Кафедра теории и истории педагогики

Материал из YSPU
Перейти к: навигация, поиск
Факультет социального управления
Кафедры

Кафедра теории и истории педагогики – старейшая педагогическая кафедра вуза. Её исторические корни – кафедра педагогики, созданная в 1925 году.
Заведующий кафедрой: Ходырев Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

Kaf-tip1-1-.jpg

Контакты

  • Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Которосльная наб., д. 46 В, ауд. 212.
  • Тел.: (4852) 30-48-39
  • E-mail: kaf.teorped@yspu.org

Основные сотрудники

Штатный формуляр на 22.11.2017 XLS | PDF

Подробнее о составе кафедры

ФИО Должность Преподаваемые дисциплины Ученая степень (при наличии) Ученое звание (при наличии) Направление подготовки и (или) специальности Уровень образования Квалификация Повышение квалификации (или) профессиональная переподготовка (при наличии) Общий стаж работы Стаж работы по специальности
Гаврилова Татьяна Николаевна Доцент Педагогика

Гуманистически концепции развития индивидуальности

Кандидат психологических наук доцент Психология высшее Психолог-преподаватель Удостоверение о повышении квалификации №352495332284 по дополнительной профессиональной программе: «Основы научного проектирования экспозиций, научно-фондовой работы и маркетинга в музее», 48 часов, 2017 год, Вологодский институт развития образования,АОУ ВО ДПО

Удостоверение о повышении квалификации №762406949420 по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2018 год, ФДПО ЯГПУ

40 32
Гаибова Вероника Евгеньевна старший преподаватель Педагогика Кандидат педагогических наук Физика и английский язык высшее Учитель физики и английского языка Удостоверение о повышении квалификации № 762401941174 по программе «Профессиональная коммуникация и академическая риторика преподавателя вуза», 72 часа, 2015 год, ФДПО ЯГПУ

Удостоверение о повышении квалификации № 772402032426 по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)», 72 часа, 2015 год, ФГБОУ ВПО МПГУ

Удостоверение о повышении квалификации №762406949562 по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2015 год
15 10
Данилова Лариса Николаевна Доцент Педагогика Доктор педагогических наук доцент Немецкий и английский язык высшее Учитель немецкого и английского языка «Дидактика высшей школы» (ЯГПУ, ФДПО 2017)
Удостоверение о повышении квалификации №762406949423 по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2018 год, ФДПО ЯГПУ
19 13
Иванова Елена Олеговна Доцент Нейропсихологические основы индивидуального развития

Педагогика

Педагогика индивидуальности

Психология

Современные проблемы общей педагогики

Философия и история образования

Кандидат педагогических наук доцент Психология высшее Психолог-преподаватель Удостоверение о повышении квалификации № 6316 по программе «Профессионально-педагогическая деятельность в условиях модернизации образования», 72 часа, 2012 год, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Удостоверение о повышении квалификации №762401941279 по программе «Противодействие коррупции», 40 часов, 2015 год, ЯГПУ

Удостоверение о повышении квалификации № 762403272697 по программе «Дидактика высшей школы: современный аспект», 72 часа, 2015 год, ЯГПУ

Удостоверение о повышении квалификации № 762406020717 по программе «Организационно – методические основы инклюзивного образования в высшей школе», 2017 год, ФДПО ЯГПУ

Удостоверение о повышении квалификации №762406949558 по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2015 год, ФДПО ЯГПУ

Переподготовка Социальный работник. Советник по социальному управлению и кадровой работе (Российская академия управления

г. Москва, 1993) ДВП № 033649
32 7
Молоков Дмитрий Сергеевич Доцент Теоретические основы организации педагогического процесса

Педагогика

История педагогики и образования

Теория обучения и воспитания

Теория и методика педагогической деятельности

Кандидат педагогических наук доцент История и английский язык высшее Учитель истории и английского языка Удостоверение о повышении квалификации № 712405876414 по программе «Принципы создания и использования электронного курса в образовательном процессе», 72 часа, 2017 год,

ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Региональный центр компетенций в области онлайн-обучения

Удостоверение о повышении квалификации №762406949412 по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2017 год, ФДПО ЯГПУ
18 13
Паладьев Сергей Леонидович Доцент

Педагогика

Актуальные вопросы образования

Теория и практика воспитательных систем: история и современность

Кандидат педагогических наук доцент География и биология высшее Учитель географии и биологии Удостоверение о повышении квалификации № 180000408217 по программе «Основные вопросы и практические рекомендации по организации и внедрению инклюзивной среды для образовательных организаций»,

72 часа, 2017 год, Российский государственный социальный университет

Удостоверение о повышении квалификации №762406020771 по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2018 год, ФДПО ЯГПУ
40 33
Тишко Анна Борисовна Доцент

Педагогика

Психология и педагогика (раздел «Педагогика»)

Кандидат педагогических наук доцент Русский язык, литература и мировая художественная культура высшее Учитель русского языка, литературы и МХК Удостоверение о повышении квалификации № 762401941282 по программе «Противодействие коррупции», 40 часов, 2015 год, ЯГПУ, ФДПО

Удостоверение о повышении квалификации № 18000408288 по программе «Основные вопросы и практические рекомендации по организации и внедрению инклюзивной среды для образовательных организаций», 72 часа, 2017 год, Российский государственный социальный университет

Удостоверение о повышении квалификации №762406949500 по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2017 год, ФДПО ЯГПУ
18 18
Ходырев Александр Михайлович Доцент, заведующий кафедрой Психолого-педагогические проблемы развития одаренности Кандидат педагогических наук доцент История и психология высшее Учитель истории. Психолог Удостоверение о повышении квалификации №760600000585 по программе «Технологии управления рисками в образовательной деятельности», 72 часа, 2015 год,
Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Удостоверение о повышении квалификации №76240217752 по программе «Экономика и менеджмент», 72 часа,2016 год, Академия МУБиНТ

Удостоверение о повышении квалификации № 762406020668 по программе «Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи на современном этапе.

Противодействие экстремизму и терроризму», 2017 год,

Удостоверение о повышении квалификации №762406020780 по программе «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2018 год, ФДПО ЯГПУ
18 8

История кафедры

Становление кафедры педагогики связано с именем Павла Никодимовича Груздева. После окончания историко-филологического факультета Московского университета он преподавал историю, русский язык и литературу в мужской гимназии в Костроме, после революции был одним из руководителей народного образования в Костромской губернии, а с 1922 года работал ректором Ярославского педагогического института и возглавлял кафедру педагогики. Вместе с ним на кафедре работали профессора И.О. Зубков, М.И. Поливанов, П.П. Четвериков, преподаватели А.Ф. Опочинский, Н.А. Соколов, С.Н. Шадурский.

В первые годы своего существования кафедра усиленно искала пути подготовки такого учителя, который был остро необходим новой советской школе. Программная статья П.Н. Груздева, открывшая первый сборник научных трудов педагогического института, называлась "На путях к новому педагогу". В ней были сформулированы требования к учителю советской школы: это должен быть влюбленный в свое дело педагог, воспитывающий подрастающее поколение в духе гражданской зрелости; это организатор детской среды, умеющий работать с населением; это исследователь, способный решать педагогические задачи. Подготовка такого учителя стала стратегическим направлением в работе кафедры (20 – 30-е гг.).

В годы Великой Отечественной войны вместе со всем коллективом института члены кафедры строили укрепления под Ростовом, участвовали в отрядах противовоздушной обороны, народном ополчении, вели пропагандистскую работу. После войны руководство кафедрой принял только что снявший офицерскую форму доцент Алексей Георгиевич Иванов. Он руководил кафедрой 17 лет. В 1945 году институту было присвоено имя К.Д. Ушинского. Это определило одно из направлений научных исследований и традицию проведения педагогических чтений, посвященных памяти выдающегося русского педагога. Осенью 1944 года при кафедре была открыта аспирантура. С 1944 по 1954 гг. ее закончили 14 человек.

Второй набор аспирантов на кафедре был осуществлен в 1960-1967 гг. Кандидатские диссертации защитили 6 будущих преподавателей кафедры педагогики. Среди них: В.Е. Гавриличев, Н.И. Курапова, В.Б. Успенский, А.П. Чичагов. Н.И. Курапова и В.Б. Успенский были руководителями кафедры в 70-х – 80-х годах.

Третий раз аспирантура при кафедре была открыта в 1993 году, что было связано с приходом нового заведующего, профессора Михаила Иосифовича Рожкова.

В 60-х – 70-х гг. кафедра была инициатором организации общественно-педагогической практики студентов I-II курсов и летней педагогической практики в пионерских лагерях студентов III курса. В 1964 году создан первый педагогический отряд, который начал работу среди воспитанников детской колонии на Толге. Преподаватель А.А. Тихонов разработал программу педагогического всеобуча родителей, а Г.В. Насонова организовала родительский университет в Кировском районе г. Ярославля. Двадцать лет факультет юного педагога готовил пополнение для нашего вуза. Кафедра активно участвовала в разработке проблем НОТ вузовского образования, вела исследовательскую работу по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации. Сотрудники кафедры проводили исследование проблем сельской школы (особенно малокомплектной) совместно с работниками Академии педагогических наук СССР. В эти годы кафедру возглавлял В.Б. Успенский.

В 1980 году кафедра дала жизнь факультету подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования, просуществовавшему 12 лет и переподготовившему более 4 тысяч руководителей школ различных территорий страны. Это направление работы продолжает факультет менеджеров образования (ныне – факультет дополнительного профессионального образования), готовящий управленцев для образовательных учреждений. Он создан по инициативе кафедры в 1995 году. В 90-х годах под руководством профессора М.И. Рожкова кафедра стала базой для создания института педагогики и психологии в рамках педагогического университета. В результате разделения кафедры были созданы новые структуры: в 1996 году – кафедра педагогических технологий и в 2000 году - кафедра социального управления (ныне – кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью).

На кафедре работают доктор педагогических наук, доцент Л.Н. Данилова, кандидаты педагогических наук, доценты Иванова Елена Олеговна, Д.С. Молоков, С.Л. Паладьев, А.М. Ходырев, А.Б. Тишко, кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Гаврилова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель В.Е. Гаибова. Преподаватели читают лекции и ведут практические занятия по основным разделам педагогики, а также авторские курсы на девяти факультетах университета.


До 2016 года заведующим кафедрой был кандидат педагогических наук, доцент С.Л. Паладьев. Сегодня кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Ходырев Александр Михайлович.

На кафедре работают доктор педагогических наук, доцент Л.Н. Данилова, кандидаты педагогических наук, доценты Е.О. Иванова , Д.С. Молоков, С.Л. Паладьев, А.М. Ходырев, А.Б. Тишко, кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Гаврилова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель В.Е. Гаибова. Преподаватели читают лекции и ведут практические занятия по основным разделам педагогики, а также авторские курсы на девяти факультетах университета.

Научная деятельность

С 2010х гг. научная работа кафедры теории и истории педагогики была посвящена изучению проблемы качества образования в средней и высшей школе. С точки зрения повышения качества образования рассматривались вопросы самостоятельной работы обучающихся, интеграции учебной и внеучебной деятельности, взаимодействия педагогов и обучающихся, организация учебно-воспитательного процесса в условиях введения новых образовательных стандартов, изучался отечественный и зарубежный опыт обеспечения качества образования и многое другое.

С 2016 г. сотрудники кафедры обратились к исследованию вопросов непрерывного педагогического образования. Каждый преподаватель углубленно разрабатывает исследовательскую тему, в соответствии с областью своих научных интересов. Т. Н. Гаврилова, В. Е. Гаибова, Е. О. Иванова изучают вопросы повышения качества непрерывного образования при использовании новых педагогических и информационных технологий, С. Л. Паладьев рассматривает воспитательные аспекты педагогического образования, А. Б. Тишко, Л. Н. Данилова, А. М. Ходырев и Д. С. Молоков исследуют вопросы непрерывности подготовки педагогов в отечественной и зарубежной практиках образования в различные исторические периоды.

Ежегодно кафедра организует научные конференции, посвященные актуальным аспектам образования, в которых принимают участие теоретики и практики образования из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. На кафедре теории и истории педагогики ведется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, преподаватели руководят обучением аспирантов и соискателей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования».

Музей К. Д. Ушинского

В музее К. Д. Ушинского

Весной 2006 года при кафедре теории и истории педагогики открылся музей К.Д. Ушинского. Все преподаватели кафедры приняли активное участие в разработке и организации работы музея, поиске материалов для его выставок. На должность заведующей музея была назначена доцент кафедры Татьяна Николаевна Гаврилова. Помимо организации работы, она курирует общественный совет музея, способствует сбору новых материалов и экспонатов.

Основными целями музея являются увековечение памяти великого педаго­га, изучение его жизни, деятельности и наследия, формирова­ние педагогической направленнос­ти и профессионального мышления у будущих работников образования, создание условий для научной де­ятельности студентов, аспирантов и преподавателей ЯГПУ в сфере педагогической теории. Музей состоит из выставочного зала и библиотечного фонда. Вы­ставочный зал содержит следу­ющие экспозиции: "Воспитание де­тства (родители, гимназия)», «Вос­питание юности (Московский уни­верситет)", «Ярославский период в жизни и педагогической деятельнос­ти К.Д. Ушинского (Ярославль време­ни К.Д. Ушинского, Демидовский ли­цей, Ушинский в Демидовском лицее)», «Петербургский и загранич­ный период жизни и педагогической деятельности КД. Ушинского (работа в Министерстве внутренних дел, Гат­чинский сиротский институт, Смоль­ный институт благородных девиц, по­ездка за границу)», «Преемники К.Д. Ушинского», «Имени К.Д. Ушинско­го», «Света! Больше света! (гуманис­тическая педагогическая система К.Д. Ушинского)», «Ярославские ученые о К.Д. Ушинском». Одна из главных форм деятельности музея – это проведение учебных занятий со студентами, деятельности К.Д. Ушинско­го в курсах "Педагогика», "История пе­дагогики и образования» и в спецкурсе "Педагогическая система и педагоги­ческое наследие К.Д. Ушинского». Музей ведет переписку с потомками великого педагога, а также с другими музеями, занимающимися творчеством Ушинского.