciences 11 (14): 3479-3483, 2016.
  4. Research of Category «Motivation» as a Basic Tool of Personnel Management / International Review of Management and Marketing. Available at http: www.econjournals.com.

Коряковцева О.А., Доссэ Т.Г.  

  1. Time of changes: the path to "recovery" environment and youth policy for young people // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III. May 27-28. 2016 Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. - P. 376-486.

Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В.

  1. О кризисе гражданской идентичности в современном мире// XXI век: фундаментальная наука и технологии: материалы XII Международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2017 г. North Charleston, USA, 2017.Ч.1. - С.40-43.
  2. Specificity of development of identity of young citizens in conditions of social transformations //Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I. May 27-28. 2016, Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. - P. 399-407.
  3. Formation of young people’s civil identity: technological approach / The 3d International Scientific-Practical Conference on the Humanities and the Natural Science, 23-29 December 2015. - L., 2015. №3. - P. 129-138.

Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю.

  1. Performance management of supplementary vocational education: competency-based or qualification-based approach? // Published in the conference reports of The International Conference «Social Science and Humanity» 23-29 March 2017. – P. 113-123.
  2. Continuing education as a condition of the modern teacher professional development // Society. Integration. Education. Proceeding of the International Scientific Conference. Volume IV, May 22-23, 2015. Resekne: Resekne Augtskola, 2015. P. 48-57.
  3. Axiological innovation additional professional education // Proceedings of the 1st International Sciences Conference “Science and Education in Australia, America and Eurasia: Fundamental and Applied Science”. International Agency for the Development of Culture, Education and Science. Australia, Melbourne, 2014. – P. 455-457.
  4. Постдипломное образование взрослых в условиях приоритетов академической и профессиональной мобильности личности // Веснίк Брэсцкага ўнίверсίтэта. – 2014. – № 2.

Бугайчук Т.В. 

  1. Роль образования в формировании гражданина: особенности патриотического воспитания клиентов психоневрологического интерната // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал науки и образования Казахстана в условиях современных вызовов и глобализации общества». – Талдыкорган, Казахстан: ЖГУ им. И. Жансугурова, 2016. Т. 2. - С. 71 – 75.

Тарханова И.Ю.

  1. Continuing education in the life strategies adults // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III, May 26th-27th, 2017. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. p. 592. - P. 556-564.
  2. Questions health saving in adult education // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III, May 27th-28th, 2016. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. p. 592. - P. 573-581.

Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Юферова М.А.

  1. Conflict tolerance of a teacher: diagnosis and development// Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I. May 26-27. 2017. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. - P. 554-562.

Публикации кафедры

Профессорско-преподавательский состав