Версия для слабовидящих

Методы формирования этнической толерантности в деятельности педагога-психолога

Материал из Ярославский педагогический университет
Версия от 21:15, 12 марта 2014; I.dementyeva (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Особую актуальность вопрос формирования этнической толерантности имеет в проблематике педагогической психоло¬гии, воспитании, обучении детей различных возрастов. Про¬блема является не решённой до сих пор, несмотря на то, что количество учащихся в образовательных учреждениях России различных национальностей (не русских) увеличивается.

Педагогу-психологу часто бывает достаточно сложно использовать групповые формы работы по формированию этнической толерантности. Поэтому в современной науке большое внимание уделяет¬ся проблемам гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. Их называют главными психолого-педагогическими условиями формирования толерантности [3]. Гуманизация представляет, прежде всего, становление духов¬ности и гуманистической культуры человека. Это раскрытие самоценности человека, сути субъект-субъектных отношений, приоритета развития личности, обладающей чувством собст¬венного достоинства, внутренней свободой и активностью [3], всего, что направлено на более полный учёт человеческого фактора, особенностей личности во имя её гармоничного развития и проявления своих способностей [4].

Гуманитаризация - усиление внимания к гуманитарным социально-экономическим дисциплинам с целью использования их содержания и методов для подготовки учащихся не только как профессионалов, но и как граждан общества [4]. Считается, что во всех предметах должны присутствовать моменты мировоззренческого характера, ответственности за результаты деятельности, интереса к различным точкам зрения, нениям, убеждениям и способам решений [3]. В такой трактовке гуманитаризация - это часть гуманизации.

Исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации, читает А. Н. Кузибецкий, образование должно быть личностно-ориентированным. Его цель понимается как создание условий для развития личностных функций человека, определяющих его способность действовать в различных жизненных ситуациях как личность [1]. Личностно-ориентированное обучение невозможно без использования индивидуального подхода в обучении и формировании личностных качеств учащегося. Существует несколько пониманий сущности индивидуального подхода.

Одно из них выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед человеком, работающим с коллективом детей, решаются им посредством психолого-педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни, то есть индивидуальный подход - это осуществление психолого- педагогического процесса с учетом индивидуальных особенно¬стей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов).

Под индивидуализацией в широком смысле понимают процесс и результат совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, не¬обходимых для эффективного выполнения общественной роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности человека как индивидуальности, то есть персонифицированной схемой реализации социальных функций.

Индивидуализация оказывается возможной благодаря пластичности (гибкости) индивидов, способности выполнять однотипные действия с учетом специфики ситуации и свойств самого человека. Ценные для общества или социальных групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, превращаясь в эталонные, что свидетельствует о процессе возникновения инноваций и является важным при формировании этнической толерантности. Под индивидуализацией обучения понимается такая ор¬ганизация учебного процесса, при которой преподаватель вы¬бирает способы, приемы, темы обучения, учитывая индивиду¬альные особенности учащихся, степень развития их способно¬стей к овладению знаниями

Под индивидуализацией обучения подразумевается также индивидуальная работа с учащимися, их самостоятель¬ная работа (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. С. Ланда и др.). Мы будем также придерживаться этого подхода.

Анализ литературы показал, что в психологической практике накоплено достаточно методов, форм и приёмов по формированию толерантности, и этнической толерантности, в частности. При этом они в основном предполагают групповую работу (см., например, работы Л. Г. Федоренко, М. В. Полено¬вой, Г. У. Солдатовой).

В нашем исследовании также реализован индивидуально-психологический подход. Этническую толерантность мы определяем как интегральное свойство целостной индивидуальности человека (в соответствии с концепцией индивидуальности Б. Г. Ананьева) в единстве личностных, субъектных и индивидных свойств. Считаем, что психологической основой толерантности человека является структура психических качеств, образующих устойчивые связи и отражающих все уровни индивидуальности: индивидный, субъектный, личностный.

На основе имеющихся подходов к определению толерантности и этнической толерантности и результатов пилотажного исследования были определены структурные компоненты этнической толерантности. Исходя из представлений о структуре индивидуальности Б. Г. Ананьева [1], компонентный состав психологической структуры этнической толерантности может быть представлен следующим образом. К индивидному уровню отнесены: нервно-психическая устойчивость и интеллект. К субъектно-деятельностному - эффективность поведения в конфликте. К личностному – коммуникативная толерантность, агрессивность, враждебность, эмпатия, этническая идентичность, самооценка, социальная дистанция, авто- и гетеростереотипы.

Результаты эмпирического исследования психологической структуры этнической толерантности позволяют сделать вывод о системной природе толерантности как интегрального свойства индивидуальности человека.

Психологическую структуру этнической толерантности образуют свойства индивидуальности всех уровней: личностного (эмпатия, величина автостереотипа, величина гетеростереотипа, я-концепция, социальная дистанция, агрессивность, враждебность, этническая идентичность, коммуникативная толерантность), субъектного (эффективность поведения в конфликте), индивидного (пол, возраст, интеллект, нервно-психическая устойчивость). Элементы психологической структуры индивидуальности выступают в качестве компонентов этнической толерантности и обусловливают особенности поведения в ситуациях межэтнического взаимодействия. На основании этого нами была разработана программа по формированию этнической толерантности [6].

Индивидуальным формам работы уде¬ляется, на наш взгляд, недостаточно внимания, тогда как суще¬ствуют ситуации, когда методы групповой работы применить невозможно и необходим только индивидуальный подход. Кроме того, практика проведения тренингов по формированию этнической толерантности показывает, что работа идёт, как правило, в малочисленной группе, поэтому без применения ин¬дивидуального подхода обойтись невозможно. Рассмотрим примеры упражнений для индивидуальной работы по формированию этнической толерантности (по Л. П. Шустовой) [5].

1. «Таблица антиподов»

Психолог просит учащегося разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные стороны своей личности, которые влияют на отношения к лицам другой на¬циональности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать и в отношении ребёнка, к которому проявляется интолерантность.

2.«Обрати минусы в плюсы»

Психолог обращает внимание учащегося на составлен¬ную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в какой ситуации эти качества могут быть неприемлемы, например, нетерпимость неприемлема по отношению ко лжи, и т. д.

3.«Камушек в ботинке»

У каждого человека есть своё уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и даёт о себе знать на каждом шагу. Психолог просит учащегося найти в себе то, что мешает жить ему в мире с окружающими людьми и, в частности, с людьми других национальностей.

4. «Жемчужина в раковине»

Естественно и то, что человек является носителем только ему присущих индивидуальных качеств и достоинств, которые позволяют выстоять ему в любых, даже критических си¬туациях. Психолог предлагает ребёнку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством, то, что поможет ему во взаимодействии с людьми иных национальных принадлежно¬стей.

Таким образом, с учетом принципов гуманизации и гу¬манитаризации использование индивидуального подхода при формировании этнической толерантности является важным направлением в деятельности психолога. Поэтому адаптация групповых форм для возможности применения их в индивиду¬альной работе с учащимся и разработка новых техник является перспективным направлением деятельности психолога, занимающегося изучением межнациональных отношений в образо¬вательных учреждениях.

Литература:

1. Кузибецкий, А. Н. Проблема толерантности и коллективный педагогический субъект [Текст] // Воспитание толерантности: взаимодействие различий / сост. А. М. Байбаков. - Волгоград: ВГИПК РО, 2004. - С. 5-12.

2. Пехота, Е. Н. Индивидуализация профессионально- педагогической подготовки учителя [Текст] / под общ. ред. М.А. Зязюна. — Киев: Вища школа, 1997. - 281 с.

3. Рогова, И., Гизатуллин, Ф. Тема толерантности в педагогиче¬ском образовании [Текст] // Высшее образование в России. -2007.-№11.-С. 13-16.

4. Филатова, М. Н. Воспитание толерантности [Текст] // Высшее образование сегодня. — 2002. - № 11. — С. 12-16.

5. Шустова, Л. П. Воспитание толерантности - приёмы для ин¬дивидуальной работы [Текст] // Классный руководитель. -2006.-№4. -С. 77-80.

6. Солынин Н. Э. Системный подход как методологическая основа разработки тренинга по формированию этнической толерантности [Текст] / Н. Э. Солынин // Психология учебной деятельности и готовности к обучению: сборник научных статей / под ред Н. В. Нижегородцевой. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2010.