Кафедра теории и методики преподавания иностранных языков

Материал из YSPU
Перейти к: навигация, поиск
Перейти: Факультеты ЯГПУ
Факультет иностранных языков
Кафедры

Контактная информация

Аверина Мария Николаевна - заведующая кафедрой
  • Заведующая кафедрой: Аверина Мария Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент
  • e-mail: m.averina@yspu.org
  • Телефон кафедры: (4852) 73-19-38
  • Адрес: Ярославль, Которосльная наб., 66, 5 учебный корпус, 2 эт., каб. 218

Профессорско-преподавательский состав

ФИО Должность Преподаваемые дисциплины Ученая степень (при наличии) Ученое звание (при наличии) Направление подготовки и (или) специальности Уровень образования Квалификация Повышение квалификации (или) профессиональная переподготовка (при наличии) Общий стаж работы Стаж работы по специальности
Аверина Мария Николаевна декан/ зав.кафедрой / доцент Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка (английский язык; Практический курс первого иностранного языка; Методика обучения и воспитания в области иностранного языка; Модернизация языкового образования Кандидат педагогических наук Доцент Английский и немецкий языки Высшее образование Учитель английского и немецкого языков средней школы 26 лет 21 год
Беляева Ольга Владимировна Ассистент Иностранный язык региона специализации; Методика обучения и воспитания в области иностранного язык; Практический курс первого иностранного языка; Раннее обучение иностранным языка;Современные средства оценки результатов обучения Филология (английский и французский языки) Высшее образование Учитель английского и французского языков Удостоверение о повышении квалификации 036653 № 1328 от 01.03.2017 ГАУ ДПО ЯО ИРО, программа повышения квалификации «Подготовка экспертов предметной комиссии ГИА по программам среднего общего образования. Английский язык» в объеме 20 уч.часов 10 лет 3 года
Буданова Екатерина Александровна Доцент Методика обучения и воспитания в области иностранного языка; Теория и методика обучения и воспитания; Практический курс первого иностранного языка Кандидат педагогических наук Доцент Английский и немецкий языки Высшее образование Учитель английского и немецкого языков средней школы Удостоверение о повышении квалификации 760600011176 № 28944 от 04.04.2017 ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» программа повышения квалификации «Применение профессиональных стандартов при регулировании трудовых отношений в образовательных организациях» в объеме 48 часов 19 лет 19 года
Валитов Андрей Рафикович Доцент Педагогическая риторика; Русский язык и культура речи; Риторика; Функциональная стилистика русского языка; Современный литературный процесс; Русская литература; Русская языковая норма и проблемы словоупотребления в переводе Кандидат филологических наук Доцент учитель русского языка и литературы Высшее образование Программа повышения квалификации «Дидактика высшей школы: Оказание первой помощи» (04.10.2017-08.12.2017) в объеме 40 уч.часов 33 года 28 лет
Драгунова Анна Андреевна Ст. преподаватель Методика обучения и воспитания в области иностранного языка; Практический курс первого иностранного языка; Образовательные Интернет-ресурсы в преподавании иностранных языков; Современные средства оценки результатов обучения Кандидат педагогических наук История с дополнительной специальностью Высшее образование Учитель истории и английского языка 15 лет 7 лет
Суминова Ксения Евгеньевна Ассистент Иностранный язык региона специализации (основной); Практикум по культуре речевого общения (англ.яз.); Практический курс первого иностранного языка; Деловой английский Магистр по направлению «Педагогическое образование»,

профиль «Образование в области иностранного языка»

Высшее образование Магистр по направлению Педагогическое образование (профиль «Образование в области иностранного языка») 1 месяц 1 месяц
Ефимова Марина Викторовна Доцент Методика обучения и воспитания в области иностранного языка; Психология межличностных отношений; Педагогика и психология высшей школы; Лингводидактика; Когнитивный подход к преподаванию иностранного языка; Иностранный язык (второй) Кандидат педагогических наук Доцент Психология; Учитель немецкого и английского языков Высшее образование Психолог, преподаватель психологии Удостоверение о повышении квалификации 036759 № 1434 от 28.02.2017 ГАУ ДПО ЯО ИРО, программа повышения квалификации «Подготовка экспертов предметной комиссии ГИА по программам среднего общего образования. Немецкий язык» в объеме 20 уч.часов 32 года 21 год
Журина Анна Сергеевна Ассистент Вводный коррекционный курс иностранного языка (англ.яз.); Практическая фонетика первого иностранного языка; Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка (англ.яз.); Практический курс второго иностранного языка; Методика обучения и воспитания в области иностранного языка Перевод и переводоведение Высшее образование Лингвист, переводчик Удостоверение о повышении квалификации № 2782 от 09.06.2017 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» , программа повышения квалификации «Развитие корпоративной информационно-коммуникационной культуры преподавателя вуза») в объеме 72 учебных часа 4 года 4 года
[[Ляпина Лариса Евгеньевна}} Ст. преподаватель Функциональная стилистика; Проблемы современного русского языка; Русский язык и культура речи; Русская языковая норма и проблемы словоупотребления в переводе Русский язык и литература Высшее образование Филолог-русист, преподаватель 35 лет 34 года
Чеботова Ирина Геннадьевна Ассистент Методика обучения и воспитания в области иностранного языка; Практический курс второго иностранного языка (нем.яз.); Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка (нем.яз.); Иностранный язык (второй); Лингвострановедческий подход в преподавании иностранных языков; Образовательные Интернет-ресурсы в преподавании иностранных языков; Современные средства оценки результатов обучения Иностранный язык с дополнительной специальностью Высшее образование учитель немецкого и английского языков Удостоверение о повышении квалификации № 2971 от 22.12.2016 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» , программа повышения квалификации «Корпоративная информационно-коммуникативная культура в вузе» (в том числе – модуль «Новое программное обеспечение «1С Университет: Приёмная кампания») в объеме 72 учебных часа 9 лет 8 лет

Дисциплины, закрепленные за кафедрой по реализуемым образовательным программам

Деятельность кафедры

Кафедра поставила главную задачу поиска новых подходов к организации и содержанию преподавания методики, рассматривая ее как основное звено в системе психолого-педагогической и специальной подготовки студентов.

Кафедра целенаправленно реализует комплексный подход к системе обучения студентов ведущей с одной стороны к интеграции специальных прикладных и теоретических дисциплин, с другой - к взаимопроникновению методических, педагогических и психологических знаний студентов. Претворяя в жизнь идею непрерывного педагогического образования, кафедра решает задачу организации и проведения всех видов педагогической практики с 3 по 5 курс. Осуществляется тесная связь со школами и учителями города: проводятся школьные олимпиады, совместные конференции, методические семинары.

Научно-исследовательская работа кафедры ведется в русле научной темы факультета «Лингвистика и лингводидактика в диалоге культур». Результаты научных исследований находят свое отражение в научных публикациях кафедры, которые являются итогом участия преподавателей в различных региональных, международных, всероссийских конференциях и семинарах.

В 2002 году на кафедре была открыта аспирантура по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки).

Реализация компетентностного подхода в проведении педагогических практик

Педагогическая практика является неотъемлемым и чрезвычайно важным компонентом учебного процесса на факультете иностранных языков. Педагогическая практика имеет свою специфику: с одной стороны она является элементом всей логической цепи единого процесса методической подготовки студента (лекции – самостоятельная работа – семинарские занятия – практика в школе). С другой стороны, практика в школе имеет в силу ряда причин автономный характер.
Целью методической подготовки студентов является создание базы профессионально-методической деятельности, основой которой являются следующие базовые компетенции: коммуникативная, профессиональная, информационная (под компетенцией понимается совокупность качеств личности, знаний, умений и навыков). В период педагогической практики студент поставлен перед необходимостью решать методические задачи не только в соответствии с теоретическими положениями, но и в связи с конкретными условиями обучения - лингвистической подготовкой данного класса, психологическими особенностями возраста и другими факторами реальной учебной ситуации. Педагогическая практика представляет собой конкретную модель будущей профессиональной деятельности студентов и апробацию профессионального потенциала будущих учителей, как в плане их методической подготовки, так и в отношении реализации знания иностранного языка.
Педагогическая практика состоит из трех основных этапов:

  • подготовительного этапа (на базе университета), в который входят установочная конференция и учебно-методический тренинг;
  • основного этапа (на базе школ), состоящего из пассивной педагогической практики (1-ая неделя), промежуточной конференции и активной педагогической практики;
  • заключительного этапа (на базе университета), в который входит итоговая конференция, проверка отчетных документов и выставление оценок.

I. Подготовительный этап длится в течение первых трех дней педагогической практики.
Первые два дня занимает учебно-методический тренинг – особая форма занятий, при которой формируются определенные профессиональные навыки. Эта часть подготовительного этапа включает решение различного рода профессиональных задач, в том числе и на основе видеоуроков, с учетом предметной направленности факультета. Занятия проводят как преподаватели кафедры теории и методики преподавания иностранных языков, так и преподаватели института психологии и педагогики, кафедры психологии.Установочная конференция проходит на третий день подготовительного этапа и ее задачей является ознакомить студентов: с целями и задачами педпрактики; этапами педпрактики; перечнем, формой и содержанием отчетной документации по педпрактике; местами прохождения педагогической практики и ее руководителями; расписанием групповых занятий, проводимых во время подготовительного этапа; расписанием индивидуальных дополнительных консультаций.
II. Основной этап состоит из пассивной практики и активной практики. В период пассивной педагогической практики (первой недели) студенты знакомятся с учебным заведением, изучают условия прохождения практики, посещают уроки учителей в разных классах и анализируют их.
В течение активной педагогической практики студенты-практиканты самостоятельно дают, а также посещают уроки коллег-студентов, проводят воспитательные мероприятия, исследования личности школьника и ученического коллектива, участвуют в заседаниях педагогического совета, проводят родительские собрания.
III. Заключительный этап - совпадает с последней неделей педагогической практики и заканчивается итоговой конференцией. Студенты-практиканты готовят отчетные документы и проводят зачетные уроки. На итоговой конференции студенты делятся своими впечатлениями, рассказывают о своих успехах и трудностях, высказывают пожелания.
Документация по педпрактике:

  • Памятка по планированию урока.
  • Памятка по анализу урока (оба документа подготавливаются кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков и выдаются студентам перед началом педагогической практики.
  • Дневник по педагогической практике студента-практиканта, который ведется в течение основного этапа педагогической практики. Дневник содержит профессиональные наблюдения студента, планирование уроков и их анализ.
  • Творческий отчет (форма оговаривается заранее – это может быть: презентация, альбом, стенная газета, видеоролик, видеоурок), который студенты как правило готовят в группах и содержащий также пожелания по подготовке, организации и проведению педагогической практики.
  • Характеристика-отзывы, полученные студентами с мест прохождения педагогической практики, содержащие оценку профессиональной подготовки студента.

Здесь следует остановиться и отметить, что на нашем факультета мы убедились, что одним из наиболее эффективных средств развития умений педагогической рефлексии студентов является дневник педагогической практики. Работа с дневником учит студента анализировать его собственную педагогическую деятельность, проектировать варианты решения педагогических проблем и принимать конкретные решения. Тем самым, обучение профессиональной рефлексии с помощью дневника создает возможность для перехода студента на уровень «активной позиции». В пакет документов, объединенных названием «Педагогический дневник» включены:

  • собственно педагогический дневник на печатной основе, который содержит анализ особенностей развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в школе, практической деятельности студента и его коллег.
  • портфолио, где представлены видеоуроки, разработки нестандартных уроков, воспитательных мероприятий, дидактических пособий, наглядных материалов и т.п.;
  • творческий отчет, содержащий результаты самоанализа продвижений студента в процессе освоения педагогических умений на практике и перспективы саморазвития на пути освоения профессиональной деятельности.

На пятом курсе после заключительной конференции проходит защита курсовых работ в виде круглых столов, где студенты сгруппированы не по отделениям (английское, немецкое, французское), а по избранной ими проблематике. Это позволяет студентам не только продемонстрировать теоретическую подготовку, но и еще раз обсудить результаты своей практической работы в школе и методического эксперимента, которые должны быть отражены в практической части их курсовой работы.
Результаты педагогических исследований студентов, проводимых во время практики, находят свое отражение и в выпускных квалификационных работах, выступлениях на научных студенческих конференциях, работах, поданных на различные конкурсы студенческих научных работ. Так студенты С.С. Смирнов, Е.А. Егорова, А.А. Смирнова были награждены дипломами конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших заведениях РФ по разделу «Педагогика и методика преподавания дисциплин». Оценка по педпрактике является комплексной и выставляется с учетом посещения дней подготовки к педагогической практики, участия в промежуточной и итоговой конференциях, оценки учителя-методиста, классного руководителя, психолога, педагога, оценки за дневник педпрактики и творческий отчет.

Учебно-методические материалы

Интернет-ресурсы