Версия для слабовидящих

Образ школы у старших дошкольников и готовность к обучению

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 20:17, 16 ноября 2010; V.gorchagov (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Под готовностью к школьному обучению понимается интегральное свойство индивидуальности человека, включенного в процесс обучения, отражающее качественно-количественную характеристику его деятельности [4]. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Современные требования к организации воспитания и обучения определяют более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе становится ключевой. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и успешность последующего обучения детей в школе.

Согласно государственным образовательным стандартам второго поколения готовность к школе рассматривается как особая личностная компетенция и, в частности, предполагает:

  • освоение новой социальной позиции, расширение сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятие и освоение ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития [5]. В связи с этим выдвигается одна из ключевых задач психолога – исследовать и целенаправленно формировать образ школы у дошкольников, который позволяет охарактеризовать мотивационный компонент готовности ребенка к школе.

Любой психологический образ понимается как непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры, как разветвленная система более мелких образов. Многоаспектность, многогранность образа школы у дошкольников определяет его сложность, и в то же время совокупность всех его характеристик придает ему особую целостность. Можно рассмотреть следующие компоненты образа школы: совокупность детальных образов, совокупность образов внешних и внутренних действий, совокупность образов людей и обстоятельств, глобальный образ школы как системы.

К детальным образам можно отнести мельчайшие единицы видения, которые будут различаться в масштабах. Так, например, красивые, яркие, школьные принадлежности вызывают желание обладать и пользоваться ими, стараться работать как можно аккуратнее. Новые красочные рабочие тетради будут приносить удовольствие от выполнения домашнего задания. Следующий компонент образа школы состоит из образов внешних и внутренних движений: событий, поступков, настроений, стремлений, расчетов и т.д. – всех динамических моментов. В частности, здесь имеется в виду сама организация учебного процесса, те учебные физические и умственные действия, которые должны выполнять первоклассники. Следует делать акцент на том, что особенно хорошо получается у ребенка, чтобы закрепить желание выполнять это действие постоянно. И, наконец, еще один компонент образа школы – стоящие за действием и обуславливающие его импульсы – образы людей и обстоятельств. Центральную позицию здесь занимает образ учителя, привлекательность которого также необходимо целенаправленно формировать.

Из всех этих образов в результате их взаимодействия складывается целостный образ школы, который выступает как системообразующий во всей парадигме осознания дошкольником своей новой позиции. Данный образ активно формируется в последний год пребывания в детском саду под влиянием новой организации образовательного процесса, приближенной к ситуации школьного обучения и мнения воспитателей, родителей, сверстников, т. е. всего социального окружения ребенка. Для определения уровня готовности к школьному обучению необходимо изучать особенности образа школы у дошкольников подготовительной группы. Частично такие исследования предпринимались. В частности, общее эмоциональное отношение к школе исследовалось М.Р.Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики в 1993 году [1].

Нами были изучены особенности образа школы у детей подготовительной группы на базе детского сада № 70 г. Рыбинска. Использовались следующие методики: «Рисунок школы», «Незаконченные предложения», а также метод прямых вопросов. Детям предлагалось нарисовать школу, используя любые цвета. Оказалось, что 85 % детей красочно изобразили или здание школы, или учителя, или классную комнату. Следовательно, школа вызывает у них положительные ассоциации. 15 % детей использовали в рисунках черные, серые, синие и коричневые цвета. Это позволяет предположить, что при упоминании о школе они испытывают негативные эмоции. Используя данную методику, психолог имеет возможность определить и наиболее значимые компоненты образа школы для детей.

Далее дошкольникам было предложено закончить предложение: «Школа – это место, где я могу …». Это задание позволяет определить эмоциональное отношение к школе и предполагаемый характер учебной мотивации. Ответы детей были следующими: «играть, веселиться» – 20 % детей; «учиться, узнавать новое, работать, получать хорошие оценки» – 80 % детей. Большинство детей осознают принципиально новый характер учебной деятельности по сравнению с игровой.

Каждому ребенку также задавался вопрос «Хочешь ли ты ходить в школу?». Утвердительный ответ дали 90 % детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство детей данной группы имели желание учиться в школе, хотя не все из них осознавали сущность учебной деятельности. Анализ ответов позволил сделать заключение, что 65 % имеют высокий уровень мотивации к обучению в школе, 25 % – средний и 10 % – низкий. Результаты нашего исследования на 80 % совпали с результатами, полученными психологом детского сада после проведения традиционной процедуры определения готовности к школьному обучению. Таким образом, можно утверждать, что сложившийся образ школы у детей старшего школьного возраста будет определять их внутреннюю позицию. Внутреннюю позицию ребенка Л.И.Божович трактует как центральное личностное новообразование, определяющее личность ребенка в целом. Именно оно и детерминирует поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.

Очевидно, что при сформированном положительном образе школы ребенок мотивирован на обучение, у него ниже уровень тревожности, в общении с одноклассниками и учителями он проявляет коммуникабельность, открытость, доброжелательность. В противном случае ребенок замкнут, агрессивен, напуган. Упоминание о школе вызывает у него неприятные представления. Это место ассоциируется со скучными занятиями, необходимостью постоянного подчинения, страхом одиночества и т.д. Эмоционально нейтральный образ школы также определяет отсутствие или низкий уровень учебной мотивации и равнодушное отношение к происходящему.

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты качественно нового образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Такая положительная направленность ребенка на школу должна рассматриваться как ключевое условие его успешности.

Мы полагаем, что мотивационный компонент готовности к обучению является основным, а его характер во многом детерминируется образом школы. Это значит, что перед психологами встают задачи всестороннего, многоаспектного изучения и целенаправленного, планомерного формирования положительного, содержательного образа школы у детей дошкольного возраста.