Кафедра иностранного языка как второй специальности

Материал из YSPU
Перейти к: навигация, поиск
Перейти: Факультеты ЯГПУ
Факультет иностранных языков
Кафедры

Контактная информация

Состав кафедры

Штатный формуляр на 22.11.2017 XLS | PDF

Подробнее о составе кафедры

ФИО Должность Преподаваемые дисциплины Ученая степень (при наличии) Ученое звание (при наличии) Направление подготовки и (или) специальности Уровень образования Квалификация Повышение квалификации (или) профессиональная переподготовка (при наличии) Общий стаж работы Стаж работы по специальности

Общие сведения о дисциплинах кафедры

  • НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'
  • Профиль «Историческое образование», «Образование в области иностранного языка»
    • Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
    • Б1.Б.2 Иностранный язык
    • Б2 Математический и естественнонаучный цикл
    • Б1.В.ДВ.5.2 Учебные Интернет-ресурсы в преподавании иностранного языка
    • Б3 Профессиональный цикл
    • Б1.Б.15 Методика обучения иностранному языку
    • Б1.В.ОД.15 Практический курс иностранного языка
    • Б1.В.ОД.16 Основы языкознания
    • Б1.В.ОД.17 Лингвострановедение и страноведение
    • Б1.В.ОД.18 Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка
    • Б1.В.ОД.19 История языка
    • Б1.В.ОД.20 Теоретическая фонетика
    • Б1.В.ОД.21 Теоретическая грамматика
    • Б1.В.ОД.22 Стилистика
    • Б1.В.ОД.23 Лексикология
    • Дисциплины по выбору:
    • Б1.В.ДВ.11 Аналитическое чтение/Деловая переписка
    • Б1.В.ДВ.13 Сравнительное языкознание/Новые направления в лингвистике
    • Б1.В.ДВ.14 Теория и практика перевода/Перевод в сфере профессиональной коммуникации
    • Б1.В.ДВ.15 Практикум по культуре речевого общения/Практикум устной и письменной речи
  • Профиль «Дошкольное образование», «Образование в области английского языка»
    • Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
    • Б1.Б.1 Иностранный язык
    • Б2 Математический и естественнонаучный цикл
    • Б1.В.ОД.3 Учебные Интернет-ресурсы в преподавании иностранного языка
    • Б3 Профессиональный цикл
    • Б1.Б.11.2 Теория и методика обучения иностранному языку
    • Б1.В.ОД.17.1 Теоретическая фонетика
    • Б1.В.ОД.17.2 Теоретическая грамматика
    • Б1.В.ОД.17.3 Лексикология
    • Б1.В.ОД.17.4 Стилистика
    • Б1.В.ОД.20 История языка
    • Б1.В.ДВ.12.1 Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка
    • Б1.Б.ОД.18 Основы языкознания
    • Б1.В.ДВ.11.1 Лингвострановедение и страноведение
    • Б1.В.ОД.19 Практический курс иностранного языка
    • Дисциплины по выбору:
    • Б1.В.ДВ.8 Раннее обучение иностранным языкам/Когнитивный подход к преподаванию иностранных языков
    • Б1.В.ДВ.9 Теория и практика перевода/Перевод в сфере профессиональной коммуникации
    • Б1.В.ДВ.10.1 Практикум по культуре речевого общения/Практикум устной и письменной речи
  • Профиль «Информатика и информационные технологии в образовании», «Образование в области иностранного языка»
    • Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
    • Б1.Б.2 Иностранный язык
    • Дисциплины по выбору:
    • Б1.В.ДВ.4 Аналитическое чтение/Деловая переписка
    • Б3 Профессиональный цикл
    • Б1.В.ОД.13 Теория и методика обучения иностранному языку
    • Б1.В.ОД.14 Практический курс иностранного языка
    • Б1.В.ОД.15 Теоретическая фонетика
    • Б1.В.ОД.16 Теоретическая грамматика
    • Б1.В.ОД.17 Лексикология
    • Б1.В.ОД.18 Стилистика
    • Б1.В.ОД.23 Основы языкознания
    • Б1.В.ОД.19 История языка
    • Б1.В.ОД.20 Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка
    • Дисциплины по выбору:
    • Б1.В.ДВ.14 Практикум по культуре речевого общения/Практикум устной и письменной речи
    • Б1.В.ДВ.16 Теория и практика перевода/Перевод в сфере профессиональной коммуникации
    • Б1.В.ДВ.17 Лингвострановедение и страноведение Великобритании/История и культура США

Студенты, обучающиеся по данным основным образовательным программам, проходят педагогическую практику.

Педагогическая практика

Педагогическая практика студентов является важным звеном в системе подготовки филолога-преподавателя. Это еще один этап формирования профессионально-педагогической компетентности, которая должна позволить студенту-выпускнику стать полноправным членом гражданского общества. Профессионально-педагогическая компетентность предполагает умение привести литературоведческую, лингвистическую, психологическую, педагогическую, дидактическую, методическую, коммуникативную составляющие в продуктивное взаимодействие в теоретическом и практическом выражении. Практика носит обучающий и развивающий характер, создаются условия для самоактуализации и саморазвития личности студента. Практика помогает студенту выработать индивидуальный педагогический стиль. Основными видами деятельности являются творческая и исследовательская.

Целью педпрактики является формирование профессионально-педагогической компетентности студентов, подготовка к целостному выполнению функций учителя иностранного языка и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися.

Педагогическая практика проходит в течение 4 недель в начальных, средних и старших классах общеобразовательных школ, гимназий. Руководители практики назначаются из числа преподавателей школ и гимназий. Групповые руководители назначаются из числа преподавателей кафедры иностранного языка как второй специальности.

В течение практики каждый студент должен выполнить следующие задания:

  • знакомство с образовательным учреждением, заполнение сведений о нем;
  • знакомство с тематическим планированием в средних и старших классах;
  • анализ учебно-методического комплекса, по которому работает педагог;
  • наблюдение и анализ уроков у учителей английского языка;
  • знакомство с ученическим коллективом, с которым студент будет проводить учебные мероприятия;
  • самостоятельное проведение уроков под руководством педагога;
  • проведение контрольного урока с приглашением учителя, методиста, студентов-практикантов;
  • проведение внеклассного мероприятия;
  • посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий, проводимых студентами-практикантами;
  • проверка тетрадей учащихся; проведение дополнительных занятий с учащимися;
  • знакомство с организацией методической работы в школе, посещение заседания методического объединения учителей английского языка.
  • вариативная часть: составление индивидуальной программы практики и ее выполнение (например, разработка контрольных и тестовых материалов по предмету, подготовка дидактического материала, организация индивидуальной работы с учеником, разработка и проведение воспитательных мероприятий).

По окончании педагогической практики студенты должны представить следующую отчетную документацию:

  • дневник практики;
  • конспекты уроков;
  • конспект внеклассного мероприятия на иностранном языке;
  • отчет о педагогической практике;
  • характеристика.

Оценку выставляют учителя школ и гимназий, а также групповой методист кафедры иностранного языка как второй специальности.

  • разработка конспектов уроков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к конспекту урока;
  • проведение уроков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку;
  • посещение уроков учителей, анализ уроков.
  • посещение уроков студентов, участие в анализе уроков;
  • проведение внеклассного мероприятия по предмету в соответствии с требованиями, предъявляемыми к внеклассным мероприятиям по предмету;
  • выполнение заданий по иностранному языку в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
  • проявление ответственного отношения к практике, самостоятельности, инициативности, установление необходимого контакта с учениками, учителями, работниками школы, методистами;
  • своевременное оформление документации.

Учебно-методические материалы

Белякова Е.А. «Практикум по культуре речевого общения» - http://moodle.yspu.org

Белякова Е.А. «Теория и методика обучения иностранному языку» - http://moodle.yspu.org.

Холод Н.И. «Практический курс английского языка» - http://moodle.yspu.org;

Холод Н.И. «Иностранный язык в профессиональной коммуникации» - http://moodle.yspu.org.

История кафедры

История кафедры началась в 1972 году в связи с открытием набора на специальность "История, обществоведение и английский язык" на историко-филологическом факультете. Первоначально она называлась кафедра английского языка. Целью создания нового самостоятельного подразделения явилась подготовка студентов исторического факультета к работе в сельских школах в качестве учителей истории и английского языка. Преподаватели кафедры также вели занятия по английскому языку на физико-математическом факультете для студентов специальностей "Физика на английском языке" и "Математика на английском языке" с 1972 года и "Физика и английский язык" и "Математика и английский язык" с 1977 года.

С 1980 года набор студентов на специальность "История, обществоведение и английский язык" не осуществлялся. Последний выпуск специалистов широкого профиля на историко-филологическом факультете состоялся в 1984 году, а на физико-математическом факультете — в 1986 году. Итак, в 1983 году кафедра английского языка прекратила свое существование как самостоятельная единица, в мае 1983 года произошло слияние межфакультетской кафедры иностранных языков с кафедрой иностранного языка.

В 1989 году после девятилетнего перерыва был объявлен прием на новую специальность «История» с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Таким образом, в качестве дополнительной специальности студенты стали изучать английский, немецкий и французский языки.

С сентября 2003 года кафедра иностранных языков разделилась на кафедру иностранных языков и методики преподавания в структуре исторического факультета и межфакультетскую кафедру иностранных языков. В связи с изменениями в организации учебно-методической деятельности 31 октября 2012 года кафедра иностранных языков и методики преподавания в структуре исторического факультета была ликвидирована. С 1 ноября 2012 года была создана кафедра иностранного языка как второй специальности в структуре факультета иностранных языков. В настоящее время преподаватели кафедры осуществляют подготовку студентов исторического, педагогического и физико-математического факультетов по дополнительной специальности «Иностранный язык» и второму профилю «Образование в области иностранного языка».