Кафедра теории и методики профессионального образования

Материал из YSPU
Перейти к: навигация, поиск


Заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования,
доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Михаил Васильевич Новиков

Положение о кафедре теории и методики профессионального образования

Преподаватели кафедры

Штатный формуляр на 22.11.2017 XLS | PDF

Подробнее о составе кафедры

ФИО Должность Преподаваемые дисциплины Ученая степень (при наличии) Ученое звание (при наличии) Направление подготовки и (или) специальности Уровень образования Квалификация Повышение квалификации (или) профессиональная переподготовка (при наличии) Общий стаж работы Стаж работы по специальности

Присутственные часы преподавателей

Ф.И.О.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Новиков Михаил Васильевич
NovikovMV.jpg
9.00-12.30/14.30-17.00
9.00-12.30/14.30-17.00
9.00-12.30/14.30-17.00
9.00-12.30/14.30-17.00
9.00-12.30/14.30-16.00
Коряковцева Ольга Алексеевна
Koriakov Olga.JPG
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-16.00
Куликов Александр Юрьевич
Kulikov.jpg
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
Доссэ Татьяна Григорьевна
Tatyana Grugorevna.jpg
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
Тарханова Ирина Юрьевна
Тарханова.JPG
10.00-16.00
10.00-16.00
Бугайчук Татьяна Владимировна
Бугайчук Татьяна Владимировна.jpg
8.30-10.00
8.30-10.00
10.00-12.00
Юферова Марина Анатольевна
Юферова.jpg
10.00-12.00
12.00-15.30
12.00-14.00

Образовательные программы повышения квалификации

  • Дидактика высшей школы

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы

  • Противодействие коррупции

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы/Расписание

  • Технологии электронного обучения

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы

  • Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи на современном этапе. Противодействие экстремизму и терроризму

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы/Расписание

  • Организационно-методические основы инклюзивного образования в высшей школе

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы/Расписание

  • Оказание первой помощи

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы/Расписание

По окончании обучения выдаются: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации или свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

Научно-исследовательская работа

1.Кафедральная тема:«ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2. Научный руководитель НИР: Новиков Михаил Васильевич, д.и.н., профессор
3. Кафедра, на которой проводится НИР: ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4. Основание для проведения НИР: решение Ученого (научно-технического) Совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
5. Коды темы по рубрикатору ГРНТИ: 14.37.01, 14.37.09, 14.37.27
6. Ключевые слова и словосочетания, характеризующие тематику НИР и ожидаемые результаты (продукцию): дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, профессиональная компетентность, повышение квалификации преподавателя
7. Сроки проведения: начало – 01.01.2017 окончание – 31.12.2019 гг.
8. Цели, содержание и основные требования к проведению НИР: Исследование вопросов теории и практики профессионального развития, повышения профессиональной компетентности преподавателей педагогического вуза с использованием современных образовательных технологий и принципов образования взрослых.
9. Ожидаемые результаты НИР: Исследование особенностей переориентации преподавателей с массово-репродуктивного на индивидуально-творческий подход; исследование фактора всевозрастающего темпа старения знаний и их практического приложения; исследование гуманизации, гуманитаризации, демократизации, пcихологизации образовательных систем; исследование аспектов непрерывного образования; исследование особенностей вхождения российского образования в мировую культуру; исследование потребностей высшей школы в повышении гуманитарной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров; исследование деятельностной парадигмы образования, гуманитарной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров; исследование потребности учебных заведений в педагогических кадрах, обладающих не только высоким уровнем академических знаний, но и творческой активностью, готовых к развитию и саморазвитию, инициативных и ответственных; исследование потребностей общества в педагоге нового типа, умеющего не только обучать, но и воспитывать конкурентоспособную личность специалиста, и выдвижением в связи с этим новых требований к деятельности и личности преподавателя.
10. Научная, научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов: Научная и практическая значимость данного исследования определяется социальным заказом государства и общества, целью которого является создание и постоянное совершенствование модели непрерывного образования, образования через всю жизнь, в том числе образования взрослого человека, имеющего свою специфику. Практическая значимость исследования определяется насущной необходимостью повышения качества образования, внедрением новых образовательных стандартов, педагогических технологий и модернизации образовательного процесса в высшей школе в целом, что делает особенно значимым повышение квалификации преподавателей вузов и, прежде всего, развитие их мотивации к совершенствованию профессиональных компетенций и личностному росту посредством системы дополнительного профессионального образования.
  Практическая значимость исследования определяется также тем обстоятельством, что современная система повышения квалификации должна быть ориентирована не только на запросы общества и профессионального сообщества, производства, но в большей мере – на потребности личности, заинтересованной в проявлении и развитии своих способностей, нуждающейся в самоутверждении и социальной защищенности, готовой совершенствовать профессионализм деятельности, быть компетентной в реализации профессиональных функций и организации собственной жизни.
 

Научно-исследовательские лаборатории

«Изучение теоретико-методологических основ исторической науки в России в XIX - начале ХХ в.»
 Создана в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России на 2017-2019 гг., проект № 33.7591.2017/БЧ.
  Руководитель лаборатории:доктор исторических наук, профессор М.В. Новиков.
 

Постановка проблемы:
  В отечественной исторической науке и в историческом образовании в настоящее время одной из главных является методологическая проблема. Разнообразие методологических позиций, с которых выступают современные историки, требует глубокого понимания их культурной и философской сущности, перспектив и возможностей их использования в научной деятельности и в преподавании в университетах.
  Одним из факторов актуальности проблемы является длительное господство марксистско-ленинской методологии, которая успешно преодолевается в течение последней четверти века. В этой связи анализ возможностей использования методологии истории, разработанной в историографии ХIХ – начала ХХ в., представляется своевременной научной задачей.
  Поиск современных теоретико-методологических основ исторической науки, на наш взгляд, возможен лишь в ходе изучения возможно большего числа интеллектуальных альтернатив. Здесь одинаково важно и движение вперед вместе с зарубежными коллегами, и возврат к собственному не изученному должным образом, а порой и забытому прошлому. Научно-исследовательская лаборатория в течение 10 лет занималась изучением вклада российских историков XIX – начала ХХ в. – этого поистине «золотого века» отечественной историографии – в развитие эпистемологических и теоретико-методологических основ исторической науки в рамках тематического плана и государственного задания Минобрнауки России.
  Проведенные исследования позволили расширить и углубить наши представления о вкладе в развитие историософии и операционных основ исторической науки известных отечественных историков: Р.Ю. Виппера, В.О. Ключевского, В.П. Бузескула, Ф.Ф. Зелинского, Н.А. Рожкова, М.М. Богословского, А.Н. Савина, Т.Н. Грановского, М.М. Хвостова, А.А. Кизеветтера, мыслителей и общественных деятелей: Р.В. Иванова-Разумника, К.Н. Леонтьева, Н.Ф. Каптерева.
  В результате проведенных исследований накоплен большой теоретический материал, за последние 5 лет опубликованы 12 монографий, 88 научных статей, в том числе в изданиях, индексируемых в WoS и Scopus, сделан 31 доклад на общероссийских и международных конференциях. В ходе проведения научных исследований стала очевидной задача их продолжения через углубленное изучение творчества других российских ученых, внесших существенный вклад в развитие теоретико-методологических основ исторической науки.
 

«Изучение гражданской идентичности студенческой молодежи: сущность, условия развития, перспективы»
Создана в 2013 году как инициативное научное подразделение кафедры.
Руководитель лаборатории: доктор политических наук, профессор О.А. Коряковцева.


Международное сотрудничество

Соглашение о сотрудничестве с Высшей школой г. Резекне, Латвия заключено в целях содействия сотрудничеству в области образования и научных исследований, 9 сентября 2015 г.
  Основные направления сотрудничества:

  1. Обмен информацией по вопросам организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;
  2. Совместная организация симпозиумов, семинаров, конференций, практикумов и других мероприятий;
  3. Совместная разработка научно-исследовательских и образовательных проектов;
  4. Публикация совместных научных и научно-методических изданий;
  5. Сотрудничество в разработке и реализации совместных учебных программ магистратуры и постдипломного образования.

Новиков М.В.
  2014 г., апрель — участие в подписании Договора о создании Союза российских и китайских педагогических университетов, г. Пекин, КНР.
  2015 г., апрель — приглашенный профессор для чтения спецкурса «Внешняя политика СССР в Европе в 1933-1941 гг.» в Пекинском педагогическом университете, г. Пекин, КНР; в Пекинском столичном педагогическом университете, г. Пекин, КНР; в Нанкинском педагогическом университете, г. Нанкин, КНР; в Университете науки и технологии, г. Сучжоу, КНР; в Академии общественных наук КНР, г. Пекин.
  2015 г., октябрь — выступление с научным докладом на международной конференции в Пекинском педагогическом университете, г. Пекин, КНР.
  2016 г., июнь — организация и проведение российско-китайской научной конференции «Культура и образование в контексте международной политики крупных государств Евразии и Америки в XIX и XXI веках», ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
  2017 г., июнь — организация и проведение российско-китайской научной конференции «Империя. Война. Революция. Международное значение Октябрьской революции и ее влияние на ход мировой истории (комплексный и междисциплинарный подходы)», ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
 

  1. Подготовка школьных учебников истории в современной России и нарратив о китайской войне // Вопросы преподавания истории. – 2015. – № 5. – С. 124-127. Шанхай. (Статья. На китайском языке) 
  2. Единый учебник по российской истории: постановка проблемы и дискуссия // Первая международная конференция по проблемам глобального исторического образования. 31 октября – 1 ноября 2015 г. Пекин. (Статья. На китайском языке)
  3. Единый учебник по истории России: постановка проблемы и дискуссия // Преподавание истории в средней школе. Шанхай. (Статья. На китайском языке)
  4. Культура и образование в контексте международной политики крупных государств Евразии и Америки в XIX и XXI веках : материалы международной научной конференции (27 июня 2016 г. Пекин − Ярославль) / под науч. ред. Проф. М. В. Новикова. − Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. – 271 с.
  5. Империя. Война. Революция. Международное значение Октябрьской революции и ее влияние на ход мировой истории (комплексный и междисциплинарный подходы): материалы международной научной конференции (15-16 июня 2017 г. Пекин − Ярославль) / под науч. ред. проф. М. В. Новикова. − Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – 483 с.

Коряковцева О.А.

  1. Research of Category «Motivation» as a Basic Tool of Personnel Management / International Review of Management and Marketing. Available at http: www.econjournals.com.
  2. University Innovation Ecosystem as a Mechanism of Innovation Process Development / The Social Sciences 11 (14): 3479-3483, 2016.
  3. The problem of professional competence of teachers in the field of formation and development of modern civil identity of students // Education reform in comprehensive school: Education content research and implementation problems: The collection of scientific papers. Resekne: Resekne Academy of Technologies, 2017. - P. 44-53.
  4. Идентичность как объект исследования социальных наук: феноменологический подход // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III. May 26-27. 2017 Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. - P. 204-221.

Коряковцева О.А., Доссэ Т.Г.
  Time of changes: the path to "recovery" environment and youth policy for young people // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III. May 27-28. 2016 Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. - P. 376-486.

Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В.

  1. Formation of young people’s civil identity: technological approach / The 3d International Scientific-Practical Conference on the Humanities and the Natural Science, 23-29 December 2015. - L., 2015. №3. - P. 129-138.
  2. Specificity of development of identity of young citizens in conditions of social transformations //Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I. May 27-28. 2016, Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. - P. 399-407.
  3. О кризисе гражданской идентичности в современном мире// XXI век: фундаментальная наука и технологии: материалы XII Международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2017 г. North Charleston, USA, 2017.Ч.1. - С.40-43.

Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю.

  1. Постдипломное образование взрослых в условиях приоритетов академической и профессиональной мобильности личности // Веснίк Брэсцкага ўнίверсίтэта. – 2014. – № 2.
  2. Axiological innovation additional professional education // Proceedings of the 1st International Sciences Conference “Science and Education in Australia, America and Eurasia: Fundamental and Applied Science”. International Agency for the Development of Culture, Education and Science. Australia, Melbourne, 2014. – P. 455-457.
  3. Continuing education as a condition of the modern teacher professional development // Society. Integration. Education. Proceeding of the International Scientific Conference. Volume IV, May 22-23, 2015. Resekne: Resekne Augtskola, 2015. P. 48-57.
  4. Performance management of supplementary vocational education: competency-based or qualification-based approach? // Published in the conference reports of The International Conference «Social Science and Humanity» 23-29 March 2017. – P. 113-123.

Бугайчук Т.В.
 

  1. Роль образования в формировании гражданина: особенности патриотического воспитания клиентов психоневрологического интерната // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал науки и образования Казахстана в условиях современных вызовов и глобализации общества». – Талдыкорган, Казахстан: ЖГУ им. И. Жансугурова, 2016. Т. 2. - С. 71 – 75.

Тарханова И.Ю.

  1. Questions health saving in adult education // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III, May 27th-28th, 2016. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. p. 592. - P. 573-581.
  2. Continuing education in the life strategies adults // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III, May 26th-27th, 2017. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. p. 592. - P. 556-564.

Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Юферова М.А.
 

  1. Conflict tolerance of a teacher: diagnosis and development// Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I. May 26-27. 2017. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. - P. 554-562.


Публикации кафедры

Новиков Михаил Васильевич
Коряковцева Ольга Алексеевна
Куликов Александр Юрьевич
Доссэ Татьяна Григорьевна
Тарханова Ирина Юрьевна
Бугайчук Татьяна Владимировна
Юферова Марина Анатольевна