Кафедра теории и методики профессионального образования

Материал из YSPU
Перейти к: навигация, поиск


Заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования,
доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Михаил Васильевич Новиков

Положение о кафедре теории и методики профессионального образования

Присутственные часы преподавателей

Ф.И.О.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Новиков Михаил Васильевич
NovikovMV.jpg
9.00-12.30
14.30-17.00
9.00-12.30
14.30-17.00
9.00-12.30
14.30-17.00
9.00-12.30
14.30-17.00
9.00-12.30
14.30-16.00
Коряковцева Ольга Алексеевна
Koriakov Olga.JPG
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-17.00
09.00-16.00
Куликов Александр Юрьевич
Kulikov.jpg
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
Доссэ Татьяна Григорьевна
Tatyana Grugorevna.jpg
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
10.00-16.00
Тарханова Ирина Юрьевна
Тарханова.JPG
10.00-16.00
10.00-16.00
Бугайчук Татьяна Владимировна
Бугайчук Татьяна Владимировна.jpg
8.30-10.00
8.30-10.00
10.00-12.00
Юферова Марина Анатольевна
Юферова.jpg
10.00-12.00
12.00-15.30
12.00-14.00

Образовательные программы повышения квалификации

  • Дидактика высшей школы

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы

  • Противодействие коррупции

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы/Расписание

  • Технологии электронного обучения

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы

  • Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи на современном этапе. Противодействие экстремизму и терроризму

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы/Расписание

  • Организационно-методические основы инклюзивного образования в высшей школе

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы/Расписание

  • Оказание первой помощи

Аннотация/Программа/Экспертная оценка программы/Расписание

По окончании обучения выдаются: удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Научно-исследовательская работа

1.Кафедральная тема:«ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2. Научный руководитель НИР: Новиков Михаил Васильевич, д.и.н., профессор
3. Кафедра, на которой проводится НИР: ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4. Основание для проведения НИР: решение Ученого (научно-технического) Совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
5. Коды темы по рубрикатору ГРНТИ: 14.37.01, 14.37.09, 14.37.27
6. Ключевые слова и словосочетания, характеризующие тематику НИР и ожидаемые результаты (продукцию): дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, профессиональная компетентность, повышение квалификации преподавателя
7. Сроки проведения: начало – 01.01.2017 окончание – 31.12.2019 гг.
8. Цели, содержание и основные требования к проведению НИР: Исследование вопросов теории и практики профессионального развития, повышения профессиональной компетентности преподавателей педагогического вуза с использованием современных образовательных технологий и принципов образования взрослых.
9. Ожидаемые результаты НИР: Исследование особенностей переориентации преподавателей с массово-репродуктивного на индивидуально-творческий подход; исследование фактора всевозрастающего темпа старения знаний и их практического приложения; исследование гуманизации, гуманитаризации, демократизации, пcихологизации образовательных систем; исследование аспектов непрерывного образования; исследование особенностей вхождения российского образования в мировую культуру; исследование потребностей высшей школы в повышении гуманитарной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров; исследование деятельностной парадигмы образования, гуманитарной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров; исследование потребности учебных заведений в педагогических кадрах, обладающих не только высоким уровнем академических знаний, но и творческой активностью, готовых к развитию и саморазвитию, инициативных и ответственных; исследование потребностей общества в педагоге нового типа, умеющего не только обучать, но и воспитывать конкурентоспособную личность специалиста, и выдвижением в связи с этим новых требований к деятельности и личности преподавателя.
10. Научная, научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов: Научная и практическая значимость данного исследования определяется социальным заказом государства и общества, целью которого является создание и постоянное совершенствование модели непрерывного образования, образования через всю жизнь, в том числе образования взрослого человека, имеющего свою специфику. Практическая значимость исследования определяется насущной необходимостью повышения качества образования, внедрением новых образовательных стандартов, педагогических технологий и модернизации образовательного процесса в высшей школе в целом, что делает особенно значимым повышение квалификации преподавателей вузов и, прежде всего, развитие их мотивации к совершенствованию профессиональных компетенций и личностному росту посредством системы дополнительного профессионального образования.
  Практическая значимость исследования определяется также тем обстоятельством, что современная система повышения квалификации должна быть ориентирована не только на запросы общества и профессионального сообщества, производства, но в большей мере – на потребности личности, заинтересованной в проявлении и развитии своих способностей, нуждающейся в самоутверждении и социальной защищенности, готовой совершенствовать профессионализм деятельности, быть компетентной в реализации профессиональных функций и организации собственной жизни.
 

Научно-исследовательские лаборатории

«Изучение теоретико-методологических основ исторической науки в России в XIX - начале ХХ в.»
 Создана в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России на 2017-2019 гг., проект № 33.7591.2017/БЧ.
  Руководитель лаборатории:доктор исторических наук, профессор М.В. Новиков.
 

Постановка проблемы:
  В отечественной исторической науке и в историческом образовании в настоящее время одной из главных является методологическая проблема. Разнообразие методологических позиций, с которых выступают современные историки, требует глубокого понимания их культурной и философской сущности, перспектив и возможностей их использования в научной деятельности и в преподавании в университетах.
  Одним из факторов актуальности проблемы является длительное господство марксистско-ленинской методологии, которая успешно преодолевается в течение последней четверти века. В этой связи анализ возможностей использования методологии истории, разработанной в историографии ХIХ – начала ХХ в., представляется своевременной научной задачей.
  Поиск современных теоретико-методологических основ исторической науки, на наш взгляд, возможен лишь в ходе изучения возможно большего числа интеллектуальных альтернатив. Здесь одинаково важно и движение вперед вместе с зарубежными коллегами, и возврат к собственному не изученному должным образом, а порой и забытому прошлому. Научно-исследовательская лаборатория в течение 10 лет занималась изучением вклада российских историков XIX – начала ХХ в. – этого поистине «золотого века» отечественной историографии – в развитие эпистемологических и теоретико-методологических основ исторической науки в рамках тематического плана и государственного задания Минобрнауки России.
  Проведенные исследования позволили расширить и углубить наши представления о вкладе в развитие историософии и операционных основ исторической науки известных отечественных историков: Р.Ю. Виппера, В.О. Ключевского, В.П. Бузескула, Ф.Ф. Зелинского, Н.А. Рожкова, М.М. Богословского, А.Н. Савина, Т.Н. Грановского, М.М. Хвостова, А.А. Кизеветтера, мыслителей и общественных деятелей: Р.В. Иванова-Разумника, К.Н. Леонтьева, Н.Ф. Каптерева.
  В результате проведенных исследований накоплен большой теоретический материал, за последние 5 лет опубликованы 12 монографий, 88 научных статей, в том числе в изданиях, индексируемых в WoS и Scopus, сделан 31 доклад на общероссийских и международных конференциях. В ходе проведения научных исследований стала очевидной задача их продолжения через углубленное изучение творчества других российских ученых, внесших существенный вклад в развитие теоретико-методологических основ исторической науки.
 

«Изучение гражданской идентичности студенческой молодежи: сущность, условия развития, перспективы»
Создана в 2013 году как инициативное научное подразделение кафедры.
Руководитель лаборатории: доктор политических наук, профессор О.А. Коряковцева.
  Постановка проблемы:
  Проблемы гражданского самосознания для России имеют особое значение, и это связано, в первую очередь, с этническим многообразием страны, особенностями устройства социальной жизни населения, спецификой российского менталитета. В подлинном гражданском самосознании главным компонентом является чувство исторической преемственности, сопереживание не только к настоящему, но и ко всей многовековой истории Отечества, его будущему за пределами собственного жизненного пути.
  Гражданское самосознание является фактором, формирующим целое духовное и социокультурное пространство российской нации. Следовательно, важнейшей предпосылкой преодоления кризиса российского общества является формирование в общественном сознании Национальной идеи, отвечающей вызову времени, которая оказывает влияние на воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, ее традициям и обычаям.
Таким образом, актуальность деятельности лаборатории обусловлена наличием социального заказа на формирование у подрастающего поколения ответственной гражданской позиции. Эта задача представлена в различных нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней, в частности:

  • «Стратегия развития России до 2020 г.»;
  • Инициатива «Наша новая школа»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2016-2020 г.г.);
  • Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г.

Понимая, что абсентеизм, наличие антигражданских позиций у молодежи, протестный характер политических настроений, пропаганда экстремизма в Интернет-среде и другие социально-политические факторы формируют альтернативное образовательному пространство гражданского становления молодежи, необходимо осмысление происходящих процессов и поиск эффективных решений.
  В результате осмысления научных материалов и проведенных исследований в Лаборатории накоплен большой теоретический материал, который был тиражирован, а именно:

  • опубликовано 2 монографии;
  • более 50 научных статей, в том числе в изданиях, индексируемых в Web of Science и Scopus;
  • сделаны доклады на общероссийских международных конференциях;
  • разработано и издано учебное пособие «Социально-политические и психологические основы работы с молодежью». Цель пособия – помочь в организации эффективной работы с этой неоднозначной категорией населения. Пособие подготовлено с учетом компетентностного подхода к подготовке специалистов в современной России.
  • разработано и издано учебное пособие «Технологии развития гражданской идентичности студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза», которое предназначено для преподавателей граждановедческих курсов, политологии и других социально-гуманитарных дисциплин. Оно также может представлять интерес и для преподавателей других предметов, ставящих перед собой задачу формирования гражданской идентичности обучающихся.
  • разработан и апробирован диагностический инструментарий для исследования гражданской идентичности студентов и преподавателей.


Международное сотрудничество

Соглашение о сотрудничестве с Высшей школой г. Резекне, Латвия заключено в целях содействия сотрудничеству в области образования и научных исследований, 9 сентября 2015 г.
  Основные направления сотрудничества:

  1. Обмен информацией по вопросам организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;
  2. Совместная организация симпозиумов, семинаров, конференций, практикумов и других мероприятий;
  3. Совместная разработка научно-исследовательских и образовательных проектов;
  4. Публикация совместных научных и научно-методических изданий;
  5. Сотрудничество в разработке и реализации совместных учебных программ магистратуры и постдипломного образования.

Новиков М.В.
  2014 г., апрель — участие в подписании Договора о создании Союза российских и китайских педагогических университетов, г. Пекин, КНР.
  2015 г., апрель — приглашенный профессор для чтения спецкурса «Внешняя политика СССР в Европе в 1933-1941 гг.» в Пекинском педагогическом университете, г. Пекин, КНР; в Пекинском столичном педагогическом университете, г. Пекин, КНР; в Нанкинском педагогическом университете, г. Нанкин, КНР; в Университете науки и технологии, г. Сучжоу, КНР; в Академии общественных наук КНР, г. Пекин.
  2015 г., октябрь — выступление с научным докладом на международной конференции в Пекинском педагогическом университете, г. Пекин, КНР.
  2016 г., июнь — организация и проведение российско-китайской научной конференции «Культура и образование в контексте международной политики крупных государств Евразии и Америки в XIX и XXI веках», ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
  2017 г., июнь — организация и проведение российско-китайской научной конференции «Империя. Война. Революция. Международное значение Октябрьской революции и ее влияние на ход мировой истории (комплексный и междисциплинарный подходы)», ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
  2017, декабрь — приглашенный профессор для чтения лекций в Пекинском университете политических наук и права, г. Пекин, в Центрально-Китайском педагогическом университете, г. Ухань, в Хэнанском педагогическом университете, г. Синсян, в Гуансинском педагогическом университете, г. Гуйлинь, в Университете науки и технологий, г. Сучжоу.
 

  1. Подготовка школьных учебников истории в современной России и нарратив о китайской войне // Вопросы преподавания истории. – 2015. – № 5. – С. 124-127. Шанхай. (Статья. На китайском языке) 
  2. Единый учебник по российской истории: постановка проблемы и дискуссия // Первая международная конференция по проблемам глобального исторического образования. 31 октября – 1 ноября 2015 г. Пекин. (Статья. На китайском языке)
  3. Единый учебник по истории России: постановка проблемы и дискуссия // Преподавание истории в средней школе. Шанхай. (Статья. На китайском языке)
  4. Культура и образование в контексте международной политики крупных государств Евразии и Америки в XIX и XXI веках : материалы международной научной конференции (27 июня 2016 г. Пекин − Ярославль) / под науч. ред. Проф. М. В. Новикова. − Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. – 271 с.
  5. Империя. Война. Революция. Международное значение Октябрьской революции и ее влияние на ход мировой истории (комплексный и междисциплинарный подходы): материалы международной научной конференции (15-16 июня 2017 г. Пекин − Ярославль) / под науч. ред. проф. М. В. Новикова. − Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – 483 с.

Коряковцева О.А.

  1. Research of Category «Motivation» as a Basic Tool of Personnel Management / International Review of Management and Marketing. Available at http: www.econjournals.com.
  2. University Innovation Ecosystem as a Mechanism of Innovation Process Development / The Social Sciences 11 (14): 3479-3483, 2016.
  3. The problem of professional competence of teachers in the field of formation and development of modern civil identity of students // Education reform in comprehensive school: Education content research and implementation problems: The collection of scientific papers. Resekne: Resekne Academy of Technologies, 2017. - P. 44-53.
  4. Идентичность как объект исследования социальных наук: феноменологический подход // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III. May 26-27. 2017 Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. - P. 204-221.

Коряковцева О.А., Доссэ Т.Г.
  Time of changes: the path to "recovery" environment and youth policy for young people // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III. May 27-28. 2016 Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. - P. 376-486.

Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В.

  1. Formation of young people’s civil identity: technological approach / The 3d International Scientific-Practical Conference on the Humanities and the Natural Science, 23-29 December 2015. - L., 2015. №3. - P. 129-138.
  2. Specificity of development of identity of young citizens in conditions of social transformations //Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I. May 27-28. 2016, Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. - P. 399-407.
  3. О кризисе гражданской идентичности в современном мире// XXI век: фундаментальная наука и технологии: материалы XII Международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2017 г. North Charleston, USA, 2017.Ч.1. - С.40-43.

Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю.

  1. Постдипломное образование взрослых в условиях приоритетов академической и профессиональной мобильности личности // Веснίк Брэсцкага ўнίверсίтэта. – 2014. – № 2.
  2. Axiological innovation additional professional education // Proceedings of the 1st International Sciences Conference “Science and Education in Australia, America and Eurasia: Fundamental and Applied Science”. International Agency for the Development of Culture, Education and Science. Australia, Melbourne, 2014. – P. 455-457.
  3. Continuing education as a condition of the modern teacher professional development // Society. Integration. Education. Proceeding of the International Scientific Conference. Volume IV, May 22-23, 2015. Resekne: Resekne Augtskola, 2015. P. 48-57.
  4. Performance management of supplementary vocational education: competency-based or qualification-based approach? // Published in the conference reports of The International Conference «Social Science and Humanity» 23-29 March 2017. – P. 113-123.

Бугайчук Т.В.
 

  1. Роль образования в формировании гражданина: особенности патриотического воспитания клиентов психоневрологического интерната // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал науки и образования Казахстана в условиях современных вызовов и глобализации общества». – Талдыкорган, Казахстан: ЖГУ им. И. Жансугурова, 2016. Т. 2. - С. 71 – 75.

Тарханова И.Ю.

  1. Questions health saving in adult education // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III, May 27th-28th, 2016. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. p. 592. - P. 573-581.
  2. Continuing education in the life strategies adults // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume III, May 26th-27th, 2017. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. p. 592. - P. 556-564.

Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Юферова М.А.
 

  1. Conflict tolerance of a teacher: diagnosis and development// Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I. May 26-27. 2017. Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2017. - P. 554-562.

Публикации кафедры

Новиков Михаил Васильевич
Коряковцева Ольга Алексеевна
Куликов Александр Юрьевич
Доссэ Татьяна Григорьевна
Тарханова Ирина Юрьевна
Бугайчук Татьяна Владимировна
Юферова Марина Анатольевна

Профессорско-преподавательский состав

ФИО Должность Преподаваемые дисциплины Ученая степень (при наличии) Ученое звание (при наличии) Направление подготовки и (или) специальности Уровень образо-
вания
Квалификация Повышение квалификации (или) профессио-
нальная переподготовка (при наличии)
Общий стаж работы Стаж работы по специ-
альности
Новиков Михаил Васильевич Заведующий кафедрой
  • История образования взрослых в России и за рубежом
  • Современные направления научных исследований в области образования взрослых
Профессор История
Обществоведение
Английский язык
Высшее Преподаватель истории,
обществоведения и английского языка
  • Применение профессиональных стандартов в сфере ДПО (май 2016 г. НИУ Высшая школа экономики. Учебный центр подготовки руководителей г. Санкт-Петербург)
  • Инновационные образовательные методы и технологии (март 2016 г.Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова г. Ярославль)
44 32
Коряковцева Ольга Алексеевна профессор
  • Государственная молодежная политика в Российской Федерации;
  • Региональная и муниципальная молодежная политика;
  • Деловой этикет;
  • Инновации в образовании и социальной сфере;
  • Профессиональное развитие педагога: новый взгляд;
  • Профессиональные компетенции и профессиональные стандарты;
  • Проектирование управленческих решений;
  • Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи
  • Оказание первой помощи
  • доктор политических наук,
  • кандидат педагогических наук
доцент Организация работы с молодежью высшее магистр

ПП:

  • Преподаватель высшей школы;

КПК:

  • «Противодействие коррупции» (2015);
  • «Управление инновационными процессами» (2016);
  • «Отдельные аспекты внедрения профессиональных стандартов в организации»(2016);
  • «Внедрение модели обучения и индивидуального социально-псих. сопровождения обучающихся с нарушением зрения (2016);
  • «Внедрение модели обучения и индивидуального социально-псих. сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата) (2016);
39 13
Куликов Александр Юрьевич доцент
  • Психология
  • Организация научно-исследовательской работы в вузе
  • Противодействие коррупции
  • Менеджмент в профессиональной деятельности
  • Информационные технологии в образовании
кандидат психологических наук доцент Психология Высшее Психолог, преподаватель психологии
  1. С 26.01 по 06.02. 2015 г. В ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» по программе «Противодействие коррупции государственных и муниципальных органах власти» в объёме 72 часа (Удостоверение о повышении квалификации № 17948)
  2. С 20.02 по 27.02.2016 г. В ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по программе «Управление инновационными процессами в условиях модернизации современного образования» в объеме 72 часа (Удостоверение о повышении квалификации № 762403272472)
  3. С 17.10 по 31.10.2016 г. В ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» по программе «Внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опор-но-двигательного аппарата» в объеме 216 часа (Удостоверение о повышении квалификации № 432402520780)
39 22
Тарханова Ирина Юрьевна доцент
  • Современные проблемы науки и образования
  • Современные технологии образования взрослых
доктор педагогических наук доцент биология специалист Учитель биологии и химии
  • Диплом о профессиональной переподготовке «Психология», ЯГПУ, 2007
  • Диплом о профессиональной переподготовке «Специалист по социальной работе», ЯГПУ, 2017
20 20
Бугайчук Татьяна Владимировна доцент
  • Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи на современном этапе.
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Дидактика высшей школы
  • Психология (учебные модули по дисциплинам «Общая психология»;

- Возрастная психология; - Социальная психология; - Педагогическая психология; - Психология профессионального образования.

  • Методология и методы организации научного исследования
  • Управление инновационной и научно-исследовательской деятельностью
  • Планирование карьеры взрослого человека

кандидат психологических наук доцент психология специалист Педагог-психолог
  • октябрь 2015 г.- курсы повышения квалификации по программе «Противодействие коррупции» ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.
  • С 20 по 27 февраля 2016 г. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского «Управление инновационными процессами в условиях модернизации современного образования» в объеме 72 часа
  • С 3 по 13 октября 2016 г. ВятГУ, г. Киров курсы повышения квалификации для руководителей структурных подразделений вуза, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава вузов, осуществляющих подготовку обучающихся с нарушением зрения/опорно-двигательного аппарата в объеме 72 часа
  • Февраль – март 2017 г. - повышения квалификации по программе «Дидактика высшей школы» ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

15 12
Юферова Марина Анатольевна доцент
  • Ресурсы стрессоустойчивости профессионала
  • Технологии урегулирования конфликтов в образовательной среде
  • Организация и деятельность школьных служб медиации.

кандидат психологических наук доцент история, психология специалист учитель истории, педагог-психолог
  • «Противодействие коррупции» 2015 г.,
  • «Медиация. Курс подготовки тренеров-медиаторов» 2015 г.,
  • «Теория и практика травматерапии» 2016 г.,
  • «Методы системной медиации» 2016 г.,
  • «Управление инновационными процессами в условиях модернизации современного образования» 2016 г.,
  • «Внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением зрения» 2016,
  • «Судебная медиация» 2017 г.,
  • «Mediation of complex and emotional family conflict» 2017 г.

20 20
Доссэ Татьяна Григорьевна доцент
  • Основы андрогогики
  • Профессиональная коммуникативная компетентность: речевой аспект.

Кандидат филологических наук доцент Русский язык, Литература специалист учитель русского языка и литературы
  • «Тьюторское сопровождение процесса реализации программ дополнительного профессионального образования», 2015г., ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
  • «Внедрение модели обучения и индивидуальное социально-психологического сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями», 2016г., Вятский государственный университет»

47 47