Версия для слабовидящих

Институт педагогики и психологии:Наука — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
(не показаны 17 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
<!---------------------------Шаблон навигации------------------------------>
 
<!---------------------------Шаблон навигации------------------------------>
 
{{Навигационная полоса ЯГПУ: Институт педагогики и психологии}}
 
{{Навигационная полоса ЯГПУ: Институт педагогики и психологии}}
{{Институт педагогики и психологии: Наука}}
 
 
<!--------------------------------Содержание------------------------------->
 
<!--------------------------------Содержание------------------------------->
 +
[[Файл:R8QxBSW7X90.jpg|300px|thumb|Международная научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы развития образования на селе"]]
 +
[[Файл:4XlgJ5cRhAo.jpg|300px|thumb|74-я международная научно-практическая конференция "Чтения Ушинского"]]
 +
== Конференции ==
 +
Уважаемые коллеги, приглашаем Вас принять участие в предстоящих мероприятиях:
  
== Тематический план ЯГПУ им. К.Д. Ушинского ==
+
* [[Проблемы и перспективы индивидуализации образовательного процесса в условиях глобальной цифровизации | Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы индивидуализации образовательного процесса в условиях глобальной цифровизации»]] , которая состоится 27 ноября 2020 г.
Кафедрами [[Институт педагогики и психологии|ИПП]] в 2010 году было подано 25 заявок на участие в финансируемых НИР. Преподавателями [[Институт педагогики и психологии|ИПП]] были выполнены финансируемые научно-исследовательские работы в рамках тематического плана ЯГПУ, грантов по программам: «Развитие потенциала высшей школы», ФЦПРО, РГНФ, ЕЗН Министерства образования и науки РФ на общую сумму 6.550.000 руб.
+
* [[media:Программа_конференции_ИПП.pdf| Всероссийская научная конференция с международным участием «Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: междисциплинарный дискурс»]], которая состоится 3-4 декабря 2020 года в дистанционном формате на платформе zoom.
  
{| class="standard" style="float:left; margin-left:0em; margin-bottom:1em; margin-top:1em; margin-right:1em;"
+
== Научный центр Российской академии образования ==
!colspan="3"|Тематический план ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
+
На базе Института педагогики и психологии функционирует  [http://yspu.org/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5_%D0%AF%D0%93%D0%9F%D0%A3 Научный центр Российской академии образования]  
|-
+
|Ф.И.О.||<center>'''Название публикации'''</center>||<center>'''Наименование кафедры'''</center>
+
|-
+
|[[Рожков Михаил Иосифович|Рожков М.И.]]||Научно-методическое обеспечение подготовки специалистов социальной сферы||[[Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью]]
+
|-
+
|[[Новиков Михаил Васильевич|Новиков М.В.]]||Дидактика высшей школы||[[Кафедра теории и методики профессионального образования]]
+
|-
+
|[[Мазилов Владимир Александрович|Мазилов В.А.]]||Методологические, теоретические и прикладные проблемы психологии субъекта||[[Кафедра общей и социальной психологии|Кафедра общей и соц. психологии]]
+
|-
+
|[[Паладьев Сергей Леонидович|Паладьев С.Л.]]||Личность педагога как фактор повышения эффективности воспитательного процесса: история и современность||[[Кафедра теории и истории педагогики]]
+
|-
+
|[[Байбородова Людмила Васильевна|Байбородова Л.В.]]||Индивидуально-ориентированное обучение и воспитание сельских школьников||[[Кафедра педагогических технологий]]
+
|-
+
|[[Золотарева Ангелина Викторовна|Золотарева А.В.]]||Реализация компетентностной модели подготовки менеджеров в условиях перехода на многоуровневую систему высшего профессионального образования||[[Кафедра управления образованием]]
+
|-
+
|[[Нижегородцева Надежда Викторовна|Нижегородцева Н.В.]]||Психология субъекта образовательного процесса||[[Кафедра педагогической психологии]]
+
|}
+
  
== Гранты, финансируемые из внешних источников ==
+
'''Руководитель:''' Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
  
<center>'''Федеральный уровень по заказу Рособразования, Министерства образования и науки РФ, в рамках открытых конкурсов и грантов:'''</center>
+
== Межвузовский исследовательский центр "Новая дидактика" ==
  
* Проект '''«Компетентностный подход к подготовке научных кадров в высшей школе»''' в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010 г.г.) по заказу Министерства образования и науки РФ (н.р. М.В. Новиков).
+
Институт педагогики и психологии является координатором [https://didactica.yspu.org/ Межвузовского исследовательского центра "Новая дидактика"]. Проект реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации
  
В реализации проекта принимают участие кафедры ИПП (теории и методики профессионального образования, общей и социальной психологии, управления образованием, социальной педагогики и организации работы с молодежью, педагогических технологий, теории и истории педагогики) и кафедры исторического факультета, факультета русской филологии и культуры, педагогического факультета  ЯГПУ.
+
== Научная работа ИПП ==
 +
=== Отечественная система педагогического образования как социокультурный феномен ===
  
По результатам исследования издана:
+
'''Научный руководитель:''' Ходырев Александр Михайлович, доцент, кандидат педагогических наук.
#Коллективная монография «Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций» (под ред. М.В. Новикова)
+
#Учебное пособие «Методология и методика психолого-педагогического исследования» (под науч. ред. М.В. Новикова)
+
#Подготовка и защита магистерской диссертации (Чернявская А.П., Ракитина О.В., Байбородова Л.В. и др., 3 п.л.)
+
#Выполнение курсовой работы студентами бакалавриата (Золотарева А.В., Лебедев Е.В., Журавлев Д.Н., 1,5 п.л.)
+
#Практика студентов магистратуры направления «Педагогика» (Байбородова Л.В., Чернявская А.П., 4, 2 п.л.)
+
#Педагогическая практика студентов бакалавриата направления «Педагогика» (Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г., Кириченко, Е.Б. , 3,8 п.л.)
+
#Методы формирования научно-исследовательских компетенций будущих педагогов (Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. , 7,3 п.л.)
+
#«Образовательная программа подготовки аспирантов по специальностям 13..00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования» и др.
+
  
* '''Грант Детского фонда «Виктория» программа «Точка опоры»''', проект по теме «Профориентация и самоопре­деление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (н.р. М.И. Рожков). В рамках этой темы велось совместное исследование кафедр ИПП (педагогических технологий,  социальной педагогики и организации работы с молодежью) и кафедры технологии и предпринимательства.
+
'''Аннотация.''' Цель: обосновать перспективные модели и практики отечественной системы педагогического образования в социокультурном пространстве России.
  
Были подготовлены учебно-методические пособия:  
+
'''Содержание и результаты:'''
#«Трудовое воспитание де­тей-сирот» (17,9 п.л.)
+
* обоснование ценностно-смыслового единства педагогического образования в России;
#«Профориентация и самоопределение детей-си­рот» (15 п.л.)
+
* разработка концептуальных основ исследования отечественной системы педагогического образования;
#«Профессия в жизни: рабочая тетрадь для воспи­танников детских учреждений» (8,7 п.л.).
+
* описание практик и моделей педагогического образования, историографический и исторический анализ становления и развития системы педагогического образования в России;
Была дополнена модель трудового воспитания детей-сирот (5-7 классы), включающая структуру, содержание и формы трудового воспитания. Предложены новые формы и технологии организации трудовой деятельности  детей-сирот, способы стимулирования их самодеятельности и активности. Вторые издания этих трех книг получили Гриф УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Социальная педагогика».
+
* анализ развития теории педагогического образования;
 +
* выявление динамики ценностных смыслов педагогического образования;
 +
* сравнительно-педагогический анализ систем педагогического образования в России и за рубежом.
  
Л.В. Байбородовой по заданию фонда «Виктория» проведено исследование по изучению эффективности внедрения научно-методического сопровождения по теме «Трудовое воспитания и профориентация детей сирот» в 12 регионах России, результаты которого представлены на Всероссийском Форуме «Как осознанно выбрать профессию в 21 веке».  
+
[[media: Отечественная_система_педагогического_образования_как_социокультурный_феномен.pdf| Публикации]]
  
* '''Исследовательский грант РФФИ «Когнитивная методология психологической науки»''', (09-06-00412а, н.р. Мазилов В.А.)
+
=== Системный анализ развития личности и деятельности субъектов современного образования ===
* '''Грант «Теоретические основы и технологии проф. подготовки учителя языкового профиля  на основе концепции фундирования»''' (н.р. Поваренков Ю.П., Цымбалюк А.Э.)
+
* '''ЕЗН Министерства образования и науки РФ «Рефлексивно-деятельностный подход к воспитанию социальной ответственности молодежи»''' (н.р. М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова, кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью). Подготовлены учебно-методические пособия.
+
  
<center>'''Региональный уровень в рамках деятельности научно-исследовательского центра ИПП по заказу Департамента образования, Департамента труда и социальной защиты Ярославской области:'''</center>
+
{{Подробнее|'''Научный руководитель:''' Нижегородцева Надежда Викторовна, профессор, доктор психологических наук.  
* В рамках исследования по теме '''«Разработка научно-методических материалов в помощь педагогам по реализации идей ФГОС второго поколения»''' (н.р. Л.В. Байбородова, кафедра педагогических технологий) разработана концепция, содержание, формы и методы воспитания трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, а также модели программ педагогического сопровождения этого процесса, индивидуальная программы достижений учащихся, критерии и показатели эффективности воспитания трудолюбия и творческого отношения к труду и жизни, а также методики диагностики этого процесса (Л.В.Байбородова, И.Г.Харисова).
+
  
Результаты этого исследования с соответствующим названием представлены в методическом пособии (8,5 п.л.). Также проводилось исследование по выявлению особенностей организации внеурочной воспитательной работы в сельской школе, в том числе малочисленной. Разработаны концепция, определены  специфика содержания и формы организации внеурочной работы в разновозрастных группах, предложены средства интеграции средств учебной и внеучебной деятельности сельских детей с учетом идей Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения (Л.Байбородова).
+
'''Аннотация.''' Научная ценность и новизна исследования обусловлены использованием новой в этой области методологии системогенетического подхода, представлениями о непрерывности образования и динамики психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования на протяжении жизненного пути человека, механизмах системогенеза учебной и профессиональной деятельности. В ходе исследования планируется выявление специфики развития личности и деятельности субъектов образования в разных возрастах и на разных уровнях образования.  
  
В свете реализации стандартов второго поколения разрабатывались проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся (Л.А.Щелкунова). Результаты исследования внедрялись через спецкурс «Духовно-нравственное воспитание учащихся», были опубликованы в статье сборника конференции «Чтения Ушинского».
+
|'''Практическая ценность результатов''' связана с возможностями оптимизации учебного процесса с целью повышения эффективности образования в соответствии с новыми требованиями к обучению на основе данных о содержании и динамике психологической структуры учебной деятельности, закономерностях личностного и профессионального развития учащихся разных возрастных групп. Результаты исследования позволят прогнозировать успешность обучения и возможные трудности в учебной деятельности на основе анализа психологической структуры учебно-важных качеств учащихся на разных уровнях образования. Полученные результаты представляют ценность для организации образовательного процесса и психологического сопровождения индивидуально-психологического развития субъектов образования всех его уровней, для организации профориентационной работы с учащимися старших классов основной школы, формирования готовности к обучению в педагогическом вузе, могут быть использованы для разработки учебных курсов и образовательных программ бакалавриата и магистратуры, подготовки учебных и методических пособий для школьников, студентов, магистрантов, преподавателей и родителей.
* Одним из важных направлений исследовательской работы кафедры педагогических технологий является проблема '''«Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в процессе изучения педагогических дисциплин»''' (н.р. Л.В. Байбородова).
+
  
В текущем году был проведен анализ работ, посвященных проблемам индивидуализации профессионального образования, который позволил выявить подходы и условия осуществления данного процесса (Харисова И.Г.).  
+
'''Краткая характеристика полученных научных результатов:'''
 +
* Выделены основные этапы исследования проблемы готовности к обучению, установлено многообразие определений предмета исследования («готовность к обучению», «школьная зрелость», «готовность к учению», «школьная готовность» и др.), обусловленное принципиальными методологическими различиями подходов и точек зрения. Выявлена специфика и принципиальные различия в понимании психологической сущности феномена готовности к обучению в отечественной и зарубежной психологии.
 +
* Определена онтологическая взаимосвязь понятий «готовность обучению» и «психологическая структура учебной деятельности»: установлено, что степень сформированности психологической структуры учебной деятельности обусловливает индивидуальную меру выраженности готовности к обучению.
 +
* Доказано, что непрерывность образования является фактором успешного личностного и профессионального развития человека на протяжении всей жизни. Включаясь в различные формы образования на всех его уровнях, учащийся является субъектом учебной деятельности на всех этапах жизненного пути. Успешность обучения на всех уровнях образования (дошкольном, школьном, профессиональном, дополнительном профессиональном) обусловлена степенью овладения учащимся учебной деятельностью, на психологическом уровне – уровнем сформированности психологической структуры учебной деятельности и готовности к обучению. Полученные результаты позволили расширить возрастные границы проблемы готовности к обучению: готовность к обучению необходимо рассматривать не только в отношении детей, начинающих школьное обучение, но и в отношении учащихся всех возрастных групп, на всех этапах жизненного пути. Вместе с тем, доказано, что непрерывность образования обеспечивается постоянным совершенствованием и оптимизацией психологической структуры учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными задачами. На психологическом уровне проблема непрерывности образования трансформируется в проблему системогенеза учебной деятельности и готовности к обучению.
  
В текущем году проведено исследование по теме '''«Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов педагогического вуза при изучении педагогических дисциплин»''' (Л.Н. Князькова). Большинство учителей сельских школ получают высшее педагогическое образование заочно, поэтому одним из важных направлений научной работы кафедры стало исследование проблемы индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин (К.М.Герасименко).
+
Получены новые эмпирические данные, конкретизирующие представления о психологии субъектов образования разных возрастных групп:
 +
# Выявлены механизмы и специфика формирования информационной основы учебной деятельности и структуры мотивов учения в дошкольном возрасте. Разработаны и апробированы коррекционно-развивающие программы, направленные на формирование информационной основы учебной деятельности и мотивов учения у детей дошкольного возраста.
 +
# Выявлена специфика формирования психологической готовности к смысловому чтению у учащихся младшего школьного возраста. Установлено, что формирование психологической структуры деятельности смыслового чтения (ПСДч) соответствует общим закономерностям системогенеза деятельности; в процессе обучения в начальной школе оптимизируются компонентный состав и взаимосвязи компонентов ПСДч в соответствии с задачами обучения; формируются новые механизмы деятельности смыслового чтения. Успешность смыслового чтения обусловлена степенью сформированности ПСДч.
 +
# Выявлены особенности совладающего поведения подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции. Установлена значимая взаимосвязь показателей осознанной саморегуляции и успешности обучения в школе.
 +
# Выявлены индивидуальные особенности и разработана типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта, выявлена специфика самоотношения и социального интеллекта у студентов разных профилей обучения, взаимосвязь показателей самоотношения и социального интеллекта и академической успеваемости.
 +
}}
  
В текущем году в соответствии  с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения преподавателями кафедры был разработан перечень актуальных профессиональных компетенций студентов. Особое внимание в этой работе уделялось разработке современных средств оценивания профессиональных компетенций студентов (А.П.Чернявская, Б.С.Гречин). Выявлены педагогические условия и средства оце­нивания профессиональных компетен­ций студентов. Указанные результаты отражены в двух статьях, в том числе в  «Ярославском педагогическом вестнике».
+
[[media: Системный_анализ_развития_личности_и_деятельности_субъектов_современного_образования.pdf| Публикации]]
* Исследования по проблеме «Сопровождения одаренного ребенка в условиях региональной системы образования (н.р. А.В. Золотарева) проводилось кафедрами управления образованием, теории и истории педагогики, социальной педагогики и организации работы с молодежью, педагогических технологий. По результатам исследования подготовлена межведомственная концепция сопровождения одаренных детей в региональном образовательном пространстве, проведена  межрегиональная научно-практическая конференция «Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве», (ноябрь 2010 г.)
+
  
== Подготовка монографий ==
+
=== Средства индивидуализации образовательного процесса на разных этапах непрерывного образования ===
# Коллективная монография «Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций» (под ред. М.В. Новикова, 16 п.л.);
+
# Т.Н. Сапожникова Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: монография (24 п.л.);
+
# М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова Рефлексивно-деятельностный подход к воспитанию социальной ответственности молодёжи: монография (10 п.л.);
+
# Коллективная монография «Региональные проблемы развития образования» (под ред. М.И. Рожкова, А.В. Золотаревой, 19 п.л.);
+
# Панова Е.А. Развитие профессиональной культуры учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации: монография (под науч. ред. С.Л. Паладьева, 12 п.л.);
+
# Шувалова С.О. Сервисное методическое обеспечение процесса дополнительного профессионального образования педагога на муниципальном уровне: монография (под. науч. ред. С.Л. Паладьева, 12,5 п.л.)
+
  
== Учебники, учебные пособия, методические работы ==
+
'''Научный руководитель:''' Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор.
  
5 '''учебных пособий''' с грифом Минобрнауки РФ:
+
'''Цели и содержание НИР:''' определение проблемного поля исследования на основе анализа существующей в области ситуации; изучение опыта индивидуализации на разных ступенях НПО; выявление педагогических средств индивидуализации образовательного процесса в системе непрерывного образования; разработка и апробация технологий индивидуализации на разных ступенях непрерывного образования анализ подходов и принципов, лежащих в основе концепций НПО.  
#Профориентация и самоопределение детей-си­рот: учебно-методическое пособие (под ред. Л.В.Байбородовой, М.И.Рожкова. – 2-е изд., перераб. и доп., 15 п.л.);
+
#Трудовое воспитание де­тей-сирот:  учебное пособие (под ред. Л.В.Байбородовой, М.И.Рожкова. - 2-е изд., перераб. и доп., 17.9 п.л.);
+
#Профессия в жизни: рабочая тетрадь для воспитанников детских учреждений (А.П. Чернявская, Е.Б. Кириченко, 8,7 п.л.);
+
#Психология и педагогика (А.Ю.Куликов, А.И.Емелин,  34,5 п.л.);
+
#Воспитание учащихся профессиональной школы: стратегия и тактика / Рожков М. И. (под ред. С. Я. Батышева и А. М. Новикова, 2,8 п.л.;)
+
  
69 '''учебников''', учебных пособий, методических рекомендаций  в издательствах г.г. Ярославля, Калининграда, Москвы и др.:
+
'''Результаты НИР:''' анализ современных концепций непрерывного педагогического образования, участие в разработке региональной концепции непрерывного педагогического образования, определение системы педагогических средств индивидуализации на разных ступенях педагогического образования.
#Воспитание трудолюбия, творческие отношения к труду и жизни. (Байбородова Л.В., Се­ребренников Л.Н., Харисова И.Г., 8,6 п.л.),
+
Памятка наставнику студенческой группы ( под ред. В.В.Афанасьева, 1,75 п.л.);
+
#Наставнику студенческой группы (Байбородова Л.В., Рожков М.И., Харисова И.Г.,  Герасименко К.М., Князькова Л.Н., 5 п.л.);
+
#Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: учебное пособие (Байбородова Л.В., Рожков М.И., Сапожникова Т.Н., 6,8 п.л.);
+
#Методология и методика психолого-педагогического исследования (под науч. ред. М.В. Новикова, 16,5 п.л.);
+
#Актуальные направления развития внешкольного (дополнительного) образования детей в странах Восточной Европы: Обзор по Беларуси, Казахстану, России, Украине (под ред. А.В. Золотаревой, 8,7. п.л., на русском и английском языках);
+
#Образовательная программа подготовки аспирантов по специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (В соавторстве А.В. Золотарева, М.В. Новиков Л.В.Байбородова и др., 10 п.л.),
+
#Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие (А.В. Золотарева, 20,5 п.л.),
+
#Детское досуговое движение (Золотарева А.В., Медвецкая Н.Г., Табукова Е.В., 4,9 п.л.),
+
#Дополнительное образование в учреждениях НПО (СПО) (Бойко Е.Л., Золотарева А.В., Пикина А.Л., 12,9 п.л.),
+
#Развитие организационной структуры учреждения дополнительного образования детей (Н.Г. Тихомирова, 3,8 п.л.),
+
#Мировая экономика (Е.А. Страдина, 4.7. п.л.);
+
#Использование музея К.Д. Ушинского в учебном процессе в педагогическом вузе (Гаврилова Т.Н. Колпаков Г.А. Молоков Д.С., Паладьев С.Л., Успенский В.Б., №.5 п.л.);
+
#Методические рекомендации по изучению педагогических курсов на заочном отделении (Корсикова Е.Н., Тишко А.Б., 3,7 п.л.);
+
#Педагогические курсы на заочном отделении методические рекомендации для студентов факультета социального управления (Корсикова Е.Н., 6 п.л.);
+
#Подготовка и защита магистерской диссертации (Чернявская А.П., Ракитина О.В., Байбородова Л.В. и др., 3 п.л.);
+
#Выполнение курсовой работы студентами бакалавриата (Золотарева А.В., Лебедев Е.В., Журавлев Д.Н., 1,5 п.л.);
+
#Практика студентов магистратуры направления «Педагогика» (Байбородова Л.В., Чернявская А.П., 4, 2 п.л.);
+
#Педагогическая практика студентов бакалавриата направления «Педагогика» (Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г., Кириченко, Е.Б. , 3,8 п.л.);
+
#Л.В., Харисова, И.Г. , 7,3 п.л.);
+
#Содержание и программа государственного экзамена по специальности дополнительного профессионального образования 521000 «Психология» (дополн. и дораб.) (Коряковцева О.А., Богайчук Т.В., 4 п.л.);
+
#Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История психологии» для студентов направления «Психология» - 521000 (квалификация – бакалавр психологии) (Мазилов В.А., Слепко Ю.Н., 4,8 п.л.);
+
#Использование методов математической статистики в психологическом исследовании (Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э., 3,5 п.л.);
+
#Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению 040300.62 – «Конфликтология». Степень (квалификация) бакалавр конфликтологии  (Н.В. Нижегородцева, 5,75 п.л.);
+
#Конфликтология духовной сферы  (И.В. Калинкина, 10 п.л.);
+
#Психология общения: теория и практика (Н.В. Шарова, 5 п.л.);
+
# История молодёжного движения в России (ХХ век) (Р.А. Бондаренко, 5,5 п.л.);
+
#Социально-педагогическая практика студентов: компетентностный подход (Тарханова И. Ю., Бондаренко Р. А, 2,2 п.л.);
+
#Государственный экзамен по специальности «Организация работы с молодёжью» ( Р.А. Бондаренко, Е.Н. Лекомцева Т.В. Макеева и др., 6 п.л.) и другие.
+
  
Под руководством М.И. Рожкова была издана серия учебных пособий и рабочих тетрадей в рамках проекта «Гражданская смена» в г. Москве, в том числе:
+
[[media: Средства_индивидуализации_образовательного_процесса_на_разных_этапах_непрерывного_образования.pdf| Публикации]]
  
Электронный учебно-методический комплекс повышения квалификации научно-педагогических работников «Дидактика высшей школы», разработанный преподавателями кафедры методики профессионального образования, был представлен на Московском Международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» (30 марта 2 апреля 2010 года, Сокольники, г. Москва)
+
=== Непрерывное образование социальный контекст ===
  
== Конкурсы ==
+
{{Подробнее|'''Научный руководитель:''' Тарханова Ирина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент.
<center>'''Конкурс научных работ студентов на соискание гранта факультета социального управления ИПП ЯГПУ им. К.Д. Ушинского «Шаг в науку»'''</center> <br />
+
Конкурс научных работ студентов на соискание гранта ФСУ «Шаг в науку» (далее Конкурс) проводится среди студентов факультета социального управления института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.  
+
  
Основные цели:
+
'''Краткая аннотация НИР:''' Цель НИР – исследование и комплексный анализ наиболее востребованных практик непрерывного социального образования, выявление образовательных потребностей различных групп населения, описание наиболее эффективны практик социального образования.
  
* выявление и поддержка талантливых и одаренных студентов;
+
'''Содержание НИР:''' определение проблемного поля исследования; анализ образовательных потребностей различных слоёв населения: различных категорий молодежи, граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе – молодых инвалидов), родительской общественности; создание банка эффективных региональных практик неформального образования, Портфолио технологий для неформального образования; выпуск коллективной монографии.  
* создание условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве - полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями.
+
  
[[Медиа:Конкурс Шаг в науку ИПП.doc|Конкурс Шаг в науку ИПП]]
+
|'''Предполагаемое использование результатов НИР:''' полученные на каждом этапе исследования результаты могут включаться в преподавание спецкурсов для студентов бакалавриата и магистратуры. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке и написании учебных пособий по отдельным дисциплинам учебных планов направлений подготовки, реализуемых кафедрой.
  
'''ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА НАУЧНЫЙ РАБОТ СТУДЕНТОВ НА СОИСКАНИЕ ГРАНТА ФСУ «ШАГ В НАУКУ», который был проведен в марте-апреле 2011 года'''
+
'''Краткая характеристика полученных научных результатов'''
 +
Определены методологические основы исследования темы, выявлены его основные теоретические паттерны. Получены данные об образовательных потребностях различных слоёв населения. Выявлены, описаны и проанализированы инновационные региональные практики неформального образования. Проведён форсайт «Ярославия – обучающееся сообщество». Созданы и опубликованы банк эффективных региональных практик неформального образования и портфолио технологий для неформального образования. На основе полученных новых оригинальных данных о состоянии и перспективах развития непрерывного социального образования выполнен анализ взаимосвязи потребностей населения Ярославской области в социальном образовании и наличия формальных и неформальных практик социального образования в регионе, проанализированы приоритетные для региона задачи социального образования, выявлена их иерархия. Получены объективные данные о вовлеченности государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных образовательных организаций, некоммерческих организаций и добровольных объединений граждан в социальные образовательные практики. Проанализированы существующие технологии социального образования, выявлена и обоснована их эффективность. Полученные данные опубликованы в высокорейтинговых журналах в нашей стране и за рубежом. Проводимые исследования стали надежной платформой и заделом для подготовки заявок на участие в конкурсах для получения грантов. }}
  
Номинация «Педагогика»
+
[[media: Непрерывное_образование–социальный контекст.pdf| Публикации]]
*1 место – Малышева Е.
+
*2 место – Онегина Н.
+
*3 место – Бадаева Е.
+
  
Номинация «Психология»
+
=== Разработка технологии тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования ===
*1 место – Шуникова Е.
+
*2 место – Ювенская А.
+
*3 место – Куделина Е.
+
  
Номинация «Менеджмент»
+
{{Подробнее|'''Научный руководитель:'''Рожков Михаил Иосифович, доктор педагогических наук, профессор;  Гущина Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор.
*1 место – Колчина Ю., Добычина Е., Морозова В.
+
*2 место – Керунова Н.
+
*3 место – Петрова А., Расторопина Т.
+
  
== Конференции ==
+
'''Краткая аннотация НИР:''' Цель НИР– разработать технологию тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования.
*[[Международная научно-практическая заочная конференция «Повышение качества образования в период школьных реформ» 2011]]
+
 
*II Всероссийская научно-практическая заочная Интернет-конференция «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ» [[Медиа:Буклет_2012.doc|Буклет конференции]]
+
'''Содержание НИР:''' определение проблемного поля исследования на основе анализа существующей в науке ситуации; изучение опыта субъектно-субъектного взаимодействия и тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях  педагогического образования; изучение и комплексный анализ наиболее востребованных практик  в формате исследования (методик, методов, форм, средств, приёмов), описание наиболее эффективных практик тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования; описание технологии тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования.
*Всероссийская научно-практическая заочная интернет-конференция «Подготовка кадров для системы дополнительного образования детей. [[Медиа:Материалы_конференции.pdf|Материалы конференции]]
+
 
 +
|'''Предполагаемое использование результатов НИР:''' полученные результаты исследования включаются в содержание преподаваемых дисциплин (спецкурсов) для студентов бакалавриата и магистратуры: результаты исследования могут использоваться студентами бакалавриата для написания курсовых и выпускных квалификационных работ; магистранты могут использовать полученные результаты для написания магистерских диссертаций; аспиранты и прикреплённые к кафедре соискатели учёной степени кандидата педагогических наук могут использовать полученные результаты для написания кандидатских диссертаций. Кроме того, полученные результаты полезны организациям допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся. Результаты НИР могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогических работников различных образовательных организаций. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке и написании учебников, учебных пособий по отдельным дисциплинам, учебных планов направлений подготовки, реализуемых кафедрой.
 +
 
 +
'''Краткая характеристика полученных научных результатов'''
 +
Определены методологические и теоретические основы технологии тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования; выявлены проблемы, риски и ограничения тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования; модернизирована тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов, тематика магистерских диссертаций; проанализированы возможности интеграции неформального образования с другими формами образования. Определены принципы и цикл тьюторского сопровождения как сопровождения процесса индивидуализации в ситуации открытости образования; определены основные  концептуальные положения тьюторского сопровождения обучающихся на ступенях педагогического образования; разработаны методологические основания рассмотрения феномена «неформальное образование» в системе непрерывного образования; определены теоретические представления о понятийном пространстве неформального образования в научных исследованиях. Разработаны ключевые положения  Экзистенциальной педагогики (М. И. Рожков), теория социально-педагогического сопровождения (М. И. Рожков, Т. В. Макеева), линвосоциокультурная типология (Г. В. Парамонов), лингвосоциокультурный мониторинг(Г. В. Парамонов), технология тьюторского сопровождения развития субъектности обучающихся (Т. Н. Гущина), технология тьюторского сопровождения развития индивидуальности студента педагогического колледжа (Т.Н. Гущина, Лавров М.Е., Парамонов Г.В., Цымбалюк А.Э.), модель индивидуализации подготовки специалиста в педагогическом колледже на основе сетевого взаимодействия (Т.Н. Гущина, Лавров М.Е.), алгоритмы проектирования индивидуального образовательного маршрута и подготовки к профессиональным конкурсам студентов педагогического колледжа (Т. Н. Гущина, Лавров М. Е.). Модернизирована тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов, тематика магистерских диссертаций. Проанализированы возможности интеграции неформального образования с другими формами образования. Выявлен внутренний потенциал неформального образования, ряд значимых преимуществ, способствующих эффективному тьюторскому сопровождению обучающихся на разных ступенях педагогического образования. Определены основные концептуальные положения тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования. Результаты исследования отражены в тезисах, статьях и докладах на международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития»; в главе монографии  «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития»; в 38 публикациях, материалах в проект региональной концепции непрерывного педагогического образования, в диссертационных исследованиях Черняйкова М. Н. «Формирование у курсантов военного вуза гражданской позиции противодействия антигосударственной пропаганде» и Наумовой Е. М. (Д 212.307.08) «Формирование личной организованности подростков в физкультурно-спортивной деятельности». За разработанную авторскую дополнительную общеобразовательную программу «Виртуозусы» получена Премия Губернатора Ярославской области в области образования  за 2018 год (научный руководитель коллектива разработчиков – Т. Н. Гущина). }}
 +
 
 +
[[media: Разработка_технологии_тьюторского_сопровождения_обучающихся.pdf| Публикации]]
 +
 
 +
=== Разработка оценочных материалов для измерения сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета ===
 +
 
 +
'''Научный руководитель:''' Тарханова Ирина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент.
 +
 
 +
'''Краткая аннотация результатов НИР:'''
 +
# Аналитическая записка с теоретико-методологическим обоснованием сущности и содержания понятия «универсальные компетенции» как результата высшего образования;
 +
# Уровневая компетентностная модель выпускника вуза, направленная на операционализацию понятия «универсальные компетенции», позволяющая использовать измерения (диагностические процедуры) и оценку (соотношение результата измерения с эталоном или образцом) универсальных компетенций выпускников различных ступеней высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура;
 +
# Пул диагностических методик для оценки универсальных компетенций выпускника вуза: входной контроль – оценка сформированности универсальных учебных действий как результат общего среднего образования; промежуточная оценка в период обучения в образовательной организации высшего образования, итоговая оценка универсальных компетенций выпускника вуза;
 +
# Методические рекомендации по организации процедуры измерения сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, в том числе рекомендации по диверсификации системы итоговой аттестации обучающихся;
 +
# Методические рекомендации по проектированию процесса развития универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.
 +
 
 +
[[media: Разработка_оценочных_материалов_для_измерения_сформированности_универсальных_компетенций_обучающихся.pdf| Публикации]]
 +
 
 +
=== Разработка научно-методической основы работы педагога с одаренными детьми и детьми в сложной социальной ситуации ===
 +
 
 +
{{Подробнее|'''Научный руководитель:''' Лекомцева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
 
 +
Изучение практик организации работы с одаренными детьми в РФ, выявление проблем, разработка научно-методических основ повышения результативности работы педагога с одаренными детьми и детьми в сложной социальной ситуации.
 +
 
 +
В процессе работы над разработкой научно-методической основы работы педагога с одаренными детьми и детьми в сложной социальной ситуации, обобщены лучшие практики организации работы педагогов с одаренными детьми на основе анализа информации из регионов РФ.
 +
   
 +
|'''Проведены конференции сотрудниками лаборатории:''' пятая всероссийская научно-практическая конференция «Тьюторское сопровождение одаренного ребенка в открытом образовательном пространстве», Пятая всероссийская научно-практическая конференция «Индивидуальный образовательный маршрут одарённого обучающегося, Семинар «Актуальные проблемы в организации работы с одарёнными учащимися» для педагогических работников организаций дополнительного образования г. Ярославля и Ярославской области, Круглый стол «Проблемы детско-родительских взаимоотношений».
 +
 
 +
'''Сотрудники лаборатории участвовали в конференциях с докладами:''' Международный форум «Евразийский образовательный диалог», VI Международный технологический форум «Инновации. Технологии. Производство» Диалоговая площадка «Город для успешной карьеры: формирование инженерных компетенций у современных детей». Рыбинск апрель, Международная научно-практическая конференция «Теории и практики развития сельских образовательных организаций», Круглый стол  «Как повысить доступность дополнительного образования для сельских школьников», Дискуссионная площадка «Педсовет76.РФ» по теме «Повышение доступности дополнительного образования детей», Региональная ассамблея учителей технологии 27 марта (Современные тренды подготовки педагогов будущего)
 +
 
 +
'''Реализованы курсы повышения квалификации:''' ППП «Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования, ППК «Развитие метапредметных компетенция педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью», ППК Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования, ППК «Педагогические средства организации театральной деятельности».}}
 +
 
 +
[[media: Разработка_научно-методической_основы_работы_педагога.pdf| Публикации]]
 +
 
 +
=== Разработка научно-методической основы работы педагога с одаренными детьми ===
 +
 
 +
{{Подробнее|'''Научный руководитель:''' Золотарева Ангелина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор.
 +
 
 +
'''Цели и содержание НИР:''' Проведение мониторинга состояния практик организации работы с одаренными детьми в Российской Федерации, выявление проблем, существующих в современной практике, разработка научно-методических основ повышения результативности работы педагога с одаренными детьми.
 +
 
 +
|'''Ожидаемые результаты НИР:''' Разработанные и апробированные научно-методические основы работы педагога с одаренными детьми могут быть использованы в системах высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в соответствии с трудовыми функциями, определенными профессиональными стандартами и задачами сопровождения одаренных детей в системе образования. Комплекты инструментов оценивания результатов деятельности педагога позволят организовать мониторинг практик организации работы с одаренными детьми в регионах Российской Федерации. Подготовленные в процессе апробации методические рекомендации могут быть использованы руководителями системы образования, преподавателями вузов, ссузов, ДПО, специалистами методических служб.
 +
 
 +
'''Научная, научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов:'''
 +
По результатам реализации проекта будут подготовлен комплект научно-методических материалов: информационно- аналитическая записка о состоянии и проблемах работы с одаренными детьми в РФ, концепция повышения результативности работы педагога с одаренными детьми, методические рекомендации и учебно-методическое пособие, которые будут востребованы педагогическими и руководящими работниками для организации результативных практик деятельности педагогов с одаренными детьми. Они будут использованы в системе повышения квалификации руководителей образовательных организаций, аттестации педагогических кадров, организации мониторинга качества деятельности образовательных организаций.
 +
 
 +
'''Предполагаемое использование результатов:'''
 +
# Банк лучших практик работы педагогов с одаренными детьми в образовательных организаций разных ведомств и форм собственности.
 +
# Комплекс показателей оценки результативности деятельности педагога, работающего с одаренными детьми.
 +
# Пакет инструментов для отслеживания результатов деятельности педагога, работающего с одаренными детьми. 
 +
# Программа мониторинга компетенций педагога, работающего с одаренными детьми. 
 +
# Программы мониторинга практик работы педагога с одаренными детьми (Программа мониторинга, 0,5 п.л.). 
 +
# Информационно-аналитическая записка о состоянии практик работы с одаренными детьми в Российской Федерации.
 +
# Концепция повышения результативности работы педагога с одаренными детьми. 
 +
# Методические рекомендации по повышению результативности работы педагога с одаренными детьми. 
 +
# Учебное пособия для подготовки и профессионального развития педагогов по вопросам организации работы с одаренными детьми. 
 +
 
 +
'''Предполагаемое использование результатов работы в учебном процессе:'''
 +
 
 +
Разработанные и апробированные научно-методические основы работы педагога с одаренными детьми могут быть использованы в системах высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в соответствии с трудовыми функциями, определенными профессиональными стандартами и задачами сопровождения одаренных детей в системе образования. Комплекты инструментов оценивания результатов деятельности педагога позволят организовать мониторинг практик организации работы с одаренными детьми в регионах Российской Федерации. Подготовленные в процессе апробации методические рекомендации могут быть использованы руководителями системы образования, преподавателями вузов, ссузов, ДПО, специалистами методических служб.}}
 +
 
 +
=== Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления педагогами дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта педагога ===
 +
 
 +
'''Цель проекта:''' Разработка и реализации концепции и моделей повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления педагогами дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта педагога.
 +
Теоретический, нормативный и ретроспективый обзор, обобщение  опыта и лучших практик по проблеме повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечение удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством результатов образования.
 +
 
 +
Выявление требований ПС "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", ориентированных на повышение качества и доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ.
 +
 
 +
Разработка концепции повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ с учетом требований профессионального стандарта (ПС).
 +
 
 +
Разработка модели повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей 
 +
 
 +
[[media: Повышение_доступности_реализации_дополнительных_общеобразовательных_программ.pdf| Публикации]]
 +
 
 +
=== Образование в системе трансформации экономики и общества в России ===
  
== Олимпиады ==
+
В соответствии с темой НИР преподаватели кафедры участвовали в конференциях, семинарах, «круглых столах» и публиковали статьи.
*'''Олимпиада аспирантов по педагогическим специальностям 1-2 марта 2012 г.'''
+
**[[Медиа:Положение_об_Олимпиаде.rtf|Положение об олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам 1-2 марта 2012 г.]]
+
**[[Медиа:Распоряжение_об_Олимпиаде.pdf‎|Распоряжение опроведении олимпиады аспирантов по педагогическим наукам 1-2 марта 2012 г.]]
+
**[[Медиа:Итоги_I_Олимпиады.doc|Итоги I олимпиады аспирантов по педагогическим специальностям ЯГПУ им. К. Д. Ушинского]]
+
**[[Медиа:Рефлексия.doc|Рефлексия по итогам олимпиады]]
+
  
Фото:
+
[[media: Образование_в_системе_трансформации_экономики_и_общества_в_России.pdf| Публикации]]
<gallery>
+
Файл:S1010005.JPG
+
Файл:S1010012.JPG
+
Файл:S1010023.JPG
+
Файл:S1010027.JPG
+
Файл:S1010032.JPG
+
Файл:S1010033.JPG
+
Файл:S1010036.JPG
+
</gallery>
+
  
  

Версия 12:22, 3 декабря 2020

Перейти: Институты ЯГПУ
Международная научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы развития образования на селе"
74-я международная научно-практическая конференция "Чтения Ушинского"

Содержание

Конференции

Уважаемые коллеги, приглашаем Вас принять участие в предстоящих мероприятиях:

Научный центр Российской академии образования

На базе Института педагогики и психологии функционирует Научный центр Российской академии образования

Руководитель: Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Межвузовский исследовательский центр "Новая дидактика"

Институт педагогики и психологии является координатором Межвузовского исследовательского центра "Новая дидактика". Проект реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации

Научная работа ИПП

Отечественная система педагогического образования как социокультурный феномен

Научный руководитель: Ходырев Александр Михайлович, доцент, кандидат педагогических наук.

Аннотация. Цель: обосновать перспективные модели и практики отечественной системы педагогического образования в социокультурном пространстве России.

Содержание и результаты:

  • обоснование ценностно-смыслового единства педагогического образования в России;
  • разработка концептуальных основ исследования отечественной системы педагогического образования;
  • описание практик и моделей педагогического образования, историографический и исторический анализ становления и развития системы педагогического образования в России;
  • анализ развития теории педагогического образования;
  • выявление динамики ценностных смыслов педагогического образования;
  • сравнительно-педагогический анализ систем педагогического образования в России и за рубежом.

Публикации

Системный анализ развития личности и деятельности субъектов современного образования

Научный руководитель: Нижегородцева Надежда Викторовна, профессор, доктор психологических наук.

Аннотация. Научная ценность и новизна исследования обусловлены использованием новой в этой области методологии системогенетического подхода, представлениями о непрерывности образования и динамики психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования на протяжении жизненного пути человека, механизмах системогенеза учебной и профессиональной деятельности. В ходе исследования планируется выявление специфики развития личности и деятельности субъектов образования в разных возрастах и на разных уровнях образования.

Практическая ценность результатов связана с возможностями оптимизации учебного процесса с целью повышения эффективности образования в соответствии с новыми требованиями к обучению на основе данных о содержании и динамике психологической структуры учебной деятельности, закономерностях личностного и профессионального развития учащихся разных возрастных групп. Результаты исследования позволят прогнозировать успешность обучения и возможные трудности в учебной деятельности на основе анализа психологической структуры учебно-важных качеств учащихся на разных уровнях образования. Полученные результаты представляют ценность для организации образовательного процесса и психологического сопровождения индивидуально-психологического развития субъектов образования всех его уровней, для организации профориентационной работы с учащимися старших классов основной школы, формирования готовности к обучению в педагогическом вузе, могут быть использованы для разработки учебных курсов и образовательных программ бакалавриата и магистратуры, подготовки учебных и методических пособий для школьников, студентов, магистрантов, преподавателей и родителей.

Краткая характеристика полученных научных результатов:

  • Выделены основные этапы исследования проблемы готовности к обучению, установлено многообразие определений предмета исследования («готовность к обучению», «школьная зрелость», «готовность к учению», «школьная готовность» и др.), обусловленное принципиальными методологическими различиями подходов и точек зрения. Выявлена специфика и принципиальные различия в понимании психологической сущности феномена готовности к обучению в отечественной и зарубежной психологии.
  • Определена онтологическая взаимосвязь понятий «готовность обучению» и «психологическая структура учебной деятельности»: установлено, что степень сформированности психологической структуры учебной деятельности обусловливает индивидуальную меру выраженности готовности к обучению.
  • Доказано, что непрерывность образования является фактором успешного личностного и профессионального развития человека на протяжении всей жизни. Включаясь в различные формы образования на всех его уровнях, учащийся является субъектом учебной деятельности на всех этапах жизненного пути. Успешность обучения на всех уровнях образования (дошкольном, школьном, профессиональном, дополнительном профессиональном) обусловлена степенью овладения учащимся учебной деятельностью, на психологическом уровне – уровнем сформированности психологической структуры учебной деятельности и готовности к обучению. Полученные результаты позволили расширить возрастные границы проблемы готовности к обучению: готовность к обучению необходимо рассматривать не только в отношении детей, начинающих школьное обучение, но и в отношении учащихся всех возрастных групп, на всех этапах жизненного пути. Вместе с тем, доказано, что непрерывность образования обеспечивается постоянным совершенствованием и оптимизацией психологической структуры учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными задачами. На психологическом уровне проблема непрерывности образования трансформируется в проблему системогенеза учебной деятельности и готовности к обучению.

Получены новые эмпирические данные, конкретизирующие представления о психологии субъектов образования разных возрастных групп:

  1. Выявлены механизмы и специфика формирования информационной основы учебной деятельности и структуры мотивов учения в дошкольном возрасте. Разработаны и апробированы коррекционно-развивающие программы, направленные на формирование информационной основы учебной деятельности и мотивов учения у детей дошкольного возраста.
  2. Выявлена специфика формирования психологической готовности к смысловому чтению у учащихся младшего школьного возраста. Установлено, что формирование психологической структуры деятельности смыслового чтения (ПСДч) соответствует общим закономерностям системогенеза деятельности; в процессе обучения в начальной школе оптимизируются компонентный состав и взаимосвязи компонентов ПСДч в соответствии с задачами обучения; формируются новые механизмы деятельности смыслового чтения. Успешность смыслового чтения обусловлена степенью сформированности ПСДч.
  3. Выявлены особенности совладающего поведения подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции. Установлена значимая взаимосвязь показателей осознанной саморегуляции и успешности обучения в школе.
  4. Выявлены индивидуальные особенности и разработана типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта, выявлена специфика самоотношения и социального интеллекта у студентов разных профилей обучения, взаимосвязь показателей самоотношения и социального интеллекта и академической успеваемости.

Публикации

Средства индивидуализации образовательного процесса на разных этапах непрерывного образования

Научный руководитель: Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор.

Цели и содержание НИР: определение проблемного поля исследования на основе анализа существующей в области ситуации; изучение опыта индивидуализации на разных ступенях НПО; выявление педагогических средств индивидуализации образовательного процесса в системе непрерывного образования; разработка и апробация технологий индивидуализации на разных ступенях непрерывного образования анализ подходов и принципов, лежащих в основе концепций НПО.

Результаты НИР: анализ современных концепций непрерывного педагогического образования, участие в разработке региональной концепции непрерывного педагогического образования, определение системы педагогических средств индивидуализации на разных ступенях педагогического образования.

Публикации

Непрерывное образование – социальный контекст

Научный руководитель: Тарханова Ирина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент.

Краткая аннотация НИР: Цель НИР – исследование и комплексный анализ наиболее востребованных практик непрерывного социального образования, выявление образовательных потребностей различных групп населения, описание наиболее эффективны практик социального образования.

Содержание НИР: определение проблемного поля исследования; анализ образовательных потребностей различных слоёв населения: различных категорий молодежи, граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе – молодых инвалидов), родительской общественности; создание банка эффективных региональных практик неформального образования, Портфолио технологий для неформального образования; выпуск коллективной монографии.

Предполагаемое использование результатов НИР: полученные на каждом этапе исследования результаты могут включаться в преподавание спецкурсов для студентов бакалавриата и магистратуры. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке и написании учебных пособий по отдельным дисциплинам учебных планов направлений подготовки, реализуемых кафедрой.

Краткая характеристика полученных научных результатов

Определены методологические основы исследования темы, выявлены его основные теоретические паттерны. Получены данные об образовательных потребностях различных слоёв населения. Выявлены, описаны и проанализированы инновационные региональные практики неформального образования. Проведён форсайт «Ярославия – обучающееся сообщество». Созданы и опубликованы банк эффективных региональных практик неформального образования и портфолио технологий для неформального образования. На основе полученных новых оригинальных данных о состоянии и перспективах развития непрерывного социального образования выполнен анализ взаимосвязи потребностей населения Ярославской области в социальном образовании и наличия формальных и неформальных практик социального образования в регионе, проанализированы приоритетные для региона задачи социального образования, выявлена их иерархия. Получены объективные данные о вовлеченности государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных образовательных организаций, некоммерческих организаций и добровольных объединений граждан в социальные образовательные практики. Проанализированы существующие технологии социального образования, выявлена и обоснована их эффективность. Полученные данные опубликованы в высокорейтинговых журналах в нашей стране и за рубежом. Проводимые исследования стали надежной платформой и заделом для подготовки заявок на участие в конкурсах для получения грантов.

Публикации

Разработка технологии тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования

Научный руководитель:Рожков Михаил Иосифович, доктор педагогических наук, профессор; Гущина Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор.

Краткая аннотация НИР: Цель НИР– разработать технологию тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования.

Содержание НИР: определение проблемного поля исследования на основе анализа существующей в науке ситуации; изучение опыта субъектно-субъектного взаимодействия и тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования; изучение и комплексный анализ наиболее востребованных практик в формате исследования (методик, методов, форм, средств, приёмов), описание наиболее эффективных практик тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования; описание технологии тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования.

Предполагаемое использование результатов НИР: полученные результаты исследования включаются в содержание преподаваемых дисциплин (спецкурсов) для студентов бакалавриата и магистратуры: результаты исследования могут использоваться студентами бакалавриата для написания курсовых и выпускных квалификационных работ; магистранты могут использовать полученные результаты для написания магистерских диссертаций; аспиранты и прикреплённые к кафедре соискатели учёной степени кандидата педагогических наук могут использовать полученные результаты для написания кандидатских диссертаций. Кроме того, полученные результаты полезны организациям допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся. Результаты НИР могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогических работников различных образовательных организаций. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке и написании учебников, учебных пособий по отдельным дисциплинам, учебных планов направлений подготовки, реализуемых кафедрой.

Краткая характеристика полученных научных результатов

Определены методологические и теоретические основы технологии тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования; выявлены проблемы, риски и ограничения тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования; модернизирована тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов, тематика магистерских диссертаций; проанализированы возможности интеграции неформального образования с другими формами образования. Определены принципы и цикл тьюторского сопровождения как сопровождения процесса индивидуализации в ситуации открытости образования; определены основные концептуальные положения тьюторского сопровождения обучающихся на ступенях педагогического образования; разработаны методологические основания рассмотрения феномена «неформальное образование» в системе непрерывного образования; определены теоретические представления о понятийном пространстве неформального образования в научных исследованиях. Разработаны ключевые положения Экзистенциальной педагогики (М. И. Рожков), теория социально-педагогического сопровождения (М. И. Рожков, Т. В. Макеева), линвосоциокультурная типология (Г. В. Парамонов), лингвосоциокультурный мониторинг(Г. В. Парамонов), технология тьюторского сопровождения развития субъектности обучающихся (Т. Н. Гущина), технология тьюторского сопровождения развития индивидуальности студента педагогического колледжа (Т.Н. Гущина, Лавров М.Е., Парамонов Г.В., Цымбалюк А.Э.), модель индивидуализации подготовки специалиста в педагогическом колледже на основе сетевого взаимодействия (Т.Н. Гущина, Лавров М.Е.), алгоритмы проектирования индивидуального образовательного маршрута и подготовки к профессиональным конкурсам студентов педагогического колледжа (Т. Н. Гущина, Лавров М. Е.). Модернизирована тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов, тематика магистерских диссертаций. Проанализированы возможности интеграции неформального образования с другими формами образования. Выявлен внутренний потенциал неформального образования, ряд значимых преимуществ, способствующих эффективному тьюторскому сопровождению обучающихся на разных ступенях педагогического образования. Определены основные концептуальные положения тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования. Результаты исследования отражены в тезисах, статьях и докладах на международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития»; в главе монографии «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития»; в 38 публикациях, материалах в проект региональной концепции непрерывного педагогического образования, в диссертационных исследованиях Черняйкова М. Н. «Формирование у курсантов военного вуза гражданской позиции противодействия антигосударственной пропаганде» и Наумовой Е. М. (Д 212.307.08) «Формирование личной организованности подростков в физкультурно-спортивной деятельности». За разработанную авторскую дополнительную общеобразовательную программу «Виртуозусы» получена Премия Губернатора Ярославской области в области образования за 2018 год (научный руководитель коллектива разработчиков – Т. Н. Гущина).

Публикации

Разработка оценочных материалов для измерения сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета

Научный руководитель: Тарханова Ирина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент.

Краткая аннотация результатов НИР:

  1. Аналитическая записка с теоретико-методологическим обоснованием сущности и содержания понятия «универсальные компетенции» как результата высшего образования;
  2. Уровневая компетентностная модель выпускника вуза, направленная на операционализацию понятия «универсальные компетенции», позволяющая использовать измерения (диагностические процедуры) и оценку (соотношение результата измерения с эталоном или образцом) универсальных компетенций выпускников различных ступеней высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура;
  3. Пул диагностических методик для оценки универсальных компетенций выпускника вуза: входной контроль – оценка сформированности универсальных учебных действий как результат общего среднего образования; промежуточная оценка в период обучения в образовательной организации высшего образования, итоговая оценка универсальных компетенций выпускника вуза;
  4. Методические рекомендации по организации процедуры измерения сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, в том числе рекомендации по диверсификации системы итоговой аттестации обучающихся;
  5. Методические рекомендации по проектированию процесса развития универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Публикации

Разработка научно-методической основы работы педагога с одаренными детьми и детьми в сложной социальной ситуации

Научный руководитель: Лекомцева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Изучение практик организации работы с одаренными детьми в РФ, выявление проблем, разработка научно-методических основ повышения результативности работы педагога с одаренными детьми и детьми в сложной социальной ситуации.

В процессе работы над разработкой научно-методической основы работы педагога с одаренными детьми и детьми в сложной социальной ситуации, обобщены лучшие практики организации работы педагогов с одаренными детьми на основе анализа информации из регионов РФ.

Проведены конференции сотрудниками лаборатории: пятая всероссийская научно-практическая конференция «Тьюторское сопровождение одаренного ребенка в открытом образовательном пространстве», Пятая всероссийская научно-практическая конференция «Индивидуальный образовательный маршрут одарённого обучающегося, Семинар «Актуальные проблемы в организации работы с одарёнными учащимися» для педагогических работников организаций дополнительного образования г. Ярославля и Ярославской области, Круглый стол «Проблемы детско-родительских взаимоотношений».

Сотрудники лаборатории участвовали в конференциях с докладами: Международный форум «Евразийский образовательный диалог», VI Международный технологический форум «Инновации. Технологии. Производство» Диалоговая площадка «Город для успешной карьеры: формирование инженерных компетенций у современных детей». Рыбинск апрель, Международная научно-практическая конференция «Теории и практики развития сельских образовательных организаций», Круглый стол «Как повысить доступность дополнительного образования для сельских школьников», Дискуссионная площадка «Педсовет76.РФ» по теме «Повышение доступности дополнительного образования детей», Региональная ассамблея учителей технологии 27 марта (Современные тренды подготовки педагогов будущего)

Реализованы курсы повышения квалификации: ППП «Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования, ППК «Развитие метапредметных компетенция педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью», ППК Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования, ППК «Педагогические средства организации театральной деятельности».

Публикации

Разработка научно-методической основы работы педагога с одаренными детьми

Научный руководитель: Золотарева Ангелина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор.

Цели и содержание НИР: Проведение мониторинга состояния практик организации работы с одаренными детьми в Российской Федерации, выявление проблем, существующих в современной практике, разработка научно-методических основ повышения результативности работы педагога с одаренными детьми.

Ожидаемые результаты НИР: Разработанные и апробированные научно-методические основы работы педагога с одаренными детьми могут быть использованы в системах высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в соответствии с трудовыми функциями, определенными профессиональными стандартами и задачами сопровождения одаренных детей в системе образования. Комплекты инструментов оценивания результатов деятельности педагога позволят организовать мониторинг практик организации работы с одаренными детьми в регионах Российской Федерации. Подготовленные в процессе апробации методические рекомендации могут быть использованы руководителями системы образования, преподавателями вузов, ссузов, ДПО, специалистами методических служб.

Научная, научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов: По результатам реализации проекта будут подготовлен комплект научно-методических материалов: информационно- аналитическая записка о состоянии и проблемах работы с одаренными детьми в РФ, концепция повышения результативности работы педагога с одаренными детьми, методические рекомендации и учебно-методическое пособие, которые будут востребованы педагогическими и руководящими работниками для организации результативных практик деятельности педагогов с одаренными детьми. Они будут использованы в системе повышения квалификации руководителей образовательных организаций, аттестации педагогических кадров, организации мониторинга качества деятельности образовательных организаций.

Предполагаемое использование результатов:

  1. Банк лучших практик работы педагогов с одаренными детьми в образовательных организаций разных ведомств и форм собственности.
  2. Комплекс показателей оценки результативности деятельности педагога, работающего с одаренными детьми.
  3. Пакет инструментов для отслеживания результатов деятельности педагога, работающего с одаренными детьми.
  4. Программа мониторинга компетенций педагога, работающего с одаренными детьми.
  5. Программы мониторинга практик работы педагога с одаренными детьми (Программа мониторинга, 0,5 п.л.).
  6. Информационно-аналитическая записка о состоянии практик работы с одаренными детьми в Российской Федерации.
  7. Концепция повышения результативности работы педагога с одаренными детьми.
  8. Методические рекомендации по повышению результативности работы педагога с одаренными детьми.
  9. Учебное пособия для подготовки и профессионального развития педагогов по вопросам организации работы с одаренными детьми.

Предполагаемое использование результатов работы в учебном процессе:

Разработанные и апробированные научно-методические основы работы педагога с одаренными детьми могут быть использованы в системах высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в соответствии с трудовыми функциями, определенными профессиональными стандартами и задачами сопровождения одаренных детей в системе образования. Комплекты инструментов оценивания результатов деятельности педагога позволят организовать мониторинг практик организации работы с одаренными детьми в регионах Российской Федерации. Подготовленные в процессе апробации методические рекомендации могут быть использованы руководителями системы образования, преподавателями вузов, ссузов, ДПО, специалистами методических служб.

Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления педагогами дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта педагога

Цель проекта: Разработка и реализации концепции и моделей повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления педагогами дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта педагога. Теоретический, нормативный и ретроспективый обзор, обобщение опыта и лучших практик по проблеме повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечение удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством результатов образования.

Выявление требований ПС "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", ориентированных на повышение качества и доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Разработка концепции повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ с учетом требований профессионального стандарта (ПС).

Разработка модели повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей

Публикации

Образование в системе трансформации экономики и общества в России

В соответствии с темой НИР преподаватели кафедры участвовали в конференциях, семинарах, «круглых столах» и публиковали статьи.

Публикации