Возврат в оглавление
   

Английская революция

Раздел 1. Причины революции
Задания к разделу
Раздел 2. Начало революции и гражданские войны (1640 - 1649)
Документы к разделу
Задания к разделу
Раздел 3. Республика и протекторат
Документы к разделу
Задания к разделу
Персоналии
Термины
   

Документы к разделу Начало революции и гражданские войны (1640-1649)

АКТ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУДОБСТВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ВСЛЕДСТВИЕ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ПРОМЕЖУТКОВ МЕЖДУ СОЗЫВАМИ ПАРЛАМЕНТОВ, 15 февраля 1641 г.

Принимая во внимание, что по законам и статутам английского королевства парламент должен быть созываем для уврачевания зол по крайней мере один раз в год, но назначение времени и места дня его заседаний всегда принадлежало, как это и подобало, его величеству и его королевским предшественникам, и, принимая во внимание, как это установлено опытом, что несозвание парламентов влекло за собой в качестве своего последствия различные великие бедствия и неудобства для его величества короля, церкви и государства, для предотвращения могущих произойти подобных бедствий и неудобств, постановлено его королевским величеством с согласия духовных и светских лордов и общин, заседающих в настоящем парламенте... что в случае, если не имеется налицо парламента, созванного посредством указа с приложением государственной печати Англии и собранного и заседающего до 10 сентября ближайшего третьего года после конечного дня последнего собрания и заседания настоящего парламента, причем начало первого года исчисляется с указанного выше конечного дня последнего собрания и заседания парламента, и так время от времени в течение всего будущего времени, если не будет иметься парламента, собранного и заседающего до 10 сентября, наступающего в ближайший третий год после конечного дня последнего собрания и заседания парламента до этого созванного и заседавшего... то в каждом таком сказанном выше случае парламент должен собираться и заседать в обычном месте в Вестминстере таким порядком и такими способами, как изложено и постановлено в дальнейшем в настоящем акте, а не иначе, во второй понедельник, который наступит в ноябре месяце, следующим за указанным выше сентябрем...

(В случае несозыва парламента в указанный выше срок лорд-канцлер Англии или лорд-блюститель государственной печати Англии и каждый комиссионер или комиссионеры по хранению этой печати обязаны, не дожидаясь распоряжений короля,, издать указ о созыве нового парламента. В случае, если этот указ ими не будет издан, они признаются утратившими свои должности и подлежат наказанию, которое будет назначено им следующим парламентом. Право же созыва парламента переходит к пэрам, которые должны собираться в обычном месте своих заседаний в Вестминстере в третий понедельник помянутого выше ноября месяца и издать указ о созыве парламента на третий понедельник ближайшего января месяца. Для права издания такого указа кворум пэров определен в 12 человек. Неисполнение пэрами созыва парламента влечет за собою переход права его созыва к шерифам, администрации университетов, а также к городскому голове и советником города Бервик на Твиде. Если же и они не произведут созыва парламента, владельцы свободных держании в графствах, преподаватели и студенты университетов и остальные граждане, имеющие право голоса, вправе собраться по собственному почину и произвести выборы.)

VI. И далее постановлено, что отныне ни один собранный парламент не может быть распущен или отсрочен в течение по крайней мере 50 дней после времени, назначенного для его собрания, иначе, как с согласия его величества, его наследников или преемников и обеих палат, заседающих в парламенте, и что ни заседания палаты пэров, ни палаты общин в отдельности не должны быть прерваны по крайней мере в продолжение 50 дней после собрания обеих палат, за исключением случаев добровольного согласия каждой соответствующей из указанных выше палат.

VII. (Члены каждой палаты имеют право избирать своих председателей - спикеров - по своему усмотрению.)

(Приводится по: Кислица Н. А. Английская буржуазная революция середины ХУП века. Практикум. М., 1963. С. 15 - 17)

Вопросы для обсуждения:

  1. Когда и при каких обстоятельствах принят?
  2. Каково основное содержание документа?
  3. Какая цель провозглашения в тексте акта?
  4. Расходятся ли намерения парламентариев с декларируемыми целями?
  5. К каким последствиям могло вести принятие данного закона?

АКТ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУДОБСТВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ВСЛЕДСТВИЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ПЕРЕРЫВА ЗАНЯТИЙ, ОТСРОЧКИ ИЛИ РОСПУСКА НАСТОЯЩЕГО ПАРЛАМЕНТА

10 мая 1641 г.

Принимая во внимание, что необходимо получить вперед в кратчайший срок значительные суммы денег и принять для обеспечения снабжения армии его величества и населения в северных областях английского государства и для предотвращения неминуемо грозящей опасности для этих областей, а также для удовлетворения остальных имеющихся в настоящее время безотлагательных потребностей его величества, что не может быть осуществлено в такой срок, как это требуется без предоставления кредита для сбора этих денег, а кредит не может быть получен до тех пор пока сначала не будут устранены препятствия, которые порождены опасением, боязнью и страхом различных верноподданных его величества, что в отношении настоящего парламента могут быть допущены перерывы его заседаний, отсрочка или роспуск ранее того времени, когда правосудие над злонамеренными лицами будет надлежащим образом осуществлено, общественные неустройства исправлены, заключен прочный мир между двумя нациями - Англией и Шотландией - и до того, как будет сделано соответствующее постановление о возврате означенных выше денег, полученных указанным выше порядком, общины, заседающие в настоящем парламенте, обсудив надлежащим образом все вышеизложенное, в силу этого весьма почтительно просят ваше величество, чтобы было объявлено и постановлено и настоящим объявляется и постановляется королем, нашим великим государем, с согласия лордов и общин, заседающих в настоящем парламенте, и сказанною выше властью, что существующий парламент, заседающий в настоящее время, не может быть распущен иначе как актом парламента, изданным для этой цели, а также не может быть отсрочен или прерван в какое-либо время в продолжение своего существования иначе, как актом парламента, также изданным для этой цели, и что заседания палаты пэров не могут быть отсрочены в какое-либо время в продолжение существования настоящего парламента иначе, как ими самими или по их собственному постановлению, и подобным же образом заседания палаты общин не могут быть отсрочены в какое-либо время в продолжение существования настоящего парламента иначе, как самими ее членами или по их собственному постановлению, и что всякое мероприятие или мероприятия, сделанные или предпринятые кем-либо для отсрочки, перерыва заседаний или роспуска настоящего парламента, противоречащие настоящему акту, должны считаться полностью недействительными и не имеющими никакой силы.

(Приводится по: Кислица Н. А. Английская буржуазная революция середины ХУП века. Практикум. М., 1963. С. 17 - 18)

Вопросы для обсуждения:

  1. Когда и при каких обстоятельствах принят?
  2. Каковы основные положения закона?
  3. Как парламентарии объясняли принятие закона?
  4. Насколько положения документа соответствовали традиционной английской конституции?
  5. Каковы были истинные намерения парламентариев?
  6. Каковы могли быть последствия принятия акта?

ВЕЛИКАЯ РЕМОНСТРАЦИЯ С СОПРОВОЖДАЮЩЕЙ ЕЕ ПЕТИЦИЕЙ

ПЕТИЦИЯ ПАЛАТЫ ОБЩИН, СОПРОВОЖДАЮЩАЯ РЕМОНСТРАЦИЮ О ПОЛОЖЕНИИ КОРОЛЕВСТВА, КАК ОНА ПРЕДСТАВЛЕНА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ В ГЭМПТОН-КОУРТ

1 декабря 1641 г.
(извлечение)

...Мы, ваши весьма покорные и почтительные подданные, со всей нашей преданностью и почтением просим ваше величество:

1. Чтобы вы великодушно соизволили пойти навстречу скромным желаниям вашего народа, выраженным через посредство парламента, для сохранения мира и безопасности королевства от злонамеренных планов папистской партии:

путем лишения епископов права заседать в парламентеи сокращения их чрезмерных полномочии, присвоенных, ими в отношении клира и других ваших верных подданных, которыми они злоупотребляли к опасности для религии и великому ущербу и помехе для законов королевства и законной свободы вашего народа,

путем устранения тех притеснений в области религии, церковного управления и дисциплины, какие были ими введены и поддерживаемы;

путем соединения всех ваших верных подданных воедино в одну истинную веру против папистов посредством устранения тех наслоений и не являющихся необходимыми обрядов, благодаря которым различные слабые умы приведены в колебание и могут отпасть от остальных, и для надлежащего исполнения тех хороших законов, которые были изданы для обеспечения свободы наших подданных.

2. Чтобы ваше величество подобным же образом соизволило удалить из вашего совета всех тех, которые являются сторонниками и содействуют каким-либо из тех злоупотреблений и пороков, от которых страдает ваш народ; и что на будущее время ваше величество соизволит обещать назначить для выполнения ваших великих государственных дел и держать тех лиц около себя на местах, требующих доверия, каким ваш парламент будет иметь основание доверять; при этом в силу вашей государевой благости по отношению к вашему народу вы отклоните и откажете всякому посредничеству и просьбам, противоречащим .вышеизложенному, от каких бы влиятельных и близких к вам лиц это ни исходило.

3. Чтобы вы соизволили воспретить отчуждение каких бы то ни было конфискованных недвижимых имении в Ирландии, которые будут принадлежать вашей короне, ввиду настоящего мятежа3, дабы из этих имений корона могла получить возможно большие доходы, а также могло быть сделано возмещение вашим подданным английского королевства за те огромные издержки, которые они согласны нести в настоящей войне.

Великая ремонстрация

(извлечение)

Корень всех этих бедствий мы усматриваем в злонамеренном и пагубном стремлении ниспровергнуть основные законы и начала управления, на которых прочно покоились религия и правосудие английского королевства. Виновниками и вдохновителями этого были:

1. Иезуиты-паписты, которые ненавидят законы, как препятствия для той перемены и ниспровержения религии, какого они столь долго добиваются.

2. Епископы и испорченная часть клира, которые покровительствовали обрядностям и суеверию, как естественным средствам и наиболее надежной опоре для их собственной церковной тирании и узурпации.

3. Те советники и придворные, которые для целей личной выгоды стали содействовать интересам некоторых иностранных правителей или государств ко вреду для его величества несобственного государства.

В начале царствования его величества эта партия вновь начала оживать и процветать, будучи несколько ослаблена разрывом с Испанией в последний год царствования короля Иакова и вследствие брачного союза его величества с Францией; интересы и советы этого последнего государства не являются столь противоречащими благосостоянию, религии и преуспеянию английского королевства, как испанские; английские паписты, будучи всегда более привержены к Испании, чем к Франции, все же не оставляли намерения и стремления к ослаблению протестантских партий во всех странах и даже во Франции, открыв этим путь для перемены религии, к которой они стремились в своей стране.

1. Первым последствием и показателем их возрождения и усиления был роспуск парламента в Оксфорде после того, как им были предоставлены две субсидии его величеству; и ранее, чем была удовлетворена хотя бы одна жалоба, возникли многие другие более удручающие происшествия.

2. Потеря флота в Рошеле при содействии наших судов поставила нас во враждебное отношение к французам, вопреки советам парламента, так как этот город остался беззащитным со стороны моря, и это привело не только к потере этого важного пункта, но также и к утрате сил и опоры протестантской религии во Франции.

3. Поворот военной политики его величества от Вест-Индии, которая была в высшей степени легким и надежным способом для королевства одолеть и спанцев, к разорительным и безуспешным операциям у Кадикса, которые производились таким образом, как будто нарочно хотели ослабить нас войной, а не обогатиться на ней...

7. Роспуск парламента во второй год правления его величества после заявления об его готовности предоставить пять субсидий.

8. Собрание сумм, соответствующих по своему размеру пяти субсидиям, после роспуска парламента путем займа, причем ряд джентельменов и других лиц был посажен за нежелание внести этот заем в тюрьму, где многие из них приобрели себе такие болезни, которые стоили им жизни.

10. Незаконная и гибельная попытка исторгнуть значительные платежи от подданных путем акциза, причем для этой цели был издан указ за (королевской) печатью.

11. Петиция о праве, которая была признана в присутствии всего парламента, искажена незаконной декларацией, делающей ее вредной для ее самой, для власти парламента, для свободы подданных, и напечатанная с этой целью вместе с ней петиция не нашла себе применения, кроме разве того, что доказала дерзкую и надменную несправедливость тех министров, которые жаждали нарушить законы и подавлять вольности королевства после того, как они столь торжественно и убедительно были провозглашены.

12. Другой парламент был распущен в четвертый год (правления Карла I, причем oпривилегии 'парламента были нарушены, вследствие заключения нескольких членов его в тюрьму...

14. И держали их в этом стесненном положении, не дозволив им представить поручительство, согласно закона, но мучая их допросами в низших судах, осудив и оштрафовав некоторых из них за действия, совершенные ими в парламенте...

17. После роспуска парламента в четвертый год правления его величества произвол, притеснения и насилия обрушились на нас без каких-либо ограничений и сдержек, и первым проектом было взимание значительных сумм в пределах всего королевства за отказ от рыцарского звания, что представляло собой лишь видимость и тень права, и если бы даже считать, что оно правильно осуществлялось согласно устаревшего закона, на основании которого оно производилось, оно тем не менее являлось противоречащим всем законам справедливости как в отношении лиц, с которых взыскивалось, так и размеров требуемых штрафов и абсурдного и неразумного способа взимания.

18. Бочоночный и фунтовой сбор взимался без всякой видимости или претензии на закон, и многие другие тяжкие поборы (продолжали взиматься вопреки закону, причем ;некоторые из них настолько неразумны, что сумма платежей превышала ценность товаров.

19. Определение ценности товаров в последнее время производилось по преувеличенной оценке. Те купцы, которые не хотели подчиниться их беззаконным и бессмысленные платежам, принуждались и притеснялись свыше меры, обычный же порядок суда, это прирожденное право подданных Англии, был полностьюдля них закрыт.

20. Под предлогом охраны морей было введено еще и новое неслыханное взыскание корабельных денег, и хотя в результате того и другого подданные были обложены суммой около 700 тыс. ф. ст. в год, купцы настолько оказались беззащитны против нападения турецких пиратов, что много больших кораблей с ценным грузом и тысячи подданных его величества были захвачены в плен и до сих пор еще пребывают в злосчастном рабстве.

21. Увеличение площади королевских лесов, вопреки лесной хартии, и взимание за это возмещения.

22. Взимание обмундировочнюго и сторожевого сборов и разных других военных поборов.

25. Всеобщее расхищение королевского строевого леса, особенно в проданных папистам деканских лесах,которые были лучшими складами в королевстве для нужд нашего судоходства.

26. Отнятие у населения прав под видом королевского титула на заливные земли.

27. Монополии на мыло, соль, вино, кожу, морской уголь и в одинаковой степени на все предметы первой необходимости.

28. Ограничения свобод подданных в отношении проживания, промыслов и других интересов.

31. Обращение пахотных земель в пастбища, продолжение огораживаний, известое под именем обезлюдения, исторгло много миллионов из карманов подданных, не дав сколько -нибудь значительной выгоды его величеству.

32. Обширные пространства общинных и иных земель были отобраны у подданных под предлогом статута об улучшениях и путем злоупотреблений дренажированием без их согласия и вопреки ему.

37. Суд звездной палаты много раз допускал вынесение приговоров, присуждавших к непомерным наказаниям, не только для поддержания и содействия монополиям и связанным с ними незаконным сборам, но и по различным другим предметам, где налицо вовсе не имелось правонарушения или оно было незначительно. Посредством этого подданные его величества были притесняемы путем наложения отяготительных штрафов, задержания, клеймения, изувечения, наказания плетьми, выставления к позорному столбу, забивания кляпа, тюремного заключения, изгнания. Производилось это столь жестоко, что люди не только лишались общества своих друзей, возможности заниматься своей профессией, пользования книгами, употребления бумаги и чернил, но даже расторгался тот тесный союз, который бог установил между мужьями и их женами, посредством насильственного и принудительного разлучения, вследствие которого они лишались возможности видеться и говорить друг с другом в течение многих лет, не имея надежды на помощь.

38. Судьи удалялись со своих мест за отказ поступать вопреки данной им присяге и своей совести; другие были столь запуганы, что не осмеливались поступать согласно своим обязанностям, и для того, чтобы наиболее успешно держать их в повиновении, оговорка "Q nam diu se bene gesserit" была исключена из выдаваемых им патентов и заменена новой - "Durante bene placito".

39. Юристам ставились препятствия для честного исполнения обязанностей перед своими клиентами...

40. Новые виды присяг были навязаны гражданам вопреки закону.

41. Новые судебные органы были созданы вопреки закону. Королевский совет путем своих указов препятствовал гражданам в распоряжении их правами свободного земельного держания (фригольд), поместьями, исками и сделками.

42. Претендующий на свое существование суд графа-маршала носит произвольный и незаконный характер как в самом своем существовании, так и в порядке отправления судопроизводства.

43. Суд канцлера, суд казначейства, палата феодальных сборов, а равно и другие английские суды допускают вредное превышение пределов своей юрисдикции.

44. Имущества многих семей были подорваны, а некоторые вовсе разорены вследствие непомерных поборов, взимавшихся с них в качестве опекунских платежей.

45. Все аренды на срок свыше 100 лет подвергались опеке вопреки закону.

48. Почетные титулы, судейские места, звания серджентов и другие должности тгредоставлялbсь за значительные суммы денег, вследствие чего правосудие королевства подвергалось большой опасности, причем не только открывалась возможность замещения должностей, требующих большого доверия, людьми ненадежными и продвижения последних, но также открывалась возможность для взяточничества, вымогательства, пристрастия, причем редко случалось, чтобы должности, полученные ^cправым путем, хорошо отправлялись.

49. Были дарованы патенты на расследование злоупотреблений по феодальным платежам, и, когда обнаруживались чрезмерные взимания, на делинквентов налагались штрафы не только за прошлое время, но как бы в качестве гарантий против нарушений и за будущие времена, что, сохраняя видимость предупредительной меры, только увеличивало и усиливало страдания подданных.

52. Высокая комиссия допустила такие эксцессы в отношении жестокости и суровости, которые немногим менее, 'чем те, .которые допускала римская инквизиция, и вдо'бавок ;во многих случаях власть архиепископов сделалась еще более сильной, будучи поддерживаема и укрепляема авторитетом королевского совета.

53. Епископы и их суды отличались таким же рвением. Хотя их юрисдикция и не могла быть такой сильной в суровости и строгости наказаний, все же эти суды являются не менее отяготительными в отношении неопределенности и многочисленности досаждений, которые, обрушиваясь на более низкие слои торговцев и ремесленников, разорили много тысяч людей.

54. И столь это причиняло страдания и беспокоило иных, что значительное количество лиц, с целью избежать нищеты, эмигрировало из королевства, одни в Новую Англию и иные части Америки, а другие в Голландию.

55. Туда же они перевезли и свои суконные мануфактуры, и это было не только убыточно, вследствие уменьшения наличного капитала в королевстве, но и являлось большим злом, так как ухудшало и подвергало риску в особенности торговлю сукном, которая была обильным источником богатства и чести английской нации.

83. Принудительный денежный заем был предпринят в сити г. Лондона.

84. Лорд-мэр и ольдермены различных кварталов получили предписание составить список тех лиц, каких, по их мнению, надлежит подвергать займу, а также определить и суммы, какие они должны ссудить. Техже ольдерменов, которые отказались выполнить это, приказано было заключить в тюрьму.

95. Казна его величества была опустошена, его доходы собраны за будущее время.

98. Тюрьмы были переполнены заключенными. Много шерифов было вызвано в звездную палату, и некоторые из них были подвергнуты заключению за недостаточно энергичное взимание корабельной подати. Население впало в печаль и горе, казалось, что не оставалось никакой надежды, а лишь отчаяние.

107. Хозяйство короля нуждалось в поддержке, ибо его довели до такого разорения, что король не мог покрыть своих обычных и необходимых издержек без поддержки со стороны народа.

110. Затруднения казались непреодолимыми, но с божьей помощью мы их преодолели...

111. Было дано шесть субсидий, и, кроме того, издан билль о подушном налоге, каковой в случае, если бы он был собран, равнялся бы сумме, превышающей шесть субсидий, - около 600 тыс. ф. ст.

113. Корабельная подать была уничтожена, а она составляла около 200 тыс. ф. ст. в год.

114. Обмундировочный и сторожевой сборы и другие военные повинности были отменены, а это во многих графствах составляло не меньше, чем корабельныйсбор.

115. Все монополии были уничтожены, поскольку наих основании немногие лица причиняли ущерб подданным на сумму свыше 1000000 ф. ст. ежегодно.

120. Но благодетельнее всего этого было то, что самый корень этих зол был устранен; ограничена власть от имени его величества облагать подданные и обременять платежами их имения без согласия парламента, что в настоящее время объявлено противным закону на основании постановлений обеих палат и в силу парламентского акта.

125. Перерывы в деятельности парламентов предотвращены путем билля о трехгодичном парламенте, а внезапный роспуск настоящего парламента - путем другого билля, которым предусмотрено, что парламент не может быть распущен или отсрочен без согласия на то обеих палат.

129. Суды председателя и совета севера, причинявшие много бедствий, притеснений и насилий, все упразднены, вследствие чего граждане являются более обеспеченными в своей личности, вольностях и имуществе, чем они могли быть обеспечены в силу закона или правил производства этих судов или террора судей.

130. Неумеренные полномочия тайного совета и злоупотребления этими полномочиями столь упорядочены и ограничены, что мы можем вполне надеяться, что никакие мероприятия, которые нередко производились ими к ущербу для общественной свободы, не могут осуществляться в будущем, а являются достоянием истории, дающей нам и нашему потомству большие возможности восхвалять бога за благость его величества и успешные мероприятия настоящего парламента.

132. Непомерная власть епископов и их суды упразднены, путем соответствующих постановлений в билле об отмене суда высокой комиссии, автора многих нововведений в вероучении и обрядах.

134. Леса, посредством издания надлежащих законов, введены в их настоящие границы.

136. И принуждения граждан принять патент на рыцарское звание, вопреки их желанию, с уплатой штрафа за непринятие и отяготительные процедуры по этому поводу о взыскании указанных выше штрафов отменены и предотвращены рядом других благодетельны законов.

141. (Необходимо) принятие ряда надлежащих мер для предотвращения вывоза золота и серебра и неравности вексельных курсов между нами и другими нациями для содействия вывозу туземных товаров, возрастанию наших мануфактур и достижению благоприятного торгового баланса, путем которого капитал королевства должен будет возрастать или по крайней мере не будет допущено его уменьшение, что имело место, вследствие пренебрежения этим, в течение ряда лет в недавнем прошлом.

142. Содействие развитию ловли сельдей у наших берегов, что будет чрезвычайно полезно в деле приискания занятий бедным, а также обильное снабжение моряков, чтобы сделать королевство могучим во всяком великом деле.

182. В народе распространяются слухи, что мы тремимся упразднить всякий церковный строй и предоставить каждому отправлять службу и почитание бога по его усмотрению, освободив его от того повиновения, какое он обязан оказывать, под властью бога, его величеству, которое, как известно, уполномочено церковными законами, так же как и светскими, управлять всеми членами английской церкви путем тех правил распорядка и дисциплины, которые установлены парламентом, являющимся его великим советом во всех делах как церкви, так и государства.

184. И мы настоящим заявляем, что не соответствует нашим намерениям или желаниям упустить из своих рук золотую узду церковной дисциплины и управления церковью, предоставив отдельным лицам или частным конгрегациям устанавливать тот порядок божественной службы, который им желателен, так как мы считаем необходимым, чтобы во всем государстве было единообразие в том порядке (божественной службы), который требуется законом в соответствии со священным писанием.-И мы желаем освободить совесть людей от бесполезных и суеверных обрядов, пресечь нововведения и удалить памятники идолопоклонства.

185. И для лучшего достижения предложенной реформации мы желаем, чтобы был учрежден генеральный синод из самых серьезных, благочестивых, ученых и рассудительных духовных лиц этого острова, с присоединением к ним лиц из иностранных государств, исповедующих одинаковую с нами религию, которые могли бы судить о всех предметах, необходимых для установления мира и хорошего управления церковью и представить выводы своих совещаний парламенту для того, чтобы достигнуть от него согласия и утверждения и получить знак его власти, благодаря которой обрести доступ и повиновение в королевстве.

187. И мы намереваемся подобным же образом реформировать и очистить рассадники учености, два университета, чтобы потоки, текущие оттуда, были бы светлы и чисты, служа для чести и удобства всей страны.

195. Для лучшего охранения законов и свобод королевства необходимо, чтобы все противозаконные злоупотребления и требования были судимы и наказываемы.

197. Чтобы его величество, согласно почтительной просьбе обеих палат, назначал тех советников, послов и прочих должностных лиц для ведения его дел дома и за границей, которым парламент имел основание доверять, без чего мы не можем предоставить его величеству ни субсидий для подкрепления его собственных средств, ни той поддержки протестантской партии за границей, как это желательно.

204. Чтобы его величество действовал сообразно добрым советам и в согласии с добрыми людьми, которые почтительно и по чувству долга указывали бы ему, насколько выгодно для него самого видеть свое собственное состояние снабженным всем для поддержания чести; видеть свой народ объединившимся в исполнении своего долга перед ним и в усилиях, направленных к общему благу, видеть, как счастье, богатство, мир и безопасность водворяются в его королевстве, переходят даже и к его союзникам благодаря силе авторитета его собственного и правительства.

(Приводится по: Кислица Н. А. Английская буржуазная революция середины ХУП века. Практикум. М., 1963. С. 24 - 38)

Вопросы для обсуждения:

  1. Когда и при каких обстоятельствах появился этот документ, кем он составлен?
  2. Какие "скромные желания народа" названы в Петиции, сопровождающй Ремонстрацию?
  3. Кого авторы документа считают виновниками бедствий, обрушившихся на Англию?
  4. На какие разделы можно условно разбить основной текст Ремонстрации?
  5. Какие обвинения в области экономической политики Карла 1 и его советников содержатся в Ремонстрации?
  6. Какие обвинения политического характера, в том числе в сфере внешней политики, имеются в документе?
  7. Какие действия в судебной области парламентарии считают незаконными?
  8. Что вызывало недовольство парламентариев в религиозной области?
  9. Как вы можете объяснить причины недовольства парламентариев политикой короля?
  10. Какие основные меры, предпринятые Долгим парламентом за год его существования, отмечены в Ремонстрации? Разбейте их на отдельные группы.
  11. Какие дальнейшие шаги предполагал парламент в экономической области?
  12. Какова программа Долгого парламента в сфере религии?
  13. Какие планы имел парламент для политического переустройства?
  14. Какие намерения парламентариев прослеживаются в документе?
  15. Как король Карл 1 воспринял Ремонстрацию и почему?
  16. Какое значение имеет Ремонстрация для понимания причин Английской революции?
  17. Какие особенности этого документа следует учитывать?

ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ИСХОДЯЩИЕ ОТ АРМИИ

1 августа 1647г.

I. ...Должен быть установлен, определенный срок (посредством акта парламента) для окончания полномочий настоящего парламента (этот срок должен быть установлен не более как в пределах года) и в том же акте должно быть сделано постановление о порядке созыва и организации парламентов на будущее время следующего содержания:

1. Что парламент должен быть созываем раз в два года и собираться в определенное время...

2. Что заседания каждого двухгодичного парламента должны продолжаться 120 дней (если только он не отсрочен или не распущен ранее с его собственного согласия), после чего он может быть отсрочен или рас

пущен королем, и ни один парламент не должен заседать свыше 240 дней, считая со дня первого заседания, или иное определенное число дней, которое должно быть установлено в настоящее время; по истечении этого срока каждый парламент подлежит роспуску естественным путем, если он не распущен ранее.

3. Что король, по представлению государственного совета, может собирать в промежутки между двухгодичными парламентами чрезвычайный парламент, который должен созываться... так, чтобы нормальный порядок выборов в двухгодичный парламент никогда не нарушался.

4. Что настоящий парламент и каждый из последующих двухгодичных парламентов при своей отсрочке или роспуске или ранее этого имеют право учреждать комитеты!, действующие во время перерывов между парламентами для выполнения тех задач, которые, согласно какому-либо из этих предложений, отнесены к ведению указанных выше комитетов.

5. Что выборы членов палаты общин в созываемые в будущем парламенты должны распределяться по всем графствам и другим частям и подразделениям королевства, на основании принципа равенства или пропорции, таким образом, чтобы все графства могли иметь число членов парламента, предоставленное их выбору, пропорционально тем налогам, какие они вносят в общую сумму государственных платежей и сборов, соответственно принципам равенства или пропорции, дабы сделать палату общин (насколько это представится возможным) правильно составленным представительством всего государства; и в силу этого соображения право выбора должно быть отнято от пришедших в упадок и незначительных городов и передано в качестве известного добавления к наличному числу парламентских представителей крупным графствам, которые в настоящее время имеют меньше, чем им следует, согласно причитающейся им соразмерности, и этим установить всюду, насколько возможно, такие принципы соразмерности, как указано выше.

6. Что должно быть издано постановление о свободе выборов в будущем и определено время выборов.

7. (Палате общин предоставляется право издания ею одной дальнейших постановлений и правил о порядке проведения в жизнь положений, предусмотренных двумя предыдущими параграфами.)

8. Что должна быть установлена свобода высказывания мнений в палате общин с указанием, что ни один член ее не должен подвергаться (преследованиям) за то, что он высказал или как он 'голосовал в палате, какому-либо взысканию, большему, чем исключение его из этой палаты; исключение должно производиться согласно решениям самой палаты.

9. Что судебные полномочия или полномочия на вынесение окончательных судебных решений лордами и общинами (и их полномочия в отношении толкования и применения права без дальнейших обжалований) должны быть уточнены и что никакое судейское лицо, государственный министр или иное лицо, ими осужденное, не может получать покровительство или прощение от короля без представления о том палат или их согласия.

10. Что должны быть уточнены и ограждены права и вольности членов палаты общин в виде установления надлежащего изъятия для них от приговора, рассмотрения их дел или иного какого-либо судебного процесса против них со стороны палаты пэров без участия в решении дела палаты общин, а также от какого-либо иного судебного решения, приговора или рассмотрения их дел какими-либо судами, кроме самой палаты общин или согласно закону страны.

11. (В графствах должны быть избраны "большие жюри", т. е. присяжные, которые составляют списки кандидатов на должности мировых судей и шерифов, а король утверждает одного из лиц, указанного в этих списках.)

П. Для обеспечения положения парламента и милиции в будущем, с целью упорядочения этого дела, должно быть предусмотрено в акте парламента:

1. Что распоряжение вооруженными силами, сухопутными и морскими, на время ближайших десяти лет будет проводиться и устанавливаться лордами и общинами, заседающими... в парламенте... Англии...

2. (Распоряжение означенными выше вооруженными силами не может производиться королем или лицами, им уполномоченными, иначе, как по совету и с согласия названных выше лордов и общин или тех комитетов или советов s промежутках между заседаниями парламента, какие ими будут учреждены.)

3. Что в течение указанных выше десяти лет названные выше лорды и общины вправе путем биллей и ордонансов взимать и распоряжаться теми денежными средствами и для тех вооруженных сил, которые они время от времени найдут необходимыми, а также для платежа государственных долгов и убытков и для всех иных государственных надобностей королевства.

4. (Лица, находившиеся во вражде с парламентом в минувшую войну, не могут в течение пяти лет занимать мест, соединенных с властью или общественным доверием без согласия парламента или государственного совета, а равно состоять членами какой-либо из палат парламента до окончания полномочий двухгодичного парламента.)

III. Для установления порядка управления милицией в настоящее время-с целью обеспечения мира и безопасности английского государства и войск в Ирландии:

1. (Учреждаются должности уполномоченных по адмиралтейству для управления флотом.)

2. (Учреждается должность генерала для командования сухопутными вооруженными силами в Англии и Ирландии.)

3. (Учреждаются должности уполномоченных в графствах для комплектования, управления и обучения милиции.)

4. Что должен быть учрежден государственный совет для надзора и руководства в осуществлении различных и особливых полномочий в отношении милиции, упомянутых выше, для обеспечения мира и безопасности этого королевства и Ирландии.

5. Что указанному 'выше государственному совету присваивается в делах, относящихся к сношениям со всеми иностранными государствами, права тайного совета короля, причем объявление войны и заключение мира с каким-либо другим государством или королевством не может производиться без ведома и согласия парламента.

6. Что означенные выше права государственного совета должны быть вручены достойным доверия и способным людям, подлежащим указанию и настоящее

время; названные лица сохраняют свои полномочия (если они себя хорошо ведут) в течение установленного срока, не превышающего семи лет.

IV. (Назначение на главнейшие государственные должности должно быть предоставлено парламенту на срок в течение десяти лет, а по истечении десяти лет парламент представляет на каждое место трех кандидатов, одного из которых утверждает король.)

V. (Должен быть издан акт о недопущении к заседанию в парламенте без согласия обеих палат пэров, назначенных после 21 мая 1642г.)

VI. (Должен быть издан акт об отозвании и объявлении недействительными всех деклараций и иных действий, направленных против парламента или лиц, действовавших от его имени во время минувшей войны.)

VII. (Должен, быть издан акт о признании недействительными всех привилегий, пожалованных без участия парламента.)

VIII. (Должен быть издан акт о подтверждении договоров, заключенных между королевствами Англией и Шотландией.)

IX. (Ордонанс об упразднении палаты феодальных сборов должен быть подтвержден парламентом.)

X. (Должен быть издан акт о недействительности перемирия в Ирландии и о возложении на лордов и общин продолжения в ней войны.)

XI. Что должен быть издан акт об упразднении полностью принудительной власти, полномочий и юрисдикции епископов и всех других духовных лиц, кто бы они ни были, состоящих в наложении на кого-либо светских взысканий, и об отмене всех законов, в силу которых гражданские должностные лица налагали или были обязаны исполнять, согласно приговорам духовных судов, наложенные ими светские взыскания в отношении лиц, осужденных этими судами.

XII. Что должны быть отменены все акты или постановления, содержащиеся в каком-либо акте, предписывающие употребление "общего молитвенника" и налагающие взыскания за пренебрежение этим, а равно и все акты или постановления, содержащиеся в каком-либо акте, устанавливающие наказания за непосещение церкви или за собрания в каком-либо другом месте для молитвы или для выполнения иных религиозных обязанностей, правил или обрядов и должно быть издано другое постановление о розыскании папистских раскольников, неприемлющих установленные истины веры, и о лишении возможности их, а равно и всех иезуитов или духовных лиц производить смуты в государстве.

XIII. Что принятие ковенанта не должно быть вынуждаемо у кого-либо, а равно не должны быть налагаемы какие-либо взыскания на лиц, отказавшихся его принять, благодаря чему люди могли бы быть принуждаемы к его принятию вопреки их (мнениям или убеждениям; все предписания и ордонансы, клонящиеся к этой цели, должны быть отменены.

XIV. Что (предложения, сделанные выше, предусмотрены для укрепления и обеспечения прав, свобод, мира и безопасности государства), особа его величества, его королева, а также потомство короля должны быть восстановлены в своих правах для достижения безопасности, чести и свободы английской нации, без умаления их личных прав или каких-либо ограничении в осуществлении королевской власти, кроме указанных выше.

XV. (Устанавливаются более мягкие условия для исчисления размера и порядка взимания композиций со сторонников короля.)

XVI. (Должен быть издан акт об амнистии за действия, совершенные во время минувшей войны.)

Наряду с указанными выше предложениями... мы желаем, чтобы парламентом не было потеряно ни одного мгновения для окончания других дел, относящихся к благосостоянию, свободе и законным нуждам королевства, и в особенности:

I. Что законная и необходимая вольность населения представлять свои нужды и пожелания посредством петиций должна быть дозволена и восстановлена...

П. Что... общие жалобы английского народа должны быть подвергнуты обсуждению и соответствующим образом удовлетворены, и в частности:

1. Что акциз должен быть снят с тех продуктов, которые необходимы для удовлетворения обычных жизненных потребностей бедного населения страны и должен быть установлен срок для полного упразднения акциза;

2. что притеснения и злоупотребления лесных законов должны быть на будущее время устранены;

3. что все монополии (прежние и новые) и стеснения свободы торговли должны быть отменены;

4. что должны быть приняты меры и назначены уполномоченные для исправления и выравнивания неравномерности в налогах, между различными графствами и различными местностями в каждом графстве по сравнению с другими, и для установления размера налогов с земли более равномерно по территории королевства;

5. что существующий неравномерный, неудобный и вызывающий распри порядок содержания духовенства посредством десятины должен быть пересмотрен и изменен;

6. что порядки и формы судопроизводства, а равно и судебные должности должны быть сокращены и урегулированы так, чтобы все иски и формы производства дел были упрощены и уточнены, а не носили бы столь долговременный и обременительный для тяжущихся характер, как это существует в настоящее время;

7. что заключенные за долги или иные должники (которые располагают имуществом для уплаты долгов) не должны, благодаря лишению свободы или иными "какими-либо способами, получать возможность обмана своих кредиторов, но что имущества всех граждан должны отвечать в известном порядке за их долги (подобно тому как это установлено для торговцев путем объявления их несостоятельными), находятся ли они в заключении или нет; и что те заключенные за долги, которые не имеют средств для уплаты или по крайней мере отдали все, что имели, своим кредиторам, подлежат освобождению из заключения или должны быть приняты иные меры так, чтобы ни они, ни их семьи не могли погибнуть вследствие заключения;

8. что должно быть издано постановление, что никто не может быть принуждаем путем наказания или иным способом отвечать на вопросы, клонящиеся к обвинению себя или своих ближайших родственников в уголовных деяниях; никто не может быть лишен жизни иначе, как на основании показаний не менее двух свидетелей.

III. (Что, согласно 6 пункта декларации армии, должны быть пересмотрены полномочия комитетов и начальников милиции, предоставленные им во время гражданской войны; полномочия, не являющиеся необходимыми, должны быть отняты, а остальные урегулированы.)

IV. Что, согласно 7 пункта декларации армии, должны быть приняты надлежащие меры, дабы королевство могло быть осведомлено и получило отчеты в расходовании огромных сумм, собранных с населения.

V. (Необходимо принять меры к уплате армии недоимок, а также государственных долгов.)

(Приводится по: Н. А. Кислица. Английская буржуазная революция середины ХУП века. Практикум. М., 1963. С. 86 - 93)

Вопросы для обсуждения:

  1. Время и обстоятельства создания документа?
  2. Определите характер этого документа?
  3. Как в документе решается вопрос о государственной власти и каковы полномочия ее различных ветвей?
  4. Каковы изменения в избирательную систему предполагали внести индепенденты?
  5. Что говорит источник о правах англичан?
  6. Какую перспективу политического и общественного развития выражали "Основы предложений"?
  7. В какой степени этот документ мог стать основой для переговоров с королем?

НАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ в том виде, как оно было представлено военному совету

(1-я редакция)
28 октября 1647г.

Народное соглашение для установления прочного и скорого мира на основе общего права.

Теми трудами, которые мы понесли, теми опасностями, которым мы себя подвергали в последнее время, мы показали миру, насколько высоко мы ценим законно принадлежащую нам нашу свободу. Теперь, когда бог столь подвинул наше дело, предав наших врагов в наши руки, мы считаем себя обязанными друг перед другом, в силу взаимного долга, приложить все наши старания, поскольку это в нашей власти, чтобы избежать в будущем как опасности снова впасть в рабство, так и прискорбной необходимости вести новую войну. Невозможно даже представить себе, чтобы такое огромное число наших соотечественников выступило против нас во время междоусобной войны, если бы они не заблуждались в понимании своего собственного блага. Мы можем поэтому с уверенностью полагать, что, когда принадлежащие нам наши общие права и наши вольности будут ясно установлены, усилия тех, которые стремятся сделаться нашими господами, будут напрасны.

Так как причиной наших угнетении в прежнее время и смут, из которых мы едва вышли, было, с одной стороны, отсутствие частых созывов народных представительств, а с другой, препятствия, которые ставились этим представительствам, то мы решились с общего согласия принять меры к тому, чтобы отныне наши представители не находились в неизвестности относительно времени их созыва и не были сделаны бессильными для осуществления тех целей, для которых они были призваны.

С этой целью мы объявляем:

1. Английский народ, будучи в настоящее время очень неравномерно распределен для выборов своих представителей в парламент между графствами, городами и местечками, должен быть распределен более равномерно на основе численности, населения. Подробности относительно числа, места и способа избрания должны быть урегулированы до окончания полномочий ныне существующего парламента.

2. Чтобы предотвратить многочисленные неудобства, являющиеся последствием, как выяснилось на опыте, долгого пребывания одних и тех же лиц у власти, ныне существующий парламент должен быть распущен в последний день сентября, наступающего в 1648г.

3. Народ будет производить выборы в парламент раз в каждые два года, а именно в первый 'четверг марта месяца каждого второго года, по способу голосования, который будет установлен ранее окончания полномочий ныне существующего парламента. Этот парламент начнет заседания в Вестминстере или в каком-нибудь другом месте, как это будет указываться время от времени предшествующим представительным собранием, с первого четверга апреля (следующего за избранием) до последнего дня сентября того же года, и ни в коем случае не далее.

4. Полномочия настоящего парламента и всех будущих представителей нашего народа подчинены лишь их избирателям и простираются, независимо от согласия или содействия какого-либо другого лица иди лиц на установление и упразднение должностей и судов, на назначение, увольнение и надзор за чиновниками и должностными лицами всякого ранга, на объявление войны и заключение мира, на заключение договоров с иностранными державами и вообще на все права, которые избиратели не удержали (прямо или подразумеваемо) за собой, а именно:

а) Право законодательствовать в религиозной области и относительно способа богослужения не передается нами вовсе никакой человеческой власти, так как мы не можем уступать или превысить, без допущения греха, ни буквы в том, что наша совесть признает божьей волей. Однако способ публичного наставления нации предоставляется компетенции представителен при условии, что не будет применено принуждение.

б) Несовместимо с нашими свободами быть принуждаемыми или насильственно привлекаемыми к военной службе во время войны. Поэтому мы не позволим делать такое привлечение нашим представителям. Это по тем соображениям, что, так как деньги (нерв войны) находятся в их распоряжении, они никогда не будут ощущать недостатка в необходимом количестве пригодных людей, готовых вербоваться для справедливого дела.

в) После роспуска ныне существующего парламента никто никогда не будет преследоваться за какое бы то ни было, слово или действие, связанное с минувшей -гражданской смутой, иначе, как во исполнение приговора, постановленного ныне существующим представительным собранием, палатой общин.

г) Все изданные или имеющие быть изданными законы будут обязательны для каждого. Никакое различие в держании, собственности, пожаловании, звании, происхождении или положении не дает нрава на изъятие от обычной юрисдикции, которой подчинены остальные.

д) Подобно тому как законы должны быть равными для всех, так они должны быть и спасительными и явно не противоречащими безопасности и благополучию народа.

Мы объясняем, что это - наши прирожденные права и что мы согласились и решили защищать их всеми нашими силами, против всякого противодействия, откуда бы оно ни исходило. Мы обязаны к этому не только примером наших предков, кровь которых текла напрасно для восстановления вольностей и которые теряли плоды своих побед, благодаря обманчивым соглашениям, но еще и нашим собственным плачевным опытом, так как, хотя мы и долго ждали и дорого оплатили свое право провозглашать эти ясные принципы управления, тем не менее мы поставлены в зависимость, в установлении наших мира и свободы, от того самого, кто стремится обратить нас в рабство и привести нас к жестокой войне. .

(2-я редакция)
11 декабря 1648 г.

Генералу и генеральному совету армии вручено новое положение о народном представительстве, или "Народное соглашение", предназначенное служить руководством для будущего правительства с целью установления прочного и постоянного мира; указанное положение, или соглашение, должно быть подписано всем королевством... Основы этого соглашения в общих чертах состоят в следующем.

Имея в виду, что наши прежние бедствия и не прекращающиеся смуты происходили или вследствие редкого созыва национальных народных представительств, или вследствие ненадлежащей или неправильной их организации, или вследствие отсутствия какой-либо плодотворности в деятельности этих собраний, мы пришли к единодушному соглашению и решили установить, что народные представительства на будущее время не должны ни оставаться несозываемыми в течение неопределенного времени, ни неправильно организуемыми, ни делаемы бесполезными для выполнения тех целей, для которых они предназначены. Для достижения вышеуказанных целей мы объявляем и соглашаемся:

1. Для предотвращения многих неудобств, несомненно возникающих, вследствие продолжительного обладания одними и теми же лицами верховной властью, настоящий парламент должен быть распущен в последний день апреля 1649 г. или ранее этого времени.

2. Английский народ, представительство интересов которого в парламенте в настоящее время весьма неравномерно распределено между графствами, городами и парламентскими местечками (бургами), должен получить более равномерное представительство; для этой цели представительное собрание всей нации будет состоять из 300 лиц...

В отношении порядка выборов мы предлагаем:

1. Что избирателями в каждом округе должны быть природные англичане или иностранцы, получившие права английского гражданства, подписавшие настоящее соглашение, причем избирателями не могут быть ни лица, получающие пособие по бедности, а только те, которые облагаются налогами на содержание бедных, ни состоящие в услужении, ни лица, получающие заработную плату от какого-либо частного лица; во всех выборах, за исключением университетов; избиратели должны быть мужчинам и, достигшими возраста в 21 год или выше, домохозяевами, проживающими в пределах округа, в котором выборы производятся. (Лица, сражавшиеся на стороне короля против парламента, не могут получить избирательное право ранее истечения 7 лет со дня окончания полномочий настоящего парламента. Не получают избирательного права также лица, противодействующие проведению в жизнь настоящего соглашения и не подписавшего до истечения полномочий настоящего парламента; лица, подписавшие это соглашение впоследствии, получают право участвовать в выборах ближайшего парламента, если они подписали это соглашение ранее, чем за шесть месяцев до выборов.)

2. Что до истечения 14 лет со дня окончания срока полномочий настоящего парламента могут быть избраны в народные представители от какого-либо округа лишь те лица, которые, согласно вышеизложенным постановлениям, пользуются правом голоса при выборах в том или ином месте.

(Не могут быть избраны в первое или во второе народное представительство, следующее за настоящим парламентом, лица, которые не добровольно поддерживали парламент лично или имуществом во время его войны с королем, или которые присоединились или содействовали изменническому соглашению, заключенному в 1647 г., или которые соглашались или обещали положить оружие при вторжении шотландцев летом 1648 г., или входили в сговор с участниками мятежей, имевших место в это лето, или с принцем Уэльским, или с его соучастниками в мятежном флоте.)

3. (Лица, не имеющие права избирать или быть избранными в число членов парламента, в случае участия в выборах подвергаются наказанию в виде конфискации в пользу государства половины принадлежащего им имущества. Если же их имущество не превышает 50 фунтов ст., такие лица подвергаются заключению в тюрьме сроком на три месяца.)

И если кто-либо будет насильственно противодействовать, стеснять или препятствовать лицам, имеющим избирательные права, согласно указанным выше правилам, в осуществлении ими беспрепятственного и свободного выбора своих представителей, то каждое лицо, допустившее такие правонарушения, должно быть подвергнуто наказанию в виде конфискации всего принадлежащего ему имущества, как движимого, так и недвижимого, а если это лицо не располагает имуществом стоимостью в 50 ф. ст., оно должно быть подвергнуто лишению свободы в течение одного года без права представления поручительства или поруки, причем виновный в каждом таком случае должен быть привлечен к ответственности в течение ближайших трех месяцев после совершения им преступления.

4. Что всегда должно присутствовать по крайней мере 150 членов в каждом заседании народного представительства для издания каких-либо законов или совершения какого-либо акта, обязательного для населения.

5. Что каждое народное представительство должно в течение 20 дней после своего первого заседания избрать государственный совет для управления государственными делами до наступления нового дня заседаний ближайшего народного представительства. Названный выше совет обязан управлять и вести дела в соответствии с теми инструкциями и в тех пределах, какие будут предоставлены ему народным представительством, а не иначе.

6. В целях, чтобы все должностные лица государства подлежали ответственности без всякого исключения и чтобы не возникали заговоры для способствования преступным целям, ни один член государственного совета или офицер, получающий вознаграждение в армии или гарнизоне, казначей или сборщик государственных доходов не могут быть избраны в число членов народного представительства, пока они состоят в означенных выше должностях. В случае, если такое избрание состоится, оно признается недействительным. Если какой-либо правовед будет избран народным представителем или членом государственного совета, он признается не имеющим права заниматься судебной практикой, пока он состоит в этих должностях.

7. Что полномочия народных представителей распространяются, без согласия или участия какого-либо другого лица или лиц. на издание, изменение, отмену и обнародование законов, удаление должностных лиц, судебных установлении, упразднение их должностей и на все то, что не указано в настоящем соглашении как изъятое или не предоставленное их ведению.

В частности:

1. Мы не вверяем нашим представителям права сохранять в силе или издавать какие-либо законы, устанавливать клятвенные обязательства и соглашения, посредством которых принуждать путем наложения взысканий или иным образом какое-нибудь лицо к чему-либо в области, касающейся или относящейся к делам веры, религии или богопочитания, или препятствовать какому-нибудь лицу в исповедании своей веры или совершении им религиозных обрядов, согласно его убеждениям, в каком-либо доме или месте, за исключением тех, которые в настоящее время или впоследствии будут закрыты для публичного богопочитания. Однако предписание или распоряжение нации в публичном порядке по делам веры, богопочитания или благочиния, не носящее принудительного характера или не устанавливающее изъятие для папистов, относятся к компетенции представителей.

2. Мы не предоставляем им права принуждать или заставлять какое-либо лицо состоять на военной службе на море или на суше. Совесть каждого человека должна быть убеждена в правоте того дела, за которое он рискует своей жизнью.

3. (После прекращения деятельности настоящего парламента никто не должен подвергаться ответственности за что-либо сказанное или сделанное во время имевших место гражданских войн или смут иначе, как во исполнение постановлений ныне существующей палаты общин в отношении сторонников короля; лица, обязанные отчетностью в полученных ими государственных средствах, сохраняют обязанность в них отчитаться.)

4. Что в законах, имеющих быть изданными впоследствии, никакое лицо в силу своего положения, пожалования, хартии или патента, звания или происхождения не должно быть изъято от подчинения этим законам или от обязательности их (для указанных выше лиц) на тех же основаниях, как и для других.

5. (Все существующие привилегии и изъятия для каких-либо лиц из-под действия законов должны быть признанными недействительными и не имеющими никакой силы; они не могут устанавливаться вновь.)

6. Что народные представители не должны ни вмешиваться в исполнение законов, ни выносить приговоры в отношении личности или имущества граждан за деяния, наказания за которые не предусмотрены изданными ранее законами, за исключением случаев привлечения к ответственности и наказания государственных должностных лиц за учинение ими злоупотреблений или упущений при исполнении ими возложенных на них обязанностей.

7. Что ни один член какого-либо будущего народного представительства не может быть назначен сборщиком, казначеем или иным должностным лицом во время состояния его народным представителем, за исключением должности члена государственного совета.

8. Что ни одно народное представительство не должно никаким способом посягать, нарушать или упразднять какую-либо из основ гражданских прав, свободы или общественной безопасности, содержащихся в настоящем соглашении, а также уравнивать состояния людей, упразднять собственность и делать все имущества общими.

9. Что государственный совет в промежутках между заседаниями представительных собраний, в случае неминуемой опасности или крайней необходимости, может распорядиться о назначении выборов и созыве собрания с тем, чтобы его сессия не превышала 40 дней и оно было бы распущено за 2 месяца до начала заседаний следующего очередного представительного собрания.

10. (Все государственные долги должны быть оставлены в силе последующими представительными собраниями, за исключением выдач денежных сумм ныне существующей палатой общин своим членам, кому-либо из лордов или сторонников; такие выдачи могут быть или сохранены, или признаны недействительными полностью или частично.)

11. (Каждый офицер или командующий вооруженными силами, который позволит себе противодействие распоряжениям какого-либо народного представительства, .кроме случаев нарушения ими настоящего соглашения, лишается покровительства законов и предается смерти.)

(3-я редакция)
15 января 1649 г.

...Имея в виду, что бедствия и бесконечные смуты, которые мы терпели, происходили или вследствие редкого созыва национальных собраний, или вследствие ненадлежащей или неправильной их организации, или вследствие отсутствия какой-либо плодотворности в деятельности этих собраний, мы пришли к единодушному соглашению и решили, с помощью бога, установить, что на будущее время наши представители не должны быть ни несозываемы в течение неопределенного времени, ни неправильно организуемы, ни сделаны бесполезными для выполнения тех щелей, для которых они предназначены. Для достижения вышеуказанного мы объявляем и соглашаемся:

1. Что для предотвращения многих неудобств, несомненно возникающих, вследствие продолжительного обладания одними и теми же лицами верховной властью, настоящий парламент должен прекратить свое существование и быть распущенным в последний день апреля 1649 г. или ранее этого времени.

2. Что английский народ (представительство интересов которого в парламенте в настоящее время весьма неравномерно распределено между графствами, городами и парламентскими местечками (бургами) должен получить равномерное представительство; и дня этой цели представительное собрание всей нации должно состоять из 400 лиц и не более (далее следует таблица, указывающая, какое число депутатов должны выбирать отдельные графства и города, пропорционально численности их населения.)

3. Что население должно, во всяком случае, производить выборы представительного собрания раз в 2 года... что все будущие выборы должны производиться согласно правилам, изложенным по этому вопросу в настоящем соглашении, а именно: 1) избирателями в каждом округе должны быть природные англичане или получившие права английского гражданства иностранцы, причем избирателями не могут быть ни лица, получающие пособие по бедности, а только те, кто облагается налогами на содержание бедных, ни состоящие в услужений, ни лица, получающие заработную плату от какого-либо частного лица, и во всех выборах, за исключением университетов, избиратели должны быть мужчинами возраста 21 года или выше, домохозяевами, проживающими ' в пределах округа, в котором выборы производятся; 2) могут быть избраны в народные представители лишь те лица, которые, согласно вышеизложенным правилам, пользуются правом голоса на выборах в том или ином месте...4) ни один член государственного совета, ни один офицер, командующий войсками, состоящими на жаловании в армии или гарнизоне, ни один казначей или сборщик публичных средств не должен, пока он состоит в перечисленных выше должностях, быть избираем в народные представители, а/в случае, если такое избрание состоялось, оно признается недействительным; в случае, если бы какой-нибудь правовед был избран в какое-либо представительное собрание или в государственный совет, он признается не имеющим права заниматься судебной практикой, пока он состоит в этих должностях; 5) для достижения большего удобства выборов народных представителей каждое графство, от которого должно быть избрано более трех народных представителей, с городами, пользующимися правами корпорации, и другими городами, если такие имеются, расположенными в его пределах, которые не пользуются самостоятельным правом выбора представителей, должно быть разбито в соответствующей пропорции на столько и такие округа, чтобы каждый округ мог избирать 2 и не более 3 представителей.

4. (Кворум членов представительного собрания, для издания законов или совершения иных актов, обязательных для населения, определяется в 150 человек, а для подготовительного обсуждения указанных выше законов или актов в 60 человек.)

5. (Представительное собрание обязано избрать в течение 20 дней после своего открытия государственный совет для управления государственными делами, который выполняет свои обязанности по 10-й день открытия следующего представительного собрания.)

6. В промежутках между двухгодичными представительными собраниями государственный совет, в случае неминуемой опасности или крайней необходимости, вправе собрать чрезвычайное представительное собрание с тем, что сессия его не может продолжаться свыше 80 дней до начала заседаний следующего двухгодичного представительного собрания.

7. Ни один член какого-либо представительного собрания не может быть сборщиком, казначеем или Другим должностным лицом во время его пребывания в этом звании, за исключением занятия должности члена государственного совета.

8. ...Полномочия (представительных собраний) распространяются, без согласия или участия какого-либо другого лица или лиц, на учреждение и упразднение судебных мест и публичных должностей, на издание, отмену и обнародование законов и высшее окончательное разрешение всех обычных или гражданских дел, но не дел духовных или евангельских... (Из гражданских дел из ведения представительного собрания изъяты): 1) Представительное собрание не вправе устанавливать принудительного набора на военную службу, за исключением случаев вторжения неприятеля, подавления мятежей и необходимости содействия в исполнении законов, причем в этих случаях граждане не могут быть принуждаемы оставлять пределы графств, в которых они проживают. 2) Участникам гражданских смут, боровшимся против парламента, даруется амнистия. 3) Государственные займы и обязательства, сделанные или принятые на себя одним представительным собранием, не могут быть уничтожены следующими. 4) Никому не должно предоставляться никаких льгот или изъятий из-под действия законов. 5) Представительное собрание не может постановлять приговоры относительно лиц или их имуществ за деяния, наказание за которые не предусмотрено законом, за исключением случаев злоупотребления должностными лицами предоставленными им правами. 6) Ни одно представительное собрание не может никаким способом посягать, допускать нарушение или упразднять какие-либо из основ гражданских прав, свободы или общественной безопасности, содержащихся в настоящем соглашении, или уравнивать состояния, упразднять собственность или делать все имущества общими... 9) (Христианство признается государственной религией. Содержание духовенства должно производиться из государственного казначейства, а не путем взимания десятины. Устанавливается терпимость для всех христианских культов, но католичество и англиканство не должны быть публично исповедоваемы.) 10) Признается, что всякий, кто бы он ни был, оказывающий сопротивление силою оружия предписаниям ближайшего или следующих представительных собраний (за исключением того случая, когда представительное собрание, очевидно, посягнуло, допустило нарушить или упразднило основы гражданских прав, свободы или общественной безопасности, содержащиеся в настоящем соглашении), признается немедленно после его или их сопротивления утратившим защиту и покровительство законов и подлежит наказанию смертью как враг народа и изменник.

СОГЛАШЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ АНГЛИИ

(4-я редакция)
1 мая 1649 г.

Мы, свободный, английский народ... согласились установить образ нашего правления, упразднить всякого рода произвольную власть, поставить определенные границы, как для нашей верховной, так и для всех подчиненных властей и устранить все общеизвестные неустройства. В соответствии с этим, объявляем и ставим в известность весь свет, что нами заключено следующее соглашение:

1. Что верховная власть Англии и территорий, к ней принадлежащих, должна быть отныне вверена народному представительству, состоящему из 400 человек, но не более; правом их избрания (согласно естественному праву) должны пользоваться все мужчины, достигшие возраста в 21 год и более (не состоящие в услужении, не получающие пособия для бедных иди не служившие, покойному королю с оружием в руках путем оказания добровольной денежной поддержки), причем лиц, служившие королю, лишаются права быть избранными в члены указанного выше верховного правительства на время в течение 10 лет...

2. Что 200 из указанных выше 400 членов и не менее должны считаться и признаваться полномочным народным представительством, а большинство их голосов должно рассматриваться как решение нации.

Место заседаний и выбор спикера (председателя) со всеми другими подробностями предоставляются на усмотрение настоящего и будущего народных представительств.

3. И с целью, чтобы все публичные должностные лица были надлежаще подотчетны и не было предоставлено возможности питать корыстные интересы, ни один офицер, состоящий на жаловании военных сил армии или гарнизона, ни хранитель (казначей) или сборщик государственных доходов, не может (пока он занимает это место) быть избранным в качестве члена какого-либо народного представительства; и если будет избран какой-либо адвокат, он лишается права заниматься практикой в качестве адвоката во все время его состояния народным представителем.

4. Что никакой член существующего в настоящее время парламента не может быть избран в число членов ближайшего за ним, а равно ни один член какого-либо будущего народного представительства не может быть избран 1в число членов народного представительства, непосредственно за ним следующего; он имеет право быть избранным с пропуском одного народного представительства....

5. (Парламент, существующий в настоящее время, должен прекратить свою деятельность в первую среду августа 1649 г.)

6. (В случае, если ныне существующий парламент не предпишет произвести выборы в новый парламент или его созыв, выборы новых народных представителей производятся населением в тех местах, тем порядком и в том количестве, как это 'было установлено ранее.)

7. (Для предотвращения того, чтобы верховная власть не попала в руки тех, кто не избран населением, ближайший парламент должен собраться в первый четверг августа 1649 г.).

8. И для сохранения верховной власти (на все времена) полностью только в руках народных избранников, мы согласны и заявляем, что ближайший и все следующие парламенты должны пользоваться своими полномочиями в течение одного года и что население должно в соответствии с этим избирать парламент ежегодно.

9. ...Полномочия народных представителей должны осуществляться без согласия или содействия какого-либо другого лица или лиц...

С целью обеспечения,- находя по горькому опыту, что господство корыстных интересов властно склоняет большинство людей, однажды облеченных властью, обращать ее на укрепление своего господства и к ущербу для нашей безопасности и свобод,- мы поэтому далее соглашаемся и заявляем.

10. Что мы не уполномочиваем или не управомочиваем указанных выше наших представителей сохранять в силе или издавать какие-либо законы, клятвенные обязательства или соглашения, путем которых принуждать, под угрозой наказания или иным путем, какое-либо лицо к чему-нибудь относящемуся к делам веры, религии или богопочитания, или препятствовать какому-либо лицу исповедовать свою веру или отправлять религию в соответствии с его убеждениями, так как ничто не порождало более смут или возмущений во все времена, как преследование и гонение в делах совести, относящихся к религии.

11. (Никто не может быть принуждаем сражаться на земле или на море вопреки своего убеждения.)

12. (По окончании срока полномочий ныне существующего парламента никакое лицо не может подвергаться преследованиям за то, что им сказано или совершено во время" имевших место войн или смут иначе, как 'на основании постановлений настоящего парламента.)

13. Что все привилегии и изъятия для отдельных лиц из-под действия законов или ответственности перед судами в обычном порядке судопроизводства... признаются отныне ничтожными и не имеющими силы, а равно такие изъятия не могут быть установлены или вновь восстановлены.

14. Мы не уполномочиваем их (народное представительство) выносить приговоры о каком-либо лице или имуществе (за деяния), которые не были предусмотрены ранее изданными законами, а также предоставлять такого рода полномочия какому-либо другому судебному учреждению или власти...

15. (С целью иметь возможность устранить все долговременно существовавшие неустройства и их причины и не зависеть в этом отношении от колеблющегося отношения парламентов) мы согласны и заявляем...

16. Что не может входить и состав полномочий какого-либо народного представительства наказывать или назначать наказания какому-либо лицу или лицам за отказ давать показания против себя в уголовных делах.

17. (Парламент не должен создавать гражданам какие-либо препятствия защищать свои права судебным порядком.)

18. Что не должно входить в состав их (народного) представительства полномочий 'издание или продолжение действия законов с целью воспрепятствовать или мешать какому-либо лицу или лицам торговать или вести торговые операции в каком-нибудь месте за морями, где дозволено свободно торговать кому-либо из английской нации.

19. (В состав полномочий народного представительства не должно входить право продолжать взимание акциза или пошлин на какие-либо товары более чем на четыре месяца со дня открытия ближайшего народного представительства)... И они не должны устанавливать налоги какими-либо иными способами (после указанного времени), но только путем равномерного расчета на фунт стерлингов пропорционально движимому и недвижимому имуществу каждого.

20. Что не должно входить в состав полномочий народного представительства издавать или продолжать действие законов, в силу которых движимое или недвижимое имущество или их отдельные части были бы изъяты от платежа долгов их собственников, или подвергать тюремному заключению кого-либо за долги какого-либо рода...

21. Что в состав полномочий народного представительства не должно входить издание или продолжение действия законов о наказании лишением жизни иначе, как за умышленное убийство или иные тому подобные отвратительные преступления, пагубные для человеческого общества, или за попытки силой уничтожить это настоящее соглашение...

22. Что не должно входить в состав их (народного представительства) полномочий издание или продолжение действия какого-либо закона, лишающего лиц в судебных процессах по делам, касающимся жизни, членов тела, свободы или имущества, права представлять свидетелей в его или в их пользу или лишать какое-либо лицо тех привилегий и свобод, которые предусмотрены в Петиции о праве, изданной в третий год правления покойного короля Карла (1628 г.).

23. Что не должно входить в состав полномочий народного представительства продолжать обременительное взимание десятин долее, чем до конца ближайшего народного представительства...

24. Что не должно входить в состав народного представительства назначение духовных лиц в какие-либо приходы, но (необходимо) предоставить прихожанам каждого отдельного прихода полную свободу избирать духовных лиц по своему усмотрению, а также на тех условиях и за то вознаграждение, как они найдут по добровольному согласию нужным установить или как они заключат договор с тем, кого избирают. Предусматривается, что правом быть выбранным пользуется лишь лицо, могущее быть избранным в число народных представителей.

25. Что не должно входить в состав полномочий народного представительства издавать или продолжать действие законов о каком-либо ином порядке судопроизводства или вынесения приговоров (о наказании) лишением жизни, членов тела, свободы или имущества, но только 12-ю присяжными, выбранными из среды местных жителей.

26. Народное представительство не может лишать кого-либо права занимать какую-либо должность в государстве за исповедование или отправление религии, за исключением тех лиц, которые поддерживают власть папистов (или иную иностранную власть).

27. Что в состав полномочий народного представительства не должно входить назначение каких-либо публичных должностных лиц в какие-либо графства, сотни, города, городские поселения или парламентские местечки (бурги); население, пользующееся правом, в силу настоящего соглашения, избирать народных представителей, будет выбирать всех своих публичных должностных лиц, которые будут отправлять свои обязанности на их соответствующих местах в течение одного года, но не далее...

28. (Ближайшее и все дальнейшие народные представительства должны твердо соблюдать и дать полное удовлетворение по государственным долгам, не выплаченным государством суммам, за убытки, по Договорам и т. д.)

29. Мы заявляем, по нашему соглашению, что никакие военные силы не могут быть призваны иначе, как имеющимся налицо народным представительством.

И поскольку мы научены горьким опытом, что обычно люди, противодействуют очень слабо или вовсе не противодействуют введению новшеств в образ правления, злоупотреблениями сроком (полномочий) и властью на местах общественного доверия, установлению произвольной и тиранической власти и ввержению всех дел в состояние анархии и беспорядка, если не установлены наказания за подобные пагубные преступления и деяния.

30. Мы поэтому согласны и объявляем, что власть будущего народного представительства не должна обладать правом нарушения, изменения или отмены какой-либо части настоящего соглашения, а равно правом уравнения состояний (имуществ), упразднения собственности или обобществления всех имуществ. И если какое-либо народное представительство сделает попытку, как таковое, уничтожить настоящее соглашение, каждый член, присутствовавший в палате, не объявивший или немедленно не опубликовавший своего несогласия, должен подвергнуться наказанию, установленному за государственную измену....

(Приводится по: Кислица Н. А. Английская буржуазная революция середины ХУП века. Практикум. М., 1963. С. 133 - 150)

Вопросы для обсуждения:

  1. Время и обстоятельства создания документа?
  2. Определите тип этого документа.
  3. Что дает документ понимания того, каким левеллеры выдели политическое устройство Англии?
  4. Как они предполагали изменить избирательную систему?
  5. Как представлена в документе идея прав человека? Какое из прав выдвинуто на главное место и почему?
  6. Насколько реалистичными были предложения левеллеров?
  7. Сравните различные редакции "Народного соглашения". Обратите внимание на время появления каждой из них. Покажите общее и отличия.
  8. Что дает "Народное соглашение" для понимания позиций левеллеров в их борьбе против индепендентов?