Возврат в оглавление
   

Афинская демократия (середина V в. до н.э.).

Введение
I. Краткая характеристика источников, освещающих проблемы Афинской демократии в середине V в. до н.э.
II. Причины установления рабовладельческой демократии в Аттике в середине V в. до н.э.
а) Объективные причины.
б) Субъективные причины: политика Фемистокла, Кимона, Эфиальта.
в) Роль Перикла в установлении демократического строя в Аттике.
III. Органы государственной власти в Афинах середины V в. до н.э.
IV. Признаки демократии.
V. Ограниченность и уязвимость Афинской демократии
VI. Афины в 'век Перикла'
Заключение
Список источников и литературы
   

IV. Признаки демократии

Учебники для вузов

История древней Греции / Под. ред. В.И. Кузищина. М., 2000. С. 170-171.

Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия "гражданин". В древневосточных деспотиях понятия "гражданин" практически не существовало. Вместо него в древневосточных монархиях существовало понятие подданного, правоспособность которого слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями государственной власти.

Греческое же понятие гражданина, сформированное в V-IV в. до н.э. предполагало личность, наделённую некоторыми неотъемлемыми правами, как основы основ его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах, низших административных единицах Аттики. В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после тщательно проведённой проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесённые в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определённое воспитание под руководством специальных учителей - софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям.

После года таких занятий военно-тренировочного характера учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, "показывают народу строевые приёмы и получают от государства щит и копьё. После этого они охраняют границы страны, дежуря всё время на сторожевых постах... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами". Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением и контролем Народного собрания и властей. О значимости этой воспитательной работы говорит не только факт отбора софронистов из числа наиболее уважаемых граждан, но и их высокая оплата: софронисту была положена на содержание 1 драхма в день, как и члену важнейшего органа афинской демократии - Совета 500.

Таким образом, к 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность определённых прав и обязанностей. Наиболее существенными правами граждан были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства, т.е. участие в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: гражданин был обязан беречь своё имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имевший земельный участок и обладавший известным достатком, физически развитый человек, получивший определённое воспитание.

История древней Греции / Сост. К.В. Паневин. Спб., 1999. С. 234.

После 462 г. до н.э. никакой единовременной реформы типа реформ Солона или Клисфена в Афинах проведено, по-видимому, не было. Главное было уже достигнуто: олигархический строй был сокрушён и верховная власть перешла к афинскому демосу. Имеющиеся источники не всегда позволяют с достаточной ясностью установить, в какие конкретные законодательные формы вылилась эта перемена: какие из прежних законов и сразу ли были пересмотрены, какие и когда введены новые. Не симпатизировавший новому строю Аристотель говорит об этих переменах в весьма общей и малоопределённой форме: "...государственный строй стал всё более терять свой строгий порядок по вине людей, задававшихся демагогическими целями" ("Афинская полития", 26,1). Под этими "людьми", очевидно, следует иметь в виду вождей демократии. "Во всём вообще управлении, - пишет он дальше, - афиняне не так строго, как прежде, придерживались законов". По свидетельству Аристотеля, в 457 г. до н.э. архонтом был впервые выбран зевгит, т.е. человек, принадлежавший к третьему имущественному разряду и по конституции Солона не обладавший правом на избрание.

Значит ли это, что цензовая реформа Солона была отменена? Официально в законодательном порядке она не отменялась, но фактически афинские граждане низших имущественных разрядов получали доступ ко всем государственным должностям, исключая должности стратега. В псевдоксенофонтовой "Афинской политии" с полной определённостью говорится, что к началу Пелопоннесской войны архонты избирались из числа всех афинян. Далее нам известно, что имущественное положение кандидатов на избрание устанавливалось не путём проверки, но при помощи устно задаваемого каждому из этих кандидатов вопроса, имеет ли он зевгитский ценз. При этом ни один из кандидатов, как бы он ни был беден, никогда не давал на этот вопрос отрицательного ответа. Установление ценза при избрании, таким образом, стало пустой формальностью. Правда, и сама должность архонтов в рассматриваемое время утратила своё прежнее значение. Исключение в этом отношении составляют только архонты-эпонимы и архонты-полемархи, в ведении которых продолжали оставаться судебные дела, касающиеся афинских граждан и иностранцев, по которым они выносили предварительные заключения.

Другим показателем демократизации афинского строя служит распространение обычая избрания по жребию на целый ряд должностей, на которые раньше избирали при помощи голосования. Посредством жребия теперь стали замещать почти все должности, исключая должности стратегов и тех, которые требовали специальных знаний. С точки зрения античных приверженцев демократического строя такой порядок замещения был глубоко демократичен. Предпосылкой его в их глазах было признание за любым из граждан права занимать государственные должности: пусть жребий решит, кто из них будет её занимать в данном году. Кроме того, замещение должностей посредством жребия исключало возможность предварительного воздействия на избирателей, которым раньше широко пользовались богатые люди.

Все перечисленные меры звучали бы для большинства граждан голой декларацией, если под них не был бы подведён материальный фундамент в виде выдаваемого государственной казной денежного вознаграждения за отправление общественных обязанностей. Начало этому было положено законом Перикла о жаловании присяжным судьям в размере 2 оболов за каждое заседание - суммы, приблизительно равной дневному заработку афинянина. Характер этого мероприятия станет ясным, если учесть, что в афинском суде - гелиэе - было 6000 присяжных заседателей, ежегодно избираемых по жребию.

Но вознаграждение присяжных было только началом целой системы других выдач. По предложению Перикла государственная казна стала выплачивать малоимущим гражданам так называемый теорикон - театральные деньги. Теорикон имел своим назначением дать гражданам возможность отдохнуть и развлечься в праздники, когда в Афинах давались театральные зрелища. Поскольку театр играл исключительную роль в общественной жизни, эта мера обладала и большим политическим значением. Далее была введена выдача суточных денег членам совета пятисот, который теперь собирался значительно чаще, чем раньше, вознаграждение архонтам и лицам, занимающим ряд других должностей, жалованье гражданам, находящимся в рядах афинского ополчения и на кораблях афинского флота.

История древнего мира. Расцвет древних обществ. Указ. изд. С. 189.

Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому в Греции государству. В Афинах любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, вносить предложения по вопросам внутренней и внешней политики. На сцене афинского театра, особенно во время представления комедий, подвергались критике отдельные аспекты политической и общественной жизни, в карикатурном виде изображались видные государственные деятели. В трагедиях, хотя и посвящённых мифологическим сюжетам, также затрагивались животрепещущие проблемы современности.

Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было подвергнуть тюремному заключению без судебного приговора, а человек, привлечённый к суду, если не надеялся на оправдание, мог покинуть город до рассмотрения своего дела.

Разумеется, афинские граждане имели не только права, но и обязанности перед государством. По выражению одного исследователя, у них была бесспорная свобода внутри государства, но не от него. Кроме военной службы сюда относились так называемые литургии - повинности более обеспеченных афинян за свой счёт готовить театральные представления (хорегия), оснащать и набирать экипажи военных судов (триерархия), обеспечивать организацию гимнастических состязаний, всенародных угощений (по филам и демам) и др. Уклонение от политической и общественной деятельности осуждалось, частная жизнь, хотя и не подвергалась столь жестокой регламентации, как в Спарте, всё же должна была подчиняться укоренившимся консервативным устоям. Полагалось приносить установленные жертвы божествам, участвовать в культах фил, демов, фратрий и государства. Образ жизни, отклонявшийся от обычных рамок, вызывал подозрительное отношение, а в некоторых случаях, как было, например, с Сократом, использовался как повод для обвинений в антидемократизме.

?? Вопросы и задания:

1. Как вы думаете, почему на древнем Востоке не могло возникнуть понятие "гражданин"?

2. Сформулируйте понятие "гражданин", используя материалы учебной литературы и источников.

3. Какие политические права были у граждан Аттики?

4. Найдите информацию об общественных и политических обязанностях граждан Аттики в V в. до н. э.

Источники
Мнения современников демократии о категории "гражданин"

2. Ввиду того что государство представляет собой нечто составное, подобное всякому целому, но состоящему из многих частей, ясно, что сначала следует определить, что такое гражданин (polites), ведь государство есть совокупность граждан. Итак, должно рассмотреть, кого следует называть гражданином, и что такое гражданин.

3. Гражданин является таковым ... не в силу того, что он живёт в том или ином месте: ведь и метеки и рабы также имеют своё местожительство наряду с гражданами.

4. Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти. Некоторые из должностей бывают временными: один и тот же человек либо вообще не может занимать их вторично, либо может занимать, но лишь по истечении определённого времени; относительно же других ограничения во времени нет - сюда относится участие в суде и в Народном собрании.

9. На практике гражданином считается тот, у кого, родители - и отец и мать - граждане, а не кто-либо один из них. Другие идут ещё дальше в этом отношении и требуют, например, чтобы предки гражданина во втором, третьем и даже более отдалённом колене были также гражданами.

Аристотель, Политика, III, 1, 2 - 9.
Основные особенности демократии (по Аристотелю)

8. Мы должны признать демократическими следующие установления: все должностные лица назначаются из всего состава граждан; все управляют каждым, в отдельности взятым, каждый - всеми, когда до него дойдёт очередь; должности замещаются по жребию либо все, либо за исключением тех, которые требуют особого опыта и знания; занятие должностей не обусловлено никаким имущественным цензом или обусловлено цензом самым невысоким; никто не может занимать одну и ту же должность дважды, за исключением военных должностей; все должности, либо те, где это представляется возможным, краткосрочны; судебная власть принадлежит всем, избираются судьи из всех граждан и судят по всем делам или по большей части их, именно по важнейшим и существеннейшим, как-то: по поводу отчётов должностных лиц, по поводу политических дел, по поводу частных договоров. Народное собрание осуществляет верховную власть во всех делах; ни одна должность такой верховной власти не имеет ни в каком деле или в крайнем случае имеет её в самом ограниченном круге дел; или же в главнейших делах верховная власть принадлежит Совету. 9. Совет - наиболее демократическое из правительственных учреждений там, где нет средств для вознаграждения всем гражданам, в противном случае это учреждение утрачивает своё значение, так как народ, получая вознаграждение, сосредотачивает в своих руках решение всех дел...

Аристотель, Политика, VI, I, 8 - 9.
Принцип равноправия в Афинах

"Читай другой закон.

(Закон)

"...Да будет запрещено издавать законы, касающиеся лишь одного человека, если действие его не будет распространено на всех граждан, кроме случая, когда участие в голосовании примут не менее 6000 граждан, которые утвердят его тайным голосованием"".

Законодатель требует, чтобы закон распространялся на всех граждан, высказавшись прекрасно и в подлинно демократическом духе. В той мере, как он считал необходимым предоставить каждому равные возможности в различных других областях политической жизни, точно так же он требует равенства всех перед законом.

Демосфен, XXVI. 59.
Личная неприкосновенность

"Так вот, то, что Лохит избил меня, напав первым, вам подтверждают все присутствовавшиеся при этом. За это преступление нельзя судить так же, как за другие. Нельзя за причинение телесного ущерба подвергать преступника тому же наказанию, что и за посягательство на чужое имущество. Ведь вы знаете, что для всех людей дороже всего их личная неприкосновенность. Ради неё мы установили законы, ради неё мы сражаемся за свободу, добиваемся демократии и делаем всё остальное в своей жизни. Поэтому самым тяжким наказанием подобает вам покарать тех, кто покушается на это наиболее чтимое вами право".

Исократ, XX, 1-3.

45. ...законодатель исходит из положения, согласно которому всякое действие, сопряжённое с насилием, должно считаться преступлением против общества, направленным и против тех, кто непосредственно в деле не замешан. По его мнению, сила является оружием немногих, законы же должны служить интересам всего народа. Человек, добровольно вступивший в сделку, нуждается в правовой защите по частному гражданскому делу, а подвергшийся насилию - по делу о государственном преступлении.

Демосфен, XXI, 45.
Исегория (свобода слова)

Ведь в олигархических государствах выступает перед народом не всякий желающий, а только стоящий у власти; в демократических же государствах выступает любой желающий и лишь тогда, когда считает нужным.

Эсхин, III, 220.
Право законодательной инициативы

Никому не должно быть дозволено предлагать закон, противоречащий уже существующим. Если же кто-нибудь, отменив какой-либо из существующих законов, предложит вместо него другой, приносящий вред народу афинян или противоречащий какому-либо из существующих законов, против такого законодателя должно быть выдвинуто обвинение в судебном порядке, в соответствии с законом, который карает лиц, предлагающих законопроекты, наносящие ущерб государству.

Демосфен, XXIV, 32.
Закон об оскорблении величия народа

Всем вам известно, что есть в наших законах суровое постановление Канноново, в силу которого каждого, оскорбившего величество афинского народа, надлежит арестовать, и он должен представить объяснения Народному собранию; если он будет признан виновным, он подвергается смертной казни через ввержение в Барафр [пропасть за пределами города], имущество его конфискуется в казну, причём десятая часть поступает в сокровищницу храма Афины.

Ксенофонт, Греческая история, I, 7. 20

Закон о защите демократии

97. Всем афинянам поклясться на совершённых жертвах, по филам и демам, в том, что они убьют такого преступника. А клятва пусть будет такова: "Я убью и словом, и делом, и подачей голоса, и собственной рукой, если будет возможно, всякого, кто ниспровергнет демократию в Афинах, а также если кто после ниспровержения демократии станет исполнять какую-либо должность, а также если кто восстанет с целью сделаться тираном или поможет утвердиться тирану. А если кто другой убьёт, то я буду считать его незапятнанным и чистым перед богами и божествами, как человека, который убил врага афинян, и я устрою распродажу имущества убитого и отдам половину тому, кто убил, и не утаю от него ничего. 98. А если кто погибнет, совершая убийство какого-нибудь из этих преступников или пытаясь совершить такое убийство, то я буду чтить своими благодеяниями и его самого, и детей его точно так же, как Гармодия и Аристогитона и их потомков.

Андокид, О мистериях.

Экономические гарантии реализации политических прав гражданина

(3) Кроме того, и большинству народа афиняне обеспечили возможность легко зарабатывать пропитание тем способом, как предложил Аристид. Дело происходило так, что на деньги от взносов и пошлин1 содержалось более двадцати тысяч человек. Было шесть тысяч судей2, тысяча шестьсот стрелков, кроме того, тысяча двести всадников, членов Совета - пятьсот, пятьсот стражников на верфях, да кроме них на Акрополе - пятьдесят, местных властей - до семисот человек, зарубежных - до семисот. Когда же впоследствии начали войну3, помимо этих было ещё две тысячи пятьсот гоплитов, двадцать сторожевых кораблей, ещё корабли для перевозки гарнизонных солдат в числе двух тысяч, избранных по жребию бобами4, затем пританей5, сироты6 и сторожа при заключённых в тюрьме7.

Перевод С.И. Радцига
Воспитание эфебов

42. Теперешнее8 государственное устройство имеет следующий характер.

Гражданскими правами пользуются люди, у которых родители оба - граждане9. Они вносятся в списки демотов10 по достижении восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять вступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рождённый. Затем, если его отвергнут, признав несвободным, он имеет право апеллировать из своей среды, и, если будет признано, что он не имеет права быть записанным, государство продаёт его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать. После этого вписанных подвергает докимасии Совет и, если окажется, что данное лицо моложе 18 лет, налагает взыскание на демотов, внёсших его в список.

После того, как эфебы подвергнутся докимасии, отцы их собираются по филам и, принеся присягу, выбирают троих из членов фил в возрасте свыше 40 лет от роду, таких, которые, по их мнению, будут наилучшими и наиболее пригодными, чтобы иметь попечение об эфебах, а из них народ выбирает поднятием рук11 по одному от каждой филы в качестве софрониста и из всех вообще афинян космета над всеми. Эти лица, собрав эфебов, прежде всего обходят храмы богов, затем отправляются с ними в Пирей и несут гарнизонную службу: одни - в Мунихии, другие - в Акте.

Далее, народ выбирает для них поднятием рук и двух педотрибов и учителей, которые должны обучить их фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика и спусканию катапульты.

На содержание народ выдаёт софронистам по 1 драхме каждому, а эфебам - по 4 обола каждому12. Каждый софронист получает деньги эфебов своей филы, закупает припасы для всех в общее хозяйство (они обедают вместе по филам) и заботится обо всём остальном.

Таким образом они проводят первый год. На следующий же год после народного собрания в театре эфебы показывают народу строевые приёмы и получают от государства щит и копьё. После этого они охраняют границы страны, дежуря всё время в течение двух лет, нося хламиды, и на это время освобождаются от всех повинностей... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами.

Аристотель, Афинская Полития, 42 Перевод С.И. Радцига

Хрестоматия по истории древней Греции. Указ. изд. С. 238 - 239.

Характеристика афинской демократии у Фукидида

В излагаемом ниже отрывке из II книги Фукидида приведена речь, произнесённая Периклом над останками воинов, которые пали в первый год Пелопоннеской войны (431 г. до н.э.) и по обычаю предков были погребены за счёт государства.

Изложение речей, произнесённых историческими лицами при тех или иных обстоятельствах, является одним из излюбленных литературных приёмов Фукидида. Однако сам Фукидид признавал что, воспроизводя эти речи, он передаёт лишь общий смысл выступления. Таким образом, речи исторических лиц у Фукидида в большей степени скомпонованы им самим.

Фукидид в уста Перикла вложил панегирик демократическому строю Афин.

Я покажу сначала, каким образом, действуя, мы достигли теперешнего могущества, при каком государственном строе и какими путями мы возвеличили нашу власть, а затем перейду к прославлению павших. По моему мнению, о всём этом уместно сказать в настоящем случае, и всему собранию горожан и иноземцев полезно будет выслушать мою речь.

Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве13, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех, что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живём свободной политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но всё же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов, больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облечённым властью в данное время, в особенности прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут общепризнанный позор14. Повторяющимися из года в год состязаниями и жертвоприношениями мы доставляем душе возможность получить многообразное отдохновение от трудов, равно как и благопристойностью домашней обстановки, повседневное наслаждение которой прогоняет уныние. Сверх того, благодаря обширности нашего города, к нам со всей земли стекаются все, так что мы наслаждаемся благами всех других народов с таким же удобством, как если бы это были плоды нашей собственной земли. В заботах о военном деле мы отличаемся от противников следующим: государство наше мы предоставляем для всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать наш город, так как нас нисколько не тревожит, что кто-либо из врагов, увидев что-нибудь несокрытое, воспользуется им для себя; мы полагаемся не столько на боевую подготовку и военные хитрости.

И по другим ещё причинам государство наше достойно удивления. Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности; мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах, и сознаваться в бедности у нас непостыдно, напротив, гораздо позорнее не выбиваться из неё трудом. Одним и тем же лицам можно у нас и заботиться о своих домашних делах и заниматься делами государственными, да и прочим гражданам, отдавшимся другим делам, нечуждо понимание дел государственных. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности. Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правильно оценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного уяснения его речами. Превосходство наше состоит также и в том, что мы обнаруживаем и величайшую отвагу и зрело обсуждаем задуманное предприятие; у прочих, наоборот, неведение вызывает отвагу, размышление же - нерешительность. Говоря коротко, я утверждаю, что всё наше государство - центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности и, выполняя своё дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя самодовлеющего состояния. Что всё сказанное не громкие слова по поводу настоящего случая, но сущая истина, доказывает само значение нашего государства, приобретённое нами именно благодаря этим свойствам. Действительно, из нынешних государств только одно наше выдерживает испытание выше толков о нём15, только одно наше государство не будит негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми16, не вызывает упрёка в подчинённых, что они будто бы покоряются людям, недостойным владычествовать. Создавшим могущество, подкреплённое ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла. В борьбе за такое-то государство положили свою жизнь эти воины, считая долгом чести остаться ему верными и каждому из оставшихся в живых подобает желать трудиться ради него.

Фукидид, История II, 36-41 Перевод Ф.Г. Мищенко переработанный С.А. Жебелевым

?? Вопросы:

1. Как вы думаете, почему теоретическая мысль древней Греции так много внимания уделяла понятию "гражданин"?

2. Какие гражданские и политические права получали юноши, достигшие 18-20-летнего возраста? Можно ли считать эти политические права полными?

3. С какими видами гражданских обязанностей сталкивались юноши, достигшие 18-летнего возраста?

4. Как вы считаете, почему государство предъявляло высокие требования морального характера к учителям эфебов - софронистам?

5. Проанализируйте речь Перикла над останками воинов, павших в Пелопоннесской войне, изложенную Фукидидом. Какие достоинства демократической формы правления названы Фукидидом? Какие признаки демократии отмечены историком?

Мнения отечественных специалистов

Т. Алабина. Картины из жизни государства Афинского в V в. до Р.Х. М., 1903. С.55.

Афиняне знали свой горячий, увлекающийся нрав и старались сами себя оградить от ошибок. Раньше, чем принять какой-либо новый закон, его записывали на белую доску; её выставляли на долгое время у подножия какой-нибудь статуи на народной площади; во время утреннего посещения рынка каждый гражданин мог хорошо ознакомиться с предлагаемым законом. Желающие могли высказать свои соображения о законе в думе. Дума долго и тщательно обсуждала новый закон и потом подробно рассказывала о своих беседах.

После этого закон рассматривался ещё в народном суде; сюда приходил и сам составитель закона и защищал его перед судьями и гражданами. Затем по большинству голосов закон принимали или отвергали. Худо приходилось составителю, если новый закон клонился к тому, чтобы разрушить старые законы. Он мог их только дополнить или расширить, иначе составителя подвергали наказанию.

Глубоко обдуманным представляется нам, людям нового времени, этот порядок, которым афиняне устраняли иначе неизбежные смуты и ошибки. Для афинского народа была необходима постоянная проверка самих себя.

Нововведения Эфиальта и Перикла привели к тому, что народное собрание стало верховным судьёй и законодателем, но судьёй осторожным и законодателем мудрым. После долгих внутренних смут и внешних военных тревог в Афинах наступил промежуток тишины и спокойствия; в это-то время расцвела вполне умственная и торговая жизнь страны.

А.К. Бергер Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966. С. 149.

Политическая наука, как таковая, создавалась в Афинах во времена Перикла. Под возникновением политической науки мы понимаем осознанную теоретическую трактовку многообразных проблем, выдвигавшихся как внутренней, так и внешнеполитической действительностью V в. до н.э. Речь идёт как о широких проблемах философского и логического порядка, например, идее государства, закона, так и о проблемах частного характера, вроде вопроса о границах виновности и ответственности за совершаемые поступки. Острая политическая борьба, в условиях которой сформировался в Афинах политический строй, впервые обозначенный вновь созданным термином "демократия", поставила вопрос о принципиально различных политических устройствах, причём в нём явственно обозначился социальный момент. Теоретическую трактовку этого вопроса мы впервые находим у Геродота, в столь известном споре трёх персидских вельмож о качествах демократии, олигархии и монархии.

Уроки античной демократии // Античная демократия в свидетельствах современников / Под ред. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996. С. 324; 327.

Сейчас многие исследователи уже отказались от концепции, популярной в прошлом веке. Согласно этой концепции, афинский демос представлял собой деклассированную массу, которая жила за счёт денег, выплачиваемых ей государством за выполнение общественных обязанностей, а потребные для этого средства государство получало от эксплуатации союзников. Ныне совершенно несомненно, что основная масса афинян - это мелкие и средние собственники, занятые сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Отправной точкой для подобного решения вопроса явились исследования М. Финли, Дж. Файна. Эти новые взгляды получили солидную поддержку в трудах В.Эренберга и А. Джоунза, по примерным расчётам которого, 10 процентов афинян - очень бедные люди, ещё 10 процентов - очень богатые, а остальные - собственники (мелкие и средние). И хотя по частностям концепция Джоунза подвергалась критике, многие утверждали, что он преувеличил гомогенность гражданского коллектива, тем не менее сам основной вывод его сейчас можно считать общепринятым: основу гражданского коллектива составляли именно мелкие и средние собственники.

Можно предполагать, что в V веке различия внутри гражданского коллектива, с точки зрения имущественного положения, были более значительными, но в течение следующего века они уменьшились (конечно, не за счёт уменьшения числа очень богатых граждан, количество которых, видимо, было достаточно стабильным - около 1-1,4 %, но за счёт возрастания числа средних собственников). Преобладающим слоем стали средние собственники. Итак, афинская демократия приобрела свою устойчивость благодаря тому, что в Афинах сформировался мощный слой собственников, который и был основой демократического режима.

Прочность демократического строя напрямую зависит от того, насколько массовым будет участие рядовых граждан в управлении делами государства этого типа. Массовое участие граждан в дикастерии, большой по численности Совет, множество магистратур, которые, как правило, были коллегиальными, - всё это звенья единой цепи сознательных действий, направленных на привлечение как можно большего числа граждан к активной политической деятельности и к управлению делами государства. Кроме того, как единодушно свидетельствуют источники, политика афинской демократии была ориентирована и на то, чтобы создать материальные условия для этого.

Ф.Н. Арский. Перикл. М., 1971. С. 137; 151; 159-160.

Финансовая политика Афин

...9 архонтов получали по 4 обола в день и 6 тысяч членов суда присяжных - по 2 обола в день - этого хватало на пропитание одного человека. Кроме того, деньги получали эфебы, 1600 городских стрелков, 500 стражников у верфей и 50 на Акрополе, 700 представителей местных властей в Афинах и столько же за их пределами, солдаты гарнизона, тюремная стража, матросы, гребцы.

Для сирот, калек и неспособных к труду выделялось по 1-2 обола в день. Наконец, на государственный счёт воспитывались сыновья тех, кто погиб на войне; достигнув совершеннолетия, они получали бесплатно вооружение. Почти 20 тысяч человек получали при Перикле пособие или жалованье из казны. Пусть эти деньги были добыты от союзников, зато никто не мог упрекнуть Афины, что они не заботятся о своих гражданах. Справедливость не может быть одинаковой для всех - эту мысль афиняне усвоили давно и не подвергали её сомнению.

Жизнь в Афинах в ту пору была дешёвой. Человек мог прокормиться на 1 обол в день. 1 обол стоил козлёнок или заяц, 2 драхмы - овца, 5 драхм - телёнок или свинья. За 8 драхм покупали красивую обувь, за 12 - плащ (хламиду), 3 мины стоила колесница.

Деньги в Афины текли рекой - по тысяче талантов каждый год. Доходы приносили:

- государственные имущества, сдававшиеся в аренду (рудники, каменоломни, поля, леса, оливковые плантации, рыбные и соляные промыслы, общественные здания);

- прямой налог: на рабов (по 3 обола за каждого), с метеков (по 12 драхм);

- косвенные налоги - пошлины с предметов ввоза и вывоза (2 процента стоимости товаров), портовые и рыночные сборы:

- штрафы и судебные сборы;

- форос: его вносили весной, во время Великих Дионисий. Кроме того, к Великим Панафинеям союзники, колонисты и клерухи отправляли быка и пару овец - как символ единства с Афинами;

- общественные повинности (литургии), особенно триерархия и хорегия. Их исполняли ежегодно около 60 граждан, чьё состояние оценивалось не меньше чем в 3 таланта;

- налог с союзников, возросший с 460 до 600 талантов.

Экономный и расчётливый Перикл спокойно тратил огромные суммы на нужды города и сограждан:

- на общественные сооружения: городские стены, верфи, дороги, арсеналы, водопроводы, храмы, театры, статуи, почётные декреты;

- на пособия и раздачи неспособным к труду и малоимущим - тем, чьё состояние не превышало 3 мин (300 драхм);

- на празднества, которых нигде в мире столько не проводили, сколько в Афинах (до 60 праздников в год!); на жертвоприношения, награды победителям состязаний, священные посольства;

- на оплату должностных лиц и награды за безупречную службу или особые заслуги;

- на организацию театральных представлений и феорикон;

- на строительство кораблей и доставку военных материалов;

- на содержание войска и гарнизонов, вооружение беднейших граждан и метеков.

Ни один полис не выдержал бы подобных расходов.

Мнения зарубежных историков

А. Боннар. Греческая цивилизация. Т.1. Ростов-на-Дону, 1994. Гл. X. C. 225-226.

Чтобы при назначении должностных лиц шансы были равны, а с другой стороны, был обеспечен выбор людей компетентных, оно производилось посредством соединения системы жеребьёвки и выборов, а иногда только одним из этих двух способов. Ни у кого, кроме стратегов, нет никаких шансов быть избранным два года подряд или же совмещать две должности.

Власть поставлена в зависимость от народа. Существует и другой контроль. Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в Совете пятисот, ... либо перед одним из отделов народного трибунала - гелиэей. Слагая свои обязанности, должностное лицо представляет отчёт, и пока отчёт не будет утверждён собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться своим имуществом. Кроме того, любым гражданином может быть предъявлено обвинение уволенному должностному лицу и возбуждено против него преследование, - обвинение в беззаконии. И это ещё не всё. Во всё время своей годичной службы должностное лицо находится под прямым и неослабным контролем народа: тот может посредством процедуры "утверждающего" голосования отрешить его от должности и передать суду народного трибунала.

Точно так же народ обладает верховной властью и в судопроизводстве. Значительная часть граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в большинстве случаев, как по общественным делам, так и по частным, не подлежат кассации. В некоторых случаях - покушение на демократию, участие в тайном обществе и в заговоре, измена, политический подкуп и другие - народное собрание берёт на себя функции судебного разбирательства или же поручает рассмотреть обвинение своей комиссии, составленной по меньшей мере из тысячи членов народного трибунала.

Благодаря всем этим и многим другим установлениям афинская демократия создавала режим демократии, управление народом и для народа, представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир.

Г. Бузольт. Очерк государственных и правовых греческих древностей / Пер. с нем. студентов Императорского Харьковского Университета. Харьков, 1890. С. 256-257.

223. Расходы аттического государства были частью обычные; частью чрезвычайные. К первым принадлежали расходы на государственные празднества, которые были очень значительны, так как праздников в Афинах было гораздо больше, чем в других греческих государствах, и они справлялись с большой пышностью. Государство доставляло жертвенных животных и назначало призы за победу. Издержки на праздничные шествия и игры покрывались большей частью литургиями, но между тем не было существенной разницы, государство ли взимает деньги и устраивает на них игры, или частный человек вместо платы денег в пользу государства берёт на себя это дело. Более всего государственную кассу обременяла введённая Периклом раздача денег на зрелища. Сперва она производилась в размере 2 оболов в пользу арендатора за место в театре в один из 3 дней сценических представлений. Граждане получали марки для свободного входа. Мало-помалу теорикон стали выдавать не только во время Дионисий и для входа в театр, но и во все большие праздники, так что граждане могли предаться досугу в праздничные дни и хорошо провести день. Таким образом, раздача денег на зрелища сделалась со временем больным местом государства.

?? Вопросы и задания:

1. Найдите в приведённых фрагментах монографий информацию, конкретизирующую и разъясняющую:

- право граждан Аттики на законодательную инициативу и опротестование законов, принятых народным собранием;

- право избирать и быть избранным на большинство государственных должностей;

- право на контроль за деятельностью должностных лиц;

- право на защиту демократической формы правления.

2. Каким образом Периклу удалось создать гарантии участия в политической жизни гражданам III и IV разрядов?