Версия для слабовидящих

Федотова Марина Вениаминовна

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Перейти: Факультеты ЯГПУ
Факультет иностранных языков
Кафедра теории языка и немецкого языка
Основные сотрудники

Штатный формуляр на 22.11.2017 XLS | PDF

Федотова Марина Вениаминовна

Марина Вениаминовна Федотова - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории языка и немецкого языка.

Контакты:

  • Телефон кафедры: (4852) 73-19-39

Образование

  • Окончила университет им. В.Гумбольдта (Берлин), аспирантуру при кафедре немецкого языка переводческого факультета МГПИИЯ им. М. Тореза в 1988 г.
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему "Артиклевые словоформы существительного как система морфологических значимостей и их функционально-семантический статус в современном немецком языке" Специальность 10.02.04 — германские языки. Диссертация защищена 12.11.1990 г. на заседании специализированного совета К – 053.17.02 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Дружбы народов государственном лингвистическом университете.

Опыт преподавательской деятельности

Начало преподавательской деятельности в вузе 1982 г.

Преподаваемые дисциплины:

  • Практический курс немецкого языка как основной специальности
  • Практический курс немецкого языка как дополнительной специальности
  • История немецкого языка
  • Теоретическая грамматика

Научные интересы

  • Теория языка
  • Германское языкознание
  • Историческое языкознание

Основные публикации

Научные труды:

  1. Взаимосвязь категорий соотнесённости/несоотнесённости и определённости/неопределённости в синхронии и диахронии// Единицы разных уровней языковой системы в свете их динамики – на материале английского, французского и немецкого языков/ Межвуз.сб. науч.тр.- Ярославль, 1987.
  2. Семантическое варьирование значений определённости/неопределённости в современном немецком языке// Вариативность в германских языках. Тезисы докладов Всесоюзной конференции.- Ч.I.- Калинин, 1988.
  3. Категория определённости/неопределённости в немецком и русском языках// Тезисы докладов конференции молодых учёных.- Ярославль, 1989.
  4. Категория соотнесённости/несоотнесённости имени существительного в немецком и французском языках// Актуальные проблемы сравнительного языкознания: Сб. науч. тр./ МГПИИЯ им. М.Тореза, 1989. – Вып.328.
  5. “Mann – Frau” Gleichstellung in der deutschen Sprache. X. Germanistenkonferenz. Thesen.-Moskau, 1994.
  6. Социальные процессы в зеркале современного немецкого языка III Поливановские чтения. Актуальные проблемы языкознания в историческом и современном освещении// Тезисы докладов и сообщений на научно- практической конференции. – Смоленск, 1996.
  7. Что такое “добровольный социальный год” Ярославский педагогический вестник. Научно-педагогический журнал. 1996, N 2 (в соавторстве с Потаповой С.Ю.).
  8. Deutsche Literatur im Fremdsprachenunterricht (am Beispiel der Kurzgeschichte)// Aus russischer Feder. Abhandlungen und Essays zur Literatur, Sprache und Landeskunde Von den Teilnehmerinnen und Teilnehmern des Modells Bochum - Ruhr-Universität Bochum.- Institut für Deutschlandforschung der Ruhr-Universität Bochum: Bochum, 1997.
  9. Wie kann man “anders” Deutsch lernen und Deutschland kennen-lernen? Das freiwillige soziale Jahr (FSJ) als erlebte Landeskunde. - Das Wort. Germanistisches Jahrbuch’ 97. GUS. DAAD (в соавторстве с Потаповой С.Ю.).
  10. Немецкий язык как иностранный: современные исследования в теории и практике Ярославский Педагогический вестник: Научно-методический журнал. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998 - № 1 (в соавторстве с Козиной И.В., Потаповой С.Ю.).
  11. Преподнести грамматическое правило не оставляя открытых вопросов (на примере немецкого артикля) //Иностранный язык и культура в вузе и школе: проблемы качества, оценки и контроля знаний: Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.
  12. Преподавание немецкого языка на специальных отделениях и международный стандарт «немецкий как иностранный»//Тезисы докладов и сообщений 10-ой научно-практической конференции «Развитие системы непрерывного образования в университетском комплексе педагогических учреждений Ярославской области – Ярославль, 2003.
  13. Den philologischen Erwartungen der studierenden entgegen kommen Rückblicke aus Wologda: Das “Modell Bochum zur Weiterqualifizierung russischer Germanisten (1995-2000).- Wologda: Rusj, 2003 (в соавторстве с Козиной И.В.).
  14. Организация продуктивного и репродуктивного речепроизводства с применением метода Mind Map («карта памяти»). -Теоретические и прикладные аспекты современного образования в условиях реализации национального проекта «Образование»: материалы Всероссийской научно-практической конференции : материалы Всероссийской научно-практической конференции : материалы Всероссийской научно-практической конференции – Ярославль, 2007.
  15. Применение модульной технологии в обучении грамматике немецкого языка на уровнях В1, В2 европейской шкалы требований Язык и общество: Диалог культур и традиций – 2009. : сборник материалов Международной научной конференции «Чтения Ушинского» - Ярославль, 2009.
  16. Топографическая оптимизация микромодуля история немецкого языка в системе макромодулей лингвистического педагогического образования Язык и общество: Диалог культур и традиций: сборник материалов Международной научной конференции «Чтения Ушинского» - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.
  17. Система наклонений немецкого глагола в новой интерпретации и практическая грамматика. - Ярославский педагогический вестник - ЯГПУ, 2014, № 4 – С. 211-215.
  18. Системный статус артикля и парадигматические значимости артиклевых словоформ существительного в современном немецком языке. - Национальная ассоциация учёных (НАУ) – Ежемесячный научный журнал № 5(10) 2015 Ч. 4, С.143-146 – [режим доступа] http://national-science.ru
  19. Немецкие глаголы со значением «trauern», «(sich) ärgern» в лексико-семантическом поле эмотивных глаголов. - Сборник материалов международной научной конференции «Чтения Ушинского». Вып. 13. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015, с.11-16.
  20. Функциональный аспект словоформы немецкого существительного с не-определённым артиклем и экспликация выража-емого ею смысла при переводе текста на русский язык. - Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 5-6 февраля 2021 г. [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2021.
  21. Асимметрия в парадигме артиклевых словоформ немецкого имени существительного и семантический объем словоформы с нулевым артиклем. - Язык и общество: Диалог культур и традиций: сборник материалов международной научной конференции «Чтения Ушинского. – Вып. 19. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021.

Учебно-методические работы:

  1. Системная значимость артиклевых словоформ существительного в современном немецком языке (учебное пособие). Ярославль: ЯГПУ им. Ушинского, 1995.
  2. Музыка (учебное пособие).- Ярославль, 1997 (в соавторстве с Козиной И.В.).
  3. Методические рекомендации и упражнения к книге для чтения на начальном этапе “Ein Mann zuviel”. - Ярославль, 2000 (в соавторстве с Карастелиной Н.В.).
  4. Bist du auf die Deutschprüfung bestens vorbereitet? Хорошо ли ты готов к сдаче экзамена по немецкому языку?: учебное пособие для школьников Ярославль, 2005 (в соавторстве с Соболевой О.В.).
  5. Германия. Учебно-методическое пособие по страноведению. Часть I Ярославль, 2010 (в соавторстве с Ковалёвой Т.Н.).
  6. Германия. Учебно-методическое пособие по страноведению. Часть II Ярославль, 2010 (в соавторстве с Ковалёвой Т.Н.).
  7. Музыка сегодня и всегда. Тексты и задания на немецком языке. - Ярославль, 2010 (в соавторстве с Ковалёвой Т.Н.).
  8. Системная значимость артиклевых словоформ существительного в современном немецком языке (учебное пособие) // http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met70/met70.html
  9. Методические рекомендации и упражнения к книге для чтения на начальном этапе “Ein Mann zuviel”. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010. (в соавторстве с Карастелиной Н.В.)
  10. Домашнее чтение по роману Мириам Пресслер “Вitterschokolade”. Часть I: учебно-методическое пособие.- Ярославль, 2013 (в соавторстве с Сосой О.А.).
  11. История немецкого языка. Вопросы и задания к практическим занятиям. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. – 40 с.
  12. Форма перфект немецкого глагола. Образование и употребление. Сборник упражнений. Часть I. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2021. – 28 с. (в соавторстве с Сосой О.А.)

Повышение квалификации

  • январь 1993 Семинар «Немецкий язык как иностранный» при Центре К.Дуйсберга (г.Кёльн)
  • июнь – август 1995 Курс повышения квалификации российских германистов «Modell Bochum» в Рурском университете (г.Вохум)
  • январь – февраль 1996 Курс повышения квалификации российских германистов «Modell Bochum» в Рурском университете (г.Вохум)
  • март – июнь 1996 Семинар Немецкого культурного центра им.Гёте (Goethe-Institut) в Ярославле, право преподавания на курсах немецкого языка в системе Немецкого культурного центра им.Гёте в Ярославле (г. Ярославль)
  • октябрь 2000 Семинар Немецкого культурного центра им.Гёте (Goethe-Institut) «Немецкий язык экономики. Вводный семинар» (г. Волгоград)
  • июнь 2000 Семинар Немецкого культурного центра им.Гёте (Goethe-Institut) «Немецкий язык экономики» (г.Дюссельдорф)
  • июнь 2001 Семинар Немецкого культурного центра им.Гёте (Goethe-Institut) «Особенности обучения на средней ступени» (г. Москва)
  • ноябрь 2001 Семинар Немецкого культурного центра им.Гёте (Goethe-Institut) «Особенности обучения на средней ступени 2» (г. Москва)
  • январь 2004 Семинар Немецкого культурного центра им.Гёте (Goethe-Institut) «Обучение и преподавание на продвинутой ступени» (г. Москва)
  • май 2008 Семинар повышения квалификации преподавателей немецкого языка как иностранного, организованный ЯГПУ им.К.Д.Ушинского и Немецким культурным Центром им.Гёте в России (г. Ярославль)
  • июнь 2008 Семинар «Методика и дидактика немецкого языка как иностранного», организованный ЯГПУ им.К.Д.Ушинского и Немецким культурным Центром им.Гёте в России (г. Ярославль)
  • «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза» в объёме 24 часа. в ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского». Удостоверение о повышении квалификации 762406949610 от 19.03.2018 г. Регистрационный номер 3636.
  • «Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодёжи на современном этапе. Противодействие экстремизму и терроризму» в объёме 72 часа в ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского». Удостоверение о повышении квалификации 762406020667 от 09.01.2018 г. Регистрационный номер 3200.
  • «Подготовка экспертов предметной комиссии ГИА по программам среднего общего образования» в объёме 20 часов. Удостоверение о повышении квалификации ГАУ ДПО ЯО ИРО 036766 от 2017 г. Рег номер 1441.
  • «Подготовка экспертов предметной комиссии ГИА по программам среднего общего образования» в объёме 20 часов. Удостоверение о повышении квалификации ГАУ ДПО ЯО ИРО 069145 от 2020 г. Рег номер 973.

Участие в научных семинарах и конференциях

  • Сертификат участника совместного онлайн-семинара DAG и МАУПН 20.03.2021
  • Сертификат участника 14-ой Международной научной конференции «Актуальные проблемы германистики, романистики, русистики» в Уральском государственном педагогическом университете 5-6 февраля 2021 г.

Дополнительная информация

Почетные звания и награды

Почётная грамота Мэрии города Ярославля за вклад в развитие и укрепление межкультурного диалога и дружественных отношений между Россией и Германией (2006)