Возврат в оглавление
   

Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.

Введение
1. Ислам - мировая религия
1.1. Геополитические факторы появления ислама. Религиозные воззрения жителей Аравии до появления ислама
1.2. Мухаммад. Мухаммад в Медине
1.3. Ислам после смерти Муххамада. Предания (хадисы)
1.4. Мусульманское право
1.5. Ваххабизм
2. Ислам и западная цивилизация: Поиски идентичности в XIX - XX вв.
2.1. 'Фирангистан' глазами мусульман: Традиционный исламский взгляд на Европу
2.2. Немецкие образы ислама в XIX веке
2.3. Поиски культурной идентичности в России XIX века и ислам
2.4. Структуры исламской идентичности
2.5. Тенденции глобализации в исламском мире с конца XVIII века
2.6. Панисламизм идеология и организация
3. Ислам в истории России: исламская традиция и особенности социальной истории
3.1. Мусульмане в России до 1917 года
3.2. Средняя Азия под властью Российской Империи
3.3. Реформаторская деятельность Исмаила Гаспринского
3.4. Движение суфиев на Кавказе
3.5. Ислам в Татарстане в 1990-х гг.
Список источников и литературы, рекомендуемых для дополнительного изучения
Словарь специальных терминов из истории ислама
   

Автор: профессор А.С. Ходнев, (c) 2003

ISBN 5-87555-429-0

Введение

Историю ислама как мировой религии невозможно изучать без обращения к истокам. Почему ислам появился в Аравии в VII веке? Почему это случилось в "Изолированной и недоступной стране"? В предложенных текстах освещаются некоторые проблемы истории арабов до появления Ислама.

В истории возникновения ислама больша роль принадлежит пророку Мухаммаду.

После смерти пророка Мухаммада ислам проходит важный период канонизации основного учения и религиозных текстов

Одним из самых влиятельных течений ислама стал ваххабизм, возникший в Центральной Аравии (Неджде). Основатель его - Мухаммед ибн Абд-аль-Ваххаб (1703-1787) ратовал за чистоту ислама и боролся за объединение Аравии. Ваххабизм стал официальной идеологией в Саудовской Аравии

Понятие Иной/Другой является центральным для отношения человека с окружающим миром. В разные исторические времена оно имело различное содержание. Средневековая концепция Иного опиралась на авторитет ислама. Примером европейского взгляда на Другого, возникшего в эпоху Просвещения и основывавшегося на разуме, может быть c с одной стороны немецкий дискурс об исламе XIX в., с другой дискуссии в среде русских интеллектуалов. Как формируется исламская идентичность? Как влияют процессы глобализации на исламский мир? Что включается в понятие панисламизма и какие цели он ставит перед собой?

История ислама была всегда актуальна для российских. исследователей . Интерес к этой теме возрос еще больше сейчас, после событий сентября 2001 г. "Исламский фактор" в истории России играл и играет не менее важную, а порой и большую роль, чем в Европе и Западном мире в целом. К моменту распада СССР, в его составе проживало около 52 млн. мусульман. В Российской Федерации их насчитывается более 15 млн. И если исследователи называли в 1981 г. исламское население Средней Азии и Закавказья "забытыми мусульманами", подчеркивая этим, что мировое общественное мнение не было информировано об жизни и культуре, то в 1990-е гг. "возрождение ислама" и исламская идентичность ярко проявили себя не только в названный районах, но во многих регионах России. Для того, чтобы понять процессы, происходящие в мусульманских общинах современной России, важно ответить на вопросы: какую роль сыграл ислам в истории России, по мнению известного российского исследователя? С какими проблемами столкнулось русское правительство в Средней Азии в XIX - начале XX вв.? Какими по характеру были ответы мусульман России на политику царского правительства?