Версия для слабовидящих

Кафедра теории и истории педагогики

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Факультет социального управления
Кафедры

Кафедра теории и истории педагогики – старейшая педагогическая кафедра вуза. Её исторические корни – кафедра педагогики, созданная в 1925 году.
Заведующий кафедрой: Ходырев Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

Kaf-tip1-1-.jpg

Контакты

  • Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Которосльная наб., д. 46 В, ауд. 212.
  • Тел.: (4852) 30-48-39
  • E-mail: kaf.teorped@yspu.org

Основные сотрудники

Штатный формуляр на 22.11.2017 XLS | PDF

История кафедры

Становление кафедры педагогики связано с именем Павла Никодимовича Груздева. После окончания историко-филологического факультета Московского университета он преподавал историю, русский язык и литературу в мужской гимназии в Костроме, после революции был одним из руководителей народного образования в Костромской губернии, а с 1922 года работал ректором Ярославского педагогического института и возглавлял кафедру педагогики. Вместе с ним на кафедре работали профессора И.О. Зубков, М.И. Поливанов, П.П. Четвериков, преподаватели А.Ф. Опочинский, Н.А. Соколов, С.Н. Шадурский.

В первые годы своего существования кафедра усиленно искала пути подготовки такого учителя, который был остро необходим новой советской школе. Программная статья П.Н. Груздева, открывшая первый сборник научных трудов педагогического института, называлась "На путях к новому педагогу". В ней были сформулированы требования к учителю советской школы: это должен быть влюбленный в свое дело педагог, воспитывающий подрастающее поколение в духе гражданской зрелости; это организатор детской среды, умеющий работать с населением; это исследователь, способный решать педагогические задачи. Подготовка такого учителя стала стратегическим направлением в работе кафедры (20 – 30-е гг.).

В годы Великой Отечественной войны вместе со всем коллективом института члены кафедры строили укрепления под Ростовом, участвовали в отрядах противовоздушной обороны, народном ополчении, вели пропагандистскую работу. После войны руководство кафедрой принял только что снявший офицерскую форму доцент Алексей Георгиевич Иванов. Он руководил кафедрой 17 лет. В 1945 году институту было присвоено имя К.Д. Ушинского. Это определило одно из направлений научных исследований и традицию проведения педагогических чтений, посвященных памяти выдающегося русского педагога. Осенью 1944 года при кафедре была открыта аспирантура. С 1944 по 1954 гг. ее закончили 14 человек.

Второй набор аспирантов на кафедре был осуществлен в 1960-1967 гг. Кандидатские диссертации защитили 6 будущих преподавателей кафедры педагогики. Среди них: В.Е. Гавриличев, Н.И. Курапова, В.Б. Успенский, А.П. Чичагов. Н.И. Курапова и В.Б. Успенский были руководителями кафедры в 70-х – 80-х годах.

Третий раз аспирантура при кафедре была открыта в 1993 году, что было связано с приходом нового заведующего, профессора Михаила Иосифовича Рожкова.

В 60-х – 70-х гг. кафедра была инициатором организации общественно-педагогической практики студентов I-II курсов и летней педагогической практики в пионерских лагерях студентов III курса. В 1964 году создан первый педагогический отряд, который начал работу среди воспитанников детской колонии на Толге. Преподаватель А.А. Тихонов разработал программу педагогического всеобуча родителей, а Г.В. Насонова организовала родительский университет в Кировском районе г. Ярославля. Двадцать лет факультет юного педагога готовил пополнение для нашего вуза. Кафедра активно участвовала в разработке проблем НОТ вузовского образования, вела исследовательскую работу по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации. Сотрудники кафедры проводили исследование проблем сельской школы (особенно малокомплектной) совместно с работниками Академии педагогических наук СССР. В эти годы кафедру возглавлял В.Б. Успенский.

В 1980 году кафедра дала жизнь факультету подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования, просуществовавшему 12 лет и переподготовившему более 4 тысяч руководителей школ различных территорий страны. Это направление работы продолжает факультет менеджеров образования (ныне – факультет дополнительного профессионального образования), готовящий управленцев для образовательных учреждений. Он создан по инициативе кафедры в 1995 году. В 90-х годах под руководством профессора М.И. Рожкова кафедра стала базой для создания института педагогики и психологии в рамках педагогического университета. В результате разделения кафедры были созданы новые структуры: в 1996 году – кафедра педагогических технологий и в 2000 году - кафедра социального управления (ныне – кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью).

На кафедре работают доктор педагогических наук, доцент Л.Н. Данилова, кандидаты педагогических наук, доценты Иванова Елена Олеговна, Д.С. Молоков, С.Л. Паладьев, А.М. Ходырев, А.Б. Тишко, кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Гаврилова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель В.Е. Гаибова. Преподаватели читают лекции и ведут практические занятия по основным разделам педагогики, а также авторские курсы на девяти факультетах университета.


До 2016 года заведующим кафедрой был кандидат педагогических наук, доцент С.Л. Паладьев. Сегодня кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Ходырев Александр Михайлович.

На кафедре работают доктор педагогических наук, доцент Л.Н. Данилова, кандидаты педагогических наук, доценты Е.О. Иванова , Д.С. Молоков, С.Л. Паладьев, А.М. Ходырев, А.Б. Тишко, кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Гаврилова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель В.Е. Гаибова. Преподаватели читают лекции и ведут практические занятия по основным разделам педагогики, а также авторские курсы на девяти факультетах университета.

Научная деятельность

С 2010х гг. научная работа кафедры теории и истории педагогики была посвящена изучению проблемы качества образования в средней и высшей школе. С точки зрения повышения качества образования рассматривались вопросы самостоятельной работы обучающихся, интеграции учебной и внеучебной деятельности, взаимодействия педагогов и обучающихся, организация учебно-воспитательного процесса в условиях введения новых образовательных стандартов, изучался отечественный и зарубежный опыт обеспечения качества образования и многое другое.

С 2016 г. сотрудники кафедры обратились к исследованию вопросов непрерывного педагогического образования. Каждый преподаватель углубленно разрабатывает исследовательскую тему, в соответствии с областью своих научных интересов. Т. Н. Гаврилова, В. Е. Гаибова, Е. О. Иванова изучают вопросы повышения качества непрерывного образования при использовании новых педагогических и информационных технологий, С. Л. Паладьев рассматривает воспитательные аспекты педагогического образования, А. Б. Тишко, Л. Н. Данилова, А. М. Ходырев и Д. С. Молоков исследуют вопросы непрерывности подготовки педагогов в отечественной и зарубежной практиках образования в различные исторические периоды.

Ежегодно кафедра организует научные конференции, посвященные актуальным аспектам образования, в которых принимают участие теоретики и практики образования из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. На кафедре теории и истории педагогики ведется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, преподаватели руководят обучением аспирантов и соискателей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования».

Музей К. Д. Ушинского

В музее К. Д. Ушинского

Весной 2006 года при кафедре теории и истории педагогики открылся музей К.Д. Ушинского. Все преподаватели кафедры приняли активное участие в разработке и организации работы музея, поиске материалов для его выставок. На должность заведующей музея была назначена доцент кафедры Татьяна Николаевна Гаврилова. Помимо организации работы, она курирует общественный совет музея, способствует сбору новых материалов и экспонатов.

Основными целями музея являются увековечение памяти великого педаго­га, изучение его жизни, деятельности и наследия, формирова­ние педагогической направленнос­ти и профессионального мышления у будущих работников образования, создание условий для научной де­ятельности студентов, аспирантов и преподавателей ЯГПУ в сфере педагогической теории. Музей состоит из выставочного зала и библиотечного фонда. Вы­ставочный зал содержит следу­ющие экспозиции: "Воспитание де­тства (родители, гимназия)», «Вос­питание юности (Московский уни­верситет)", «Ярославский период в жизни и педагогической деятельнос­ти К.Д. Ушинского (Ярославль време­ни К.Д. Ушинского, Демидовский ли­цей, Ушинский в Демидовском лицее)», «Петербургский и загранич­ный период жизни и педагогической деятельности КД. Ушинского (работа в Министерстве внутренних дел, Гат­чинский сиротский институт, Смоль­ный институт благородных девиц, по­ездка за границу)», «Преемники К.Д. Ушинского», «Имени К.Д. Ушинско­го», «Света! Больше света! (гуманис­тическая педагогическая система К.Д. Ушинского)», «Ярославские ученые о К.Д. Ушинском». Одна из главных форм деятельности музея – это проведение учебных занятий со студентами, деятельности К.Д. Ушинско­го в курсах "Педагогика», "История пе­дагогики и образования» и в спецкурсе "Педагогическая система и педагоги­ческое наследие К.Д. Ушинского». Музей ведет переписку с потомками великого педагога, а также с другими музеями, занимающимися творчеством Ушинского.